Председатель Союза организаций инвалидов Казахстана Али Аманбаев в разговоре с “КАРАВАНОМ” не стал скрывать истинного положения дел.
Социальный термин
– Али Абильдаевич, в названии вашей организации присутствует слово “инвалид”, хотя в последнее время его принято считать некорректным…
– Я тоже пытаюсь убрать его из своего лексикона. Лучше говорить “человек, имеющий инвалидность” или “имеющий особенные потребности”. А вот распространенное выражение “люди с ограниченными возможностями” – это не синоним слова “инвалид”. Тут мы, напротив, оскорбляем большую часть населения. К примеру, будущих мам. Беременные женщины ведь тоже ограничены в своих возможностях. Но при этом какие же они инвалиды?
Вообще, инвалидность, на мой взгляд, это не медицинский, а социальный термин.
Если проблему рассматривать исключительно с медицинской точки зрения, то мы ее никогда не решим. Медицина, к сожалению, пока не всесильная и может поставить на ноги далеко не каждого. А вот приспособить окружающую среду для лиц, имеющих инвалидность, обществу по силам. Тем более что потребностей у нас на самом деле не так много. Если при входе в здания убрать пороги и построить пандусы, оборудовать туалеты, научить водителей общественного транспорта подъезжать к самой остановке, то инвалиды будут чувствовать себя комфортно. Как сказал один профессор, не ампутация или паралич делают человека инвалидом. Комплекс неполноценности в его сознании формируют, во-первых, невозможность обслужить себя в быту, во-вторых, не приспособленная в техническом и психологическом плане среда. Казахстанец с инвалидностью открыл пансионат для людей с особыми потребностями
Недоступные стадионы
– Насколько для инвалидов, занимающихся спортом, доступны арены?
– С этим сложно. Возьмем для примера кёрлинг. Я сам им занимался и знаю уровень соперников. Так вот при правильной подготовке мы могли бы брать в кёрлинге медали Паралимпиады. На Играх в Сочи сборная России заняла второе место, хотя она ненамного сильнее команды Казахстана. Но там местный олигарх четыре года оплачивал сборной тренировки, поездки. А у нас? Почему бы не отдать бесплатно арену в Алматы, где во время Универсиады проходили соревнования по кёрлингу, инвалидам хотя бы на пару часов ежедневно в удобное для них время?
– К Азиаде и Универсиаде в Алматы появилось много спортивных арен. Они удобны для людей, имеющих инвалидность?
– К сожалению, при проектировании этих объектов с нами никто не консультировался. Вот, например, “Халык Арена”. Там хоккейные борта непрозрачные, и видна не вся площадка. Подъем на нашу трибуну-платформу оборудовали желтыми тактильными дорожками, как в метро. Это мешает подниматься колясочникам. Неудобства есть и для самих спортсменов, имеющих инвалидность. В тот же следж-хоккей, где игроки передвигаются по льду на специальных санях, играть невозможно. Трудности могут возникнуть при заменах во время игры. Как хоккеисты на санях смогут выехать со скамейки на лед или вернуться обратно, если там имеется порог? Вот оно отношение.
Не государственное это дело
– Несмотря на такое положение вещей, в Казахстане появляются призеры Паралимпиады. В 2016 году в Рио Зульфия Габидуллина выиграла золото в плавании, а Раушан Койшибаева – в пауэрлифтинге…
– Надо радоваться, что при таком отношении к спорту мы еще имеем какие-то достижения. Это заслуга как отдельных тренеров, так и Паралимпийского комитета, который находит средства для сборов, выездов за рубеж. Раньше и этого не было. Получается, что за 10–15 лет, если принимать во внимание занимаемые на международных соревнованиях места, есть прогресс, но количество занимающихся спортом инвалидов сокращается.
У нас проблемы те же, что и в обычном спорте: нужны массовость и воспитание резерва, в том числе тренерского. Вот раньше проводились спартакиады, где наставники сборных подыскивали себе спортсменов. Та же Габидуллина прошла через эти старты. Тренировать, на мой взгляд, должны бывшие спортсмены, которые сами имеют инвалидность. Они знают проблему изнутри, сталкиваются с теми же ограничениями, что и их подопечные. Побед и появления новых звезд спорта ждут в Национальном паралимпийском комитете
– Поддержка государства сможет повлиять на ситуацию?
– Конечно. В этом случае развитие спорта среди людей, имеющих инвалидность, пошло бы более быстрыми темпами. Хотя требовать помощи у государства все же неправильно. Во всем мире этим занимаются не власти, а благотворительные организации и фонды. Именно через них идет финансирование. За рубежом им помогать даже считается престижным. Но только не у нас. Попробуйте заставить наших олигархов дать деньги на развитие спорта среди людей, имеющих инвалидность? Ответ, я думаю, будет очевидным.
Алматы