В соответствии с казахстанским законодательством социальная помощь инвалидам предоставляется в виде: содержания в интернатных учреждениях, пособий, обеспечения протезно-ортопедическими изделиями и обувью, печатными изданиями со специальным шрифтом, звукоусиливающей аппаратурой и сигнализаторами, компенсаторными техническими и другими средствами реабилитации и иных видов помощи.
Общий контроль над их претворением в жизнь осуществляет Министерство труда и социальной защиты населения.
Но все-таки казахстанские инвалиды не могут жить настоящей полноценной жизнью. Их с полным основанием можно назвать особой группой «парий» общества. Они ограничены во всем — в общении, социальных контактах, в приобщении к достижениям культуры и искусства, в возможности получить хорошую работу и самим содержать себя. И одним из самых болезненных ограничений является трудность, а то и невозможность получить хорошее образование.
В бытность мою студентом одного из алматинских вузов, помню только одну девушку-инвалида, которая «прорвалась» через все заграждения и рвы, которые выставляет перед человеком с ограниченными возможностями система нашего образования.
Дочь наших хороших знакомых Алина попала в автоаварию. Перелом позвоночника не оставил ей шансов: молодая, полная энергии студентка в одночасье превратилась в инвалида, прикованного к коляске. Но, несмотря на жестокий удар судьбы, она все-таки решила закончить вуз. При самоотверженной помощи мамы, ей это удалось. Но каких усилий стоило! Мама и дочь практически три года учились вместе. Родители привозили дочь в институт, сидели с ней на лекциях, с помощью друзей переносили ее в разные аудитории вуза — ведь наши институты совершенно не приспособлены к самым скромным потребностям инвалидов. Получение диплома математика-программиста стало победой всей семьи, но прежде всего — Алины, которая не сдалась, не упала духом…
Потом семья уехала в Германию, и долгие годы я о ней ничего не слышал. Но недавно встретились, и оказалось, что там, в Европе, Алина стала одним из ведущих программистов в известной немецкой фирме, где ее математический талант оценили в полной мере. Получает огромную — даже для Европы! — зарплату, объездила полмира, удачно вышла замуж, родила сына и живет в своем доме, в живописном пригороде Дюссельдорфа…
Скажете, что это просто сказка про Золушку? Да, у нас чтобы инвалиду состояться в жизни, как минимум нужна фея-волшебница… А на Западе инвалиды интегрированы в общество так органично, что почти не замечают своей ущербности.
Что мешает нашим инвалидам получать качественное образование и хорошую работу? Очень и очень многое. Например, состояние нашей средней школы. Оно и так-то весьма убогое, а для инвалидов — тем паче. Сегодня большинство инвалидов получает среднее образование или в спецшколах и интернатах, или на дому.
Юрисконсульт Азиатского общества по правам инвалидов «Жан» Гульмира Бурашева до сих пор благодарна судьбе, что она застала еще учителей прежней, «советской» школы, которые не жалели ни сил, ни времени, чтобы приходить на дом к больному, несчастному ребенку и учить его, давать ему настоящие, глубокие знания по всем предметам. А нынче обучение на дому идет так: сегодня учитель пришел, а потом неделю его нет, заболел или просто нет времени… Да и качество преподавания упало до самого низкого уровня. Такое же положение и в спецшколах — там преподают часто просто случайные люди. В результате дети-инвалиды уже изначально ставятся в невыгодные условия, по сравнению со здоровыми людьми. Их знаний просто не хватает, чтобы учиться дальше, поступать в техникум, коллеж или институт.
Проблема усугубляется еще и тем, что сегодня инвалиды однозначно воспринимаются обществом, как особая, отграниченная от других, группа людей. Это закрепляется и в структуре образования — все эти спецшколы, интернаты… А надо, как делается в развитых странах: инвалиды живут, и учатся, и работают рядом с обычными людьми — и никто не видит в этом ни подвига, ни жертвы. Просто общество создает такие условия.
Недавно Азиатское общество по правам инвалидов «Жан» при поддержке Еврокомиссии в рамках программы «Европейская инициатива в области демократии и прав человека» призвало к распространению инклюзивного образования инвалидов в нашей стране.
Председатель общества Айбек Думбаев сообщил, что цель этой программы — преодоление негативных стереотипов в отношении детей-инвалидов, включение их в общую систему обучения детей, как естественного и закономерного элемента общества. Инклюзивное образование, при котором все дети, независимо от своих физических, интеллектуальных и других особенностей, ходят в одну школу, в один класс, поможет преодолеть отчужденность инвалидов, налаживанию социальных и личностных контактов между ними.
Проект, который активно финансирует и поддерживает государство, предусматривает, что в этом году инклюзивное образование начнет внедряться в систему дошкольного образования в Казахстане.
