— Что такое внеочередные выборы президента Казахстана? Это проявление политической либерализации, перезагрузка политического поля?
— Это никакая не перезагрузка, все говорит за то, что Нурсултан Абишевич останется. Я не вижу в Казахстане никаких кандидатов, которые могли бы ему реально оппонировать. Это просто проверка для его элиты, его окружения.
— Все ли группы населения Казахстана, их партии (программы, лозунги) достаточно отражены в политической дискуссии?
— Вы знаете, казахстанские партии – еще более формальные, чем российские. Я могу сказать, что выборы пройдут так, как надо. Потому что как ни крути, но Назарбаев – национальный лидер. И он это заслужил не какими-то там финтами, а долгим и продуктивным пребыванием у власти.
Казахстан для Центральной Азии – самая успешная страна. Это государство достаточно независимо, с многовекторной политикой. Посмотрите, как взвешенно Назарбаев ведет себя по ситуации на Украине. Это говорит в его пользу. Поэтому самое лучшее сегодня – это он сам.
— Ситуацию в целом в регионе, очевидно, можно охарактеризовать как достаточно напряженную: тут и влияние мирового экономического кризиса, и активизация в Центральной Азии «ИГ». Можно ли сказать, что досрочные выборы полезны в качестве предотвращения негативных сценариев развития? Или наоборот, есть риск раскачать ситуацию?
— Раскачать ситуацию в Казахстане невозможно. Назарбаев останется президентом. Может быть, нынешний премьер-министр будет решать все эти проблемы, которые сейчас обрушились на Казахстан. Премьер РК строит хорошие, прагматические отношения со всеми, в том числе и китайцами. Его даже обвиняют иногда в прокитайских симпатиях, хотя это не так. Вот он, полагаю, и будет решать, а Назарбаев все это будет патронировать.
Ну, а «Исламское государство» – не будем преувеличивать. Исламская оппозиция есть, она имеет внутренние корни. Внешний фактор здесь, думаю, преувеличен.
— Что будет потом? Как вы считаете, повлекут ли предстоящие выборы, например, обновление казахстанской элиты?
— Элита в Казахстане будет обновляться по возрастному принципу. Там постепенно приходят на руководящие посты достаточно молодые люди, которым 35-40 лет, и у которых совсем нет ностальгии по СССР. И по-русски они, к счастью, замечательно говорят. Но они также уже говорят и по-английски.
Идет процесс смены поколений – так или иначе все будет меняться.
— По вашему мнению, какими глазами Казахстан смотрит сегодня на Россию?
— Разный Казахстан смотрит «разными глазами». Украинский кризис отношения России с Центральной Азией не улучшил, а ухудшил. И Нурсултану Назарбаеву не все нравится. Он продолжает позиционировать свою равноудаленность – он посредник, медиатор. И, надо признать, президент Казахстана ведет себя правильно.