Редакция Caravan.kz собрала данные о качестве воздуха в южной столице Казахстана, поговорив с экспертом, и готова поделиться весьма печальными данными для того, чтобы каждый задумался о своей гражданской позиции.
Алматинцы не могут спокойно дышать. Говорят о том, что скоро закончится чистый воздух и будет нечем дышать. Спешим вас расстроить — дышать УЖЕ нечем. По данным датчиков airkaz.org, в нижней части Алматы среднесуточный уровень загрязнения в зимние периоды может достигать 400 мкг/м3, что превышает нормы в 26 раз. В верхней части города, например, в Медеуском районе, среднесуточный показатель зимой периодически доходит до 180 мкг/м3. Это превышает нормы более чем в 12 раз.
В связи с этим медиапортал обратился с вопросами к эксперту по «воздуху» — Павлу Александрову. Он и является создателем сайта airkaz.org
— Как проводятся замеры качества воздуха?
— Есть специальный прибор, через него прокачивается определенный объем воздуха. Так аппарат высчитывает концентрацию веществ в воздухе. Они расположены по всему городу, если говорить о моих приборах, они автономны, передают данные с периодичностью в минуту. Благодаря этому мы имеем полную картину концентрации веществ на территории Алматы. Моя сеть приборов не может вычислять количество всех веществ в воздухе, потому как она любительская, создавал я ее практически в одиночку, — рассказывает Павел. Казахстан оказался на 23 месте в мировом рейтинге по загрязненности воздуха
— Кто сейчас этим занимается? Ходят слухи, что были некоторые разногласия с "Казгидрометом" по поводу того, кто все-таки должен предоставлять данные.
— На законодательном уровне сказано, что брать информацию о концентрации веществ в воздухе все официальные представители могут лишь оттуда, однако никем не запрещено делать свои собственные измерения. Я говорю о гражданах нашего города и страны, каждый может самостоятельно этим заниматься. Более того, полученные данные могут публиковаться. К счастью, сейчас и сам "Казгидромет" открыт данным от частных лиц, он на свое усмотрение может пользоваться этими свободными данными. Получается, что любой частный замер может стать источником данных для "Казгидромета". В таком случае ваши данные окажутся и в исследованиях более высоких структур.
Однако, естественно, для подтверждения достоверности ваших замеров ваши приборы должны быть верифицированы. При получении и внедрении ваших данных "Казгидромет" предъявляет к ним такие же требования, что прописаны в нормативно-правовых актах. Именно поэтому не со всех моих приборов к ним идут данные. Потому что не на всех есть поверка.
Поверка — это процесс затратный. А так как я занимаюсь этим самостоятельно и вкладываю собственные средства, иногда средства просто неравнодушных людей, выходит все равно накладно. И не всегда есть 35-40$ на поверку. А вообще сама процедура происходит в частных аккредитованных лабораториях. В моем ведении постоянно работающих приборов — 95, единственное, чем они отличаются от приборов "Казгидромета", исключая количество — это нахождение в разных странах. Мои приборы находятся в Казахстане, Таджикистане, Узбекистане. Мой проект любительский, когда я начинал этим заниматься, тогда нельзя было оценить качество воздуха в любой момент, поэтому я и начал. Это второй источник данных, помимо данных "Казгидромета", который помогает и в исследованиях, — делится создатель сайта.
— Что такое ПДК?
— Это предельно допустимая концентрация каких-либо веществ. В данном случае — в воздухе. Это утвержденные в законодательном порядке санитарно-гигиенические нормы. Во всем мире существуют ПДК, везде он разные. Они определяются каждой страной самостоятельно, какая норма приемлема для их граждан. К сожалению, Казахстан в этом плане находится далеко позади. К примеру, по мелкодисперсным частицам пыли в 2,5 микрона — 35 микрограммов, тогда как Всемирная организация здравоохранения говорит о том, что их содержание не должно превышать 15 граммов. Получается, что больше, чем в 2 раза. При всем при этом среднегодовые нормы вообще никак не указаны, а ВОЗ нормирует не более 5 микрограммов среднегодовых. Ни со стороны Министерства экологии, ни со стороны Министерства здравоохранения не наблюдается никаких подвижек и интереса к тому, чтобы изменить ПДК. Согласно новому Экокодексу к концу этого года должны быть разработаны новые ПДК по ряду веществ, но никакой работы в этом направлении не ведется. Очевидно, мы снова столкнемся с одними лишь разговорами.
“В официальных данных картина представлена не такой страшной, какой она является на самом деле. Госорганы не видят приоритета в решении этой проблемы”, — утверждает Павел Александров.
В общем доступе есть данные, о которых говорил Павел, нормы по загрязнению воздуха, установленные Всемирной организацией здравоохранения. Например, нормы по мелкодисперсным частицам пыли в 2,5 микрона и меньше: среднегодовая — 10 мкг/м3, среднесуточная — 25 мкг/м3, разовая — 160 мкг/м3.
— Бытует мнение, что нам не хватает правды в вопросе чистоты воздуха. Обвиняем машины и ТЭЦ, но статистики никто не видел. Есть ли она?
— Это абсолютная правда. У нас нет никаких обсуждений, нет дискуссий по этому поводу. Единственное, что делают акиматы — сталкивают людей лбами, сравнивая, кто больше виноват, машины или ТЭЦ, частный сектор или шашлычные. Вместо того, чтобы решать проблемы, забалтывают их. Я занимаюсь этим пять лет и вижу, что никаких подвижек для осознания проблемы госорганами, ничего происходит. Аким Алматы пообещал улучшить экологию в городе
“Проблема загрязнения воздуха — это проблема коррупционных техосмотров и сжигания угля”, — говорит Павел Александров.
— Проблема загрязнения воздуха — это проблема развития транспорта, коей никто не хочет заниматься. Годы идут, воздух все такой же отвратительный и непригодный для дыхания, а мы только лишь слышим болтовню. Люди не хотят включать критическое мышление, от того у них и виноват транспорт и все что угодно.
Что касается статистических данных, да, они имеются. Согласно исследованиям, более 70% загрязнений — это газы и мелкодисперсные частицы. Но тем не менее все скидывают вину только лишь на ТЭЦ и частный сектор. Да, автомобили вносят большой вклад в загрязнение, и чиновники придумали хорошую схему спихивать все на них. Потому что — кто на автомобилях ездит? Мы, люди. По их мнению, мы сами и виноваты. Автотранспорт — это серьезный источник загрязнений, однако нет никакой помощи от государственных лиц в решении этой проблемы. Необходимо было бы запустить новый общественный транспорт и избавить людей от вынужденной меры покупать личные автомобили. Население за 30 лет независимости выросло, а общественный транспорт ни на единицу не увеличился. А выехать в пригород — очень тяжело, и без автомобиля быстро туда доехать невозможно, а иногда просто добраться бывает невозможно.
В департаменте экологии всего шесть инспекторов на весь огромный Алматы, они физически не успевают охватить весь город, — сетует эксперт по “воздуху”.
— Власти утверждают, что необходимо переходить на газ, дабы не загрязнять так воздух в городе, но не делают этого, ссылаясь на его дороговизну. Так ли это, и действительно ли в связи с этим переход осуществлять не стоит?
— Газификация частного сектора — это отдельная порция вранья. У нас в городе утверждают, что 96-98% всего города подключено к газу. Они верят в то, что те районы, в которых проведен газопровод — весь частный сектор той местности — подключен к газу. Если зимой поехать в нижнюю часть города, можно увидеть, что люди сжигают твердое топливо, это видно чуть ли не из каждой трубы.
Один из трёх жителей Алматы страдает респираторным заболеванием. Один из четырех – астматик. Каждый десятый – аллергик.
— Что обычный люд может сделать, чтобы подтолкнуть вышестоящие инстанции к решению этой проблемы, может быть вы, как эксперт, подскажете жителям города?
— Первая и главная проблема — люди не хотят говорить. Они не хотят показывать своей заинтересованности, они считают, что есть активисты, которые им что-то должны. Но я скажу, что 200-300 человек, которые пришли на митинг “Чистый воздух”, не смогут докричаться и достучаться до управления городом. Я был в мэрии Лос-Анджелеса, и там правительство города прислушивается к активистам. Почему? Потому что их больше. Потому что им не безразлична их жизнь и здоровье. Они добиваются того, чтобы быть услышанными. Наши же граждане не хотят, а кричать в один голос — не дает никаких плодов, — говорит Александров.