— В Казахстане будет открыто 360 кабинетов, оснащенных необходимым оборудованием, учебными пособиями. Для детей-инвалидов будут оборудованы специальные учебные места, занятия будут вести опытные педагоги, — говорит Гульмира Бурашева.
Но она же считает, что большинство детей с ограниченными возможностями пока испытывают определенные трудности в контактах со своими сверстниками.
— Существует множество проблем психологического плана: например, к инвалидам предвзято относятся и дети, и родители, и педагоги. Кроме того, инвалиды, как правило, учатся самостоятельно, на дому, поэтому впоследствии им трудно общаться с обычными детьми в школе.
Это только первый этап развития системы инклюзивного образования. В 2009 году планируется внедрить данный метод обучения в казахстанских средних школах.
И хороший опыт данного метода обучения уже есть — в соседней России. Оно дает возможность полноценного обучения детей-инвалидов, которые затем могут продолжить обучение в техникумах и вузах. А то, что эта проблема чрезвычайно актуальна и для Казахстана, говорят такие цифры: по данным общества «Жан», в Казахстане сегодня около 47 тысяч детей-инвалидов. Из них две трети обучаются на дому и в интернате, еще одна треть признана необучаемыми.
Появляются и первые признаки того, что проблема обучения инвалидов волнует не только государство и международные организации, но и бизнесменов, политиков, обычных граждан. Не так давно Благотворительный Фонд имени Ержана Татишева объявил о начале программы образовательных грантов для молодых людей, имеющих инвалидность. Программный директор фонда Дана Жарикова, представляя эту программу, выразила уверенность, что она внесет свой вклад в решение проблемы обучения и трудоустройства данной категории граждан.
Партнером фонда и администратором программы образовательных грантов для молодых людей, имеющих инвалидность, выступило общественное объединение «Ассоциация женщин-инвалидов «Шырак».
Его председатель Ляззат Калтаева сообщила, что в программе смогут принять участие граждане с любой формой инвалидности — выпускники средних школ, в том числе, получившие надомное образование, а также выпускники специальных школ и школ-интернатов для детей-инвалидов в возрасте до 29 лет.
— Главной целью программы является поддержка молодых инвалидов, обладающих активной жизненной позицией, стремлением к преодолению барьеров, овладению специальностью и использованию полученных знаний и навыков в дальнейшей трудовой деятельности, — сказала она. — Конечная цель данного образовательного проекта заключается в содействии молодым инвалидам из малообеспеченных семей по обеспечению доступа к среднему специальному и профессиональному образованию, что в дальнейшем поможет им найти хорошую работу.
Организация «Шырак» была выбрана еще и потому, что она располагает региональной сетью в Астане, Таразе, Талдыкоргане, Костанае, Атырау и Усть-Каменогорске. То поспособствует наиболее широкому отбору кандидатов на обучение, выбору самых достойных.
Теоретически, все правильно и хорошо, но…
Их будет всего пять человек, пятеро счастливчиков, которым оплатят обучение, проживание в общежитии и стипендию. А таких детей в стране, напомню — 47 тысяч…
Что делать с остальными? И притом фонд оплачивает только обучение в колледжах, о высшем образовании речь не идет. Почему? Как считают руководители «Шырака», сегодня инвалидам надо дать хотя бы возможность быстрее получить профессию, которая сможет их кормить, а в колледжах и техникумах подобное сделать проще и быстрее.
О другой важной практической проблеме рассказала мне заместитель председателя «Шырака» Алима Бисенбаева.
— Конечно, прекрасно, что нашлись люди, которые спонсируют обучение инвалидов. Но ведь для них понадобится переоборудовать учебные места в аудиториях, делать спуски, пандусы, пересматривать расписание занятий, чтобы инвалидам не пришлось подниматься на вторые и третьи этажи зданий и т.д. Кто и как это будет делать, за чей счет — до сих пор не ясно. А ведь эти проблемы неизбежно встанут и перед руководством учебных заведений, где инвалиды будут учиться, и перед самими инвалидами.
Что и говорить — трудности невыдуманные. Ведь даже посетить обычный, неприспособленный туалет для человека с ограниченными возможностями порой — невыполнимая задача… Поэтому важно, чтобы в реализацию обучающих программ для инвалидов активно включались и сами студенты, и руководство колледжей, и местные власти. Помощь, поддержка, бережное пестование всех добрых инициатив — вот к чему должно стремиться наше общество. Чтобы колледж и вуз стали для наиболее обделенной части нашего общества — инвалидов, — настоящей «альма-матер», матерью-кормилицей. А не злобной и равнодушной мачехой…
Фото с сайта http://news.ferghana.ru