Подробнее об этом говорится в Independent.
Информации о том, кто такая Александра Элбакян и как она стала весьма неоднозначной персоной в тех или иных кругах, в открытом доступе предостаточно. В сегодняшнем материале Caravan.kz мы расскажем вам об этом подробнее.
Александра Элбакян родилась в Казахстане в 1988 году и, по ее собственным словам, имеет армянские, славянские и азиатские корни.
Из-за несогласия с описанием биографии сторонними источниками Элбакян написала подробную автобиографию, фрагменты из которой мы приводим ниже.
Ранние годы
По словам самой Александры, после детского сада учительница начальной школы, проверив знания девочки, предложила отдать ее сразу во второй класс. Однако школьный психолог посоветовала этого не делать.
«Наша районная школа обучала детей и так по ускоренной программе: с пропуском четвертого класса. Таким образом, в старших классах я бы могла оказаться на два-три года младше. Психологически это очень сложно выдержать, сказала психолог.
Учительница по английскому языку в начальной школе нам попалась злая, все дети её боялись. Немолодая женщина, она ругалась и громко стучала кулаком по столу. Учиться у неё было сложно. Но я справилась и даже стала её любимой ученицей», — пишет Элбакян.
Школьное время
«Мама получила специальность инженера-системотехника еще в СССР, изучала устройство и программирование больших электронных вычислительных машин. Когда все рухнуло, она работала сторожем, затем устроилась бухгалтером, где стала участвовать в проекте по разработке программного обеспечения для бухгалтерии. Сейчас самая известная программа такого типа — это 1C-бухгалтерия. Так моя мать стала 1С-программистом.
Так что, несмотря на то что денег в семье не хватало и экономили на всем, у меня дома была литература по программированию и персональный компьютер, что в 90-е годы в Казахстане было редкостью. Но Интернета не было: в то время он стоил невероятно дорого. Иногда мама выходила на работу по выходным и брала меня с собой. Это был настоящий праздник, ведь на работе можно было неограниченно сидеть в Интернете», — говорится в автобиографии девушки.
По воспоминаниям Александры, через какое-то время дома появился Dial-Up-модем, через который можно было выходить в Интернет.
«Интернет все еще стоил дорого и продавался по талонам-карточкам на 30, 60 минут и так далее. На сайте интернет-провайдера можно было заходить в свой личный кабинет, пополнять баланс и смотреть, сколько минут осталось. Чтобы зайти в личный кабинет, нужно было