Побольше стабильных «- станов»!
На этой неделе в Алматы прошел 2-й Евразийский экономический саммит под эгидой Всемирного Давосского экономического Форума. Событие, сколь важное для нашей страны, столь и значимое для всего центрально-азиатского региона. Но даже и Центральной Азией, — дело здесь не закончилось. В связи с международной антитеррористической операцией, проводящейся у нас буквально под боком, Алматинский Евразийский саммит-2002 стал местом своеобразного мозгового геополитического штурма на предмет вариантов достижения политической и экономической стабильности в регионе, где названия почти всех стран заканчиваются на » — стан».
Политика и экономика — всегда тесно связаны. Это аксиома. Казахстан и углеводороды — братья навек. Это уже закон. Подтверждение тому в очередной раз было получено на днях в южной столице. Как не пытались его организаторы расширить тематику обсуждаемых на саммите тем, львиная доля внимания собравшихся была поглощена каспийской нефти и ее транспортировке. А также политическим нюансам, которые неизменно возникали при очередном разглядывании вариантов доставки каспийских углеводородов до западных потребителей.
Этим, кстати, нынешний саммит ни чем не отличался от аналогичной встречи, тоже прошедшей под эгидой Давосского Форума два года назад. Другое дело, что на «Евразии — 2000» проблема множественности путей транспортировки нефти из Каспия обсуждалась ВПЕРВЫЕ. В апреле 2002 года — она обсуждалась, уже в который раз. И названия трубопроводов звучали те же: КТК, Баку — Джейхан, Атырау — Дружба, Каспий — иранский город Нека.
Сами мы — местныe, потому, однако, деньги давай
Традиции Давоса уходят корнями лет на 30 назад. Тогда, Клаус Шваб придумал оригинальный саммит. На него он созвал в неформальной обстановке покалякать о том, о сем, — о стратегическом: финансистов, промышленников, политиков и проч. Обозвал он это дело модным тогда словом: «Форум». А полное название — «Всемирный экономический Форум в Давосе». В конце 90-х мне удалось побывать в этом городе и на этом форуме. И убедиться в том, что не врет буржуазная пресса, расписывая красоты Швейцарских Альп и дикое количество знаменитостей, которое стекается туда каждый год в конце января.
В Алматы саммиты под маркой Давосского Форума стали проводиться с 2000 года. Сей факт является признанием со стороны инвесторов экономических успехов Казахстана. В нынешнем участвовали около 500 элитных бизнесменов и политиков из четырех десятков стран. Были и президент Всемирного банка Джеймс Вульфенсон, который поразил всех своей прической «сумасшедшего профессора», и глава Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер, и руководитель Исламского банка развития Ахмад Мохамед Али, и генеральный секретарь ОБСЕ Ян Кубиш, и президенты Таджикистана и Кыргызстана, и премьер-министры Украины и Армении. И еще много всякого народу понаехало в эти дни в южную столицу.
Темы на нынешнем саммите были поставлены разные. От вопроса: «Инвестиции, — куда вкладывать средства кроме нефтегазового сектора?», до проблемы: «Афганистан и Евразия: восстановление страны». Вы спросите, почему в экономику вмешалась политика? Ответ лежит на поверхности территории региона. А конкретней, — в его «подбрюшье». Афганские проблемы не кончились с окончанием американских бомбардировок. На самом деле, они только начались. Так как в центре Азии объявилось крупное государство, у которого нет ни национальной идеи, ни дееспособного правительства, ни денег, ни желания у его жителей, что-либо сообща решать.
Впрочем, основной темой на саммите, все равно, стал Каспий и его углеродные богатства. Местные политики и эксперты упирали на то, что в целом Центральная Азия — это весьма бедный регион. Кроме Казахстана и в какой-то степени, Азербайджана, конечно. А всеобщая бедность — это магистральная дорога в терроризм. Западные политологи и толстосумы, в ответ, испугано кивали, выражая свое согласие дать местным властям денег для осуществления «экономического антитерроризма».
Здесь у них любовь «с интересом». Здесь у них «лежбище»
Хотя в принципе, бизнесмены и политики из нескольких десятков стран, побывавшие в Алматы на этой неделе, понимали, что наш регион — это не только несметное количество углеводородов. Но от понимания до конкретных действий — дистанция очень большая. Тем более что почти все основные лица мировой политики: США, Китай, Россия, — не устают недвусмысленно заявлять о том, что с Казахстаном у них, так называемая, «любовь с большим нефтяным интересом».
В этой ситуации остальным игрокам международных экономических отношений приходится подстраиваться под подобные желания стран-гигантов. Кто-то это назовет «навязыванием чужих интересов». Кто-то — «новой политикой в регионе». В принципе — это одно и тоже. Но раньше, даже на саммите «Евразия — 2000», Казахстану, в этой ситуации, удавалось погасить существующие трения за счет знаменитой «многовекторной» политики. Сегодня же мир изменился. Появились «страны-изгои», нарисовался международный терроризм, Соединенные Штаты начали себя вести так, как будто не было в прошлом веке двух разрушительных мировых войн. Жить одной только «многовекторностью» стало просто не с руки.
Однако, как уже говорилось, от понимания до дела, — путь не близкий. Именно поэтому, на состоявшемся на днях Евразийском саммите наша республика так и не смогла «выпутаться» из около- и внутри нефтяных проблем. Практически каждая встреча казахстанского властного генералитета с международными делегациями в эти дни была посвящена «каспийским проблемам». Даже экологические проблемы этого водоема рассматривались исключительно через призму добычи там углеводородов.
700 — там, 300 — здесь. Глядишь, и построим рынок с социалистическим лицом
Но картина будет не полной, если не отметить, что на «Евразии -2002» представители крупнейших международных финансовых организаций все же попытались перевести переговоры в русло обсуждения проблем инвестиций в другие отрасли экономики региона. Особенно здесь преуспели Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Всемирный банк заявил, что готов предоставить Казахстану до 700 миллионов долларов за 3 года: на социально-экономическое развитие республики. Европейский банк — 300 миллионов долларов уже в этом году: на развитие банковской сферы, малого бизнеса и других отраслей казахстанской экономики.
Осталось только нам самим теперь проявить инициативу в расширении количества отраслей в нашем уже не народном хозяйстве. Тем более что, к примеру, глава ЕБРР Жан Лемьер сказал про нашу республику так: «Это страна, в которую можно вкладывать средства. Бизнес-климат улучшается. И инвесторы это понимают».
Лидерам пошло забывать о своих командах
Как заявил на встрече с нашим президентом глава Всемирного экономического Форума Клаус Шваб: «Нам необходимо наращивать потенциал Евразийского саммита». Что ж, как говорится, дай-то Бог. Тем более что Казахстан и вправду выходит в экономические лидеры Центрально-Азиатского региона, а в мире нас, наконец-то, признали страной с рыночной экономикой.
Только, при этом всеобщем благодушии власть и капиталы предержащих, совсем бы не хотелось, чтобы они забывали о заботах простых людей региона в целом и граждан нашей республики в частности. Чтобы при проведении следующего Евразийского саммита не появлялись информации, подобные той, что пришла в дни «Евразии — 2002». В ней, пришедшей на ленту агентства Kazakhstan today 9 апреля, говорится о том, что 42-х летняя жительница Актюбинска Валентина Кащенко вместе со своим 13-летним сыном объявили голодовку из-за чуть ли не 100-тысячной задолженности женщине по зарплате.
Международные саммиты — это очень хорошо. Но, согласитесь, еще лучше, когда после них жизнь простых людей становится стабильней и легче.
Им противен сам голос…
Интересная полу дискуссия развернулась на днях в нашем полу…, пардон, просто парламенте. Депутаты стали обсуждать: сказал ли им всю правду премьер-министр Имангали Тасмагамбетов, рассказав на прошлой неделе о секретном фонде правительства, который, как минимум, два раза спас страну от банкротства? В этом деле им шибко помогли журналисты политических таблоидов. Которые донимали с этим буквально каждого народного избранника. Думается, что сами парламентарии вряд ли бы отважились на публичное обсуждение этой темы.
Многие депутаты положительно оценили речь премьер-министра. С оговорками, конечно, но одобрили. А вот некоторые мажлисмены показали себя в политической полемике, как бы это помягче выразиться, не с самой лучшей стороны.
Например, депутат мажлиса г-н Котович сказал про услышанное: «Я в шоке… Такого унижения не испытывал». Странное заключение, особенно учитывая, что г-н Котович — человек в возрасте, и потом он парламентарий. То есть, должен был за свою нелегкую жизнь пред- и настоящую депутатскую жизнь привыкнуть, что его унижают. Ведь, если бы он не любил шоковых испытаний, — он прямой дорогой отправился в правительство. Его обитателей унизить невозможно по определению…
А вот принципиальный «адъютант» Компартии республики тов. Сорокин сказал по поводу выступления премьера так: «Мы ожидали…». Все-таки, как важно быть коммунистом до конца. И тогда ты всегда будешь говорить о себе, как гений человечества Иосиф Виссарионович Сталин: или, в третьем лице или, во множественном.
И тут мне прекрасная мысль Сергея Довлатова о закономерности во взаимоотношениях с женщиной: «Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса…».
Почему я сравниваю женщин, находящихся в стадии семейного «разбора полетов», и депутатов, мирно жующих поток законопроектов? Только потому, что многие из наших народных избранников сегодня очень сильно напоминают их. Та же нетерпимость, то же нежелание идти на компромисс, то же эмоциональное, а не логическое восприятие внешней информации. Но женщина, спорящая с мужчиной, — все равно прекрасна. А мужик, носящий депутатский значок, и сурово всхлипывающий про то, что его унизили, — не вызывает других эмоций, как только жалость к нему за так и не состоявшийся его мужской характер…
О бухгалтерском Мучете
Хорошо хоть, что у нас в парламенте есть и депутаты, которых бы раньше называли «здоровой силой». Не в смысле физкультурных успехов, а по принципу здравомыслия и простого желания реально помочь стране жить-поживать, да добра наживать. Именно эта здоровая сила в мажлисе и приняла в минувшую среду изменения и дополнения в указ президента страны, имеющего силу Закона РК «О бухгалтерском учете». Эти изменения в первую очередь касаются положений, согласно которым индивидуальные предприниматели освобождаются от составления финансовой отчетности. Что же касается субъектов малого бизнеса, то нововведения будут направлены на упрощение их бухгалтерской отчетности.
Тихое принятие данных поправок явно не соответствует масштабу и значимости предполагаемых бухгалтерских реформаций. Ведь благодаря им, по сути, движущая и кормящая сила нации — малый бизнес, будет освобождена от унизительного, трудоемкого и никому не нужного занятия: составления финансовых бумажек, в которые кроме них никто никогда не взглянет. Это, безусловно, сильно ударит по карману налоговых работников, — поток неправедных денег туда может явно снизиться. Но, что делать, не всю же жизнь им обирать собственных сограждан, как липку.
Осталось только надеяться на здравомыслие и оперативность членов верхней палаты нашего парламента — Сената. Тогда данные изменения и дополнения станут законом на всей территории республики. Миллионы казахстанцев вздохнут свободно. А бухгалтерский учет перестанут величать «Бухгалтерским Мучетом».
Ассамблея, как образ власти
Ассамблеи, в свое время устраивал и Петр I. Но они сильно отличаются от той, что была создана у нас в республике несколько лет назад — в «безконституционное» время. Ассамблея народов Казахстана в свое время не дала развалиться политическому консенсусу в стране. Во многом, благодаря ей, была принята нынешняя Конституция РК. В общем, сильно она тогда помогла. После чего благородно отошла в тень.
Сегодня Ассамблея, по-видимому, опять шибко понадобилась центральным властям. Скорее всего, это связано с готовящимися ныне решениями по организационному ужесточению вертикали власти, по очищению ее тела от многочисленных бюрократических паразитов, и по переводу отдельных функций центральной госаппарата «вниз».
Помнится, осенью прошлого года между господами Токаевым и Джандосовым произошла открытая перепалка по поводу того, кто из них хуже занимался вопросами децентрализации власти. Ныне уже не до публичных перепалок. Поэтому-то, нынешний госсекретарь республики тире министр иностранных дел Касымжомарт Токаев, несмотря на загруженность из-за Евразийского саммита, нашел время и принял вчера участие в рабочем заседании совета Ассамблеи народов Казахстана. И не только принял там, но и участвовал в обсуждении ряда, буквально, революционных предложений.
Читаем официальное сообщение МИДа республики: «…в ходе заседания обсуждались актуальные вопросы повышения роли и статуса Ассамблеи народов Казахстана, которая сыграла большую роль в укреплении внутренней стабильности в стране».
Что ни слово, что ни выражение в пресс-релизе, — все, прямо-таки, дышит небывалым значением. «Актуальные вопросы», «повышения роли и статуса», «сыграла большую роль«, «в укреплении внутренней стабильности«. То есть, сразу понятно для чего собирались на рабочем заседании члены совета Ассамблеи. Для того чтобы четко определить свой новый статус, права и обязанности. А то, что они скоро будут новыми, — сомнений нет уже никаких.
Интересно только: в этот раз Ассамблея заменит на время парламент или правительство? Или она никого не будет заменять, а просто «на века» станет особой ветвью казахстанской власти?..
Нацбанк недели
Многие читатели подозревают меня в особой нелюбви к председателю Национального банка РК Григорию Марченко. Прямо так и спрашивают при встрече: — А, чой-то вы Марченку не любите? — Развею эти мечты. Если я и критикую Григория Александровича, — то только за то, за что, на мой взгляд, надо критиковать. А любить друг друга два бородатых дядьки (т.е. Г.М. и С.В.), не должны по определению. И поверьте, ничего личного…
Когда же есть повод похвалить главу Нацбанка, — так, почему бы, этого не сделать. Григорий Марченко — единственный, наверное, высокопоставленный чиновник, который соблюдает все законы, регулирующие его работу (тут надо, правда, учесть, что почти все эти законы написаны под его диктовку). Но, что уж, не отнять у г-на Марченко, так это дисциплинированности. Положено ему в соответствии с законами «О президенте РК» и «О Национальном банке РК» ранней весной предоставить главе государства отчет Нацбанка за прошедший год, — он неукоснительно это делает несколько лет подряд. А Нурсултан Назарбаев, отмечая такую радивость своего топ-менеджера, неизменно утверждает этот отчет.
Вот и на этой неделе Григорий Марченко получил официальное президентское «благословление» за работу главного банка страны за 2001 год. Ну, и хорошо. И на этом спасибо.