Алматинская катастрофа, о которой не говорят: мы задыхаемся - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Алматинская катастрофа, о которой не говорят: мы задыхаемся

Алматинская катастрофа, о которой не говорят: мы задыхаемся

Согласно информации на сайте ВОЗ, загрязнение воздуха является одной из самых серьезных экологических угроз для здоровья человека. Если будут предприниматься меры по снижению уровня загрязнения воздуха страны, то может уменьшиться и количество заболеваний, связанных с инсультом, болезнями сердца, раком легких, хроническими и острыми респираторными заболеваниями, включая астму.

  • 24 Июня 2022
  • 4429
Фото - Caravan.kz

Редакция Caravan.kz собрала данные о качестве воздуха в южной столице Казахстана, поговорив с экспертом, и готова поделиться весьма печальными данными для того, чтобы каждый задумался о своей гражданской позиции.

Алматинцы не могут спокойно дышать. Говорят о том, что скоро закончится чистый воздух и будет нечем дышать. Спешим вас расстроить — дышать УЖЕ нечем. По данным датчиков airkaz.org, в нижней части Алматы среднесуточный уровень загрязнения в зимние периоды может достигать 400 мкг/м3, что превышает нормы в 26 раз. В верхней части города, например, в Медеуском районе, среднесуточный показатель зимой периодически доходит до 180 мкг/м3. Это превышает нормы более чем в 12 раз.

В связи с этим медиапортал обратился с вопросами к эксперту по «воздуху» — Павлу Александрову. Он и является создателем сайта airkaz.org

— Как проводятся замеры качества воздуха?

— Есть специальный прибор, через него прокачивается определенный объем воздуха. Так аппарат высчитывает концентрацию веществ в воздухе. Они расположены по всему городу, если говорить о моих приборах, они автономны, передают данные с периодичностью в минуту. Благодаря этому мы имеем полную картину концентрации веществ на  территории Алматы. Моя сеть приборов не может вычислять количество всех веществ в воздухе, потому как она любительская, создавал я ее практически в одиночку, — рассказывает Павел. Казахстан оказался на 23 месте в мировом рейтинге по загрязненности воздуха

— Кто сейчас этим занимается? Ходят слухи, что были некоторые разногласия с "Казгидрометом" по поводу того, кто все-таки должен предоставлять данные.

— На законодательном уровне сказано, что брать информацию о концентрации веществ в воздухе все официальные представители  могут лишь оттуда, однако никем не запрещено делать свои собственные измерения. Я говорю о гражданах нашего города и страны, каждый может самостоятельно этим заниматься. Более того, полученные данные могут публиковаться. К счастью, сейчас и сам "Казгидромет" открыт данным от частных лиц, он на свое усмотрение может пользоваться этими свободными данными. Получается, что любой частный замер может стать источником данных для "Казгидромета". В таком случае ваши данные окажутся и в исследованиях более высоких структур.

Однако, естественно, для подтверждения достоверности ваших замеров ваши приборы должны быть верифицированы. При получении и внедрении ваших данных "Казгидромет" предъявляет к ним такие же требования, что прописаны в нормативно-правовых актах. Именно поэтому не со всех моих приборов к ним идут данные. Потому что не на всех есть поверка.

Поверка — это процесс затратный. А так как я занимаюсь этим самостоятельно и вкладываю собственные средства, иногда средства просто неравнодушных людей, выходит все равно накладно. И не всегда есть 35-40$ на поверку. А вообще сама процедура происходит в частных аккредитованных лабораториях. В моем ведении постоянно работающих приборов — 95, единственное, чем они отличаются от приборов "Казгидромета", исключая количество — это нахождение в разных странах. Мои приборы находятся в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане. Мой проект любительский, когда я начинал этим заниматься, тогда нельзя было оценить качество воздуха в любой момент, поэтому я и начал. Это второй источник данных, помимо данных "Казгидромета", который помогает и в исследованиях, — делится создатель сайта.

— Что такое ПДК?

— Это предельно допустимая концентрация каких-либо веществ. В данном случае — в воздухе. Это утвержденные в законодательном порядке санитарно-гигиенические нормы. Во всем мире существуют ПДК, везде он разные. Они определяются каждой страной самостоятельно, какая норма приемлема для их граждан. К сожалению, Казахстан в этом плане находится далеко позади. К примеру, по мелкодисперсным частицам пыли в 2,5 микрона — 35 микрограммов, тогда как Всемирная организация здравоохранения говорит о том, что их содержание не должно превышать 15 граммов. Получается, что больше, чем в 2 раза. При всем при этом среднегодовые нормы вообще никак не указаны, а ВОЗ нормирует не более 5 микрограммов среднегодовых. Ни со стороны Министерства экологии, ни со стороны Министерства здравоохранения не наблюдается никаких подвижек и интереса к тому, чтобы изменить ПДК. Согласно новому Экокодексу к концу этого года должны быть разработаны новые ПДК по ряду веществ, но никакой работы в этом направлении не ведется. Очевидно, мы снова столкнемся с одними лишь разговорами.

“В официальных данных картина представлена не такой страшной, какой она является на самом деле. Госорганы не видят приоритета в решении этой проблемы”, — утверждает Павел Александров.

В общем доступе есть данные, о которых говорил Павел, нормы по загрязнению воздуха, установленные Всемирной организацией здравоохранения. Например, нормы по мелкодисперсным частицам пыли в 2,5 микрона и меньше: среднегодовая — 10 мкг/м3, среднесуточная — 25 мкг/м3, разовая — 160 мкг/м3.

— Бытует мнение, что нам не хватает правды в вопросе чистоты воздуха. Обвиняем машины и ТЭЦ, но статистики никто не видел. Есть ли она?

— Это абсолютная правда. У нас нет никаких обсуждений, нет дискуссий по этому поводу. Единственное, что делают акиматы — сталкивают людей лбами, сравнивая, кто больше виноват, машины или ТЭЦ, частный сектор или шашлычные. Вместо того, чтобы решать проблемы, забалтывают их. Я занимаюсь этим пять лет и вижу, что никаких подвижек для осознания проблемы госорганами, ничего происходит. Аким Алматы пообещал улучшить экологию в городе

“Проблема загрязнения воздуха — это проблема коррупционных техосмотров и сжигания угля”, — говорит Павел Александров.

— Проблема загрязнения воздуха — это проблема развития транспорта, коей никто не хочет заниматься. Годы идут, воздух все такой же отвратительный и непригодный для дыхания, а мы только лишь слышим болтовню. Люди не хотят включать критическое мышление, от того у них и виноват транспорт и все что угодно.

Что касается статистических данных, да, они имеются. Согласно исследованиям, более 70% загрязнений — это газы и мелкодисперсные частицы. Но тем не менее все скидывают вину только лишь на ТЭЦ и частный сектор. Да, автомобили вносят большой вклад в загрязнение, и чиновники придумали хорошую схему спихивать все на них. Потому что — кто на автомобилях ездит? Мы, люди. По их мнению, мы сами и виноваты. Автотранспорт — это серьезный источник загрязнений, однако нет никакой помощи от государственных лиц в решении этой проблемы. Необходимо было бы запустить новый общественный транспорт и избавить людей от вынужденной меры покупать личные автомобили. Население за 30 лет независимости выросло, а общественный транспорт ни на единицу не увеличился. А выехать в пригород — очень тяжело, и без автомобиля быстро туда доехать невозможно, а иногда просто добраться бывает невозможно.

В департаменте экологии всего шесть инспекторов на весь огромный Алматы, они физически не успевают охватить весь город, — сетует эксперт по “воздуху”.

— Власти утверждают, что необходимо переходить на газ, дабы не загрязнять так воздух в городе, но не делают этого, ссылаясь на его дороговизну. Так ли это, и действительно ли в связи с этим переход осуществлять не стоит?

— Газификация частного сектора — это отдельная порция вранья. У нас в городе утверждают, что 96-98% всего города подключено к газу. Они верят в то, что те районы, в которых проведен газопровод — весь частный сектор той местности — подключен к газу. Если зимой поехать в нижнюю часть города, можно увидеть, что люди сжигают твердое топливо, это видно чуть ли не из каждой трубы.

Один из трёх жителей Алматы страдает респираторным заболеванием. Один из четырех – астматик. Каждый десятый – аллергик.

— Что обычный люд может сделать, чтобы подтолкнуть вышестоящие инстанции к решению этой проблемы, может быть вы, как эксперт, подскажете жителям города?

— Первая и главная проблема — люди не хотят говорить. Они не хотят показывать своей заинтересованности, они считают, что есть активисты, которые им что-то должны. Но я скажу, что 200-300 человек, которые пришли на митинг “Чистый воздух”, не смогут докричаться и достучаться до управления городом. Я был в мэрии Лос-Анджелеса, и там правительство города прислушивается к активистам. Почему? Потому что их больше. Потому что им не безразлична их жизнь и здоровье. Они добиваются того, чтобы быть услышанными. Наши же граждане не хотят, а кричать в один голос — не дает никаких плодов, —  говорит Александров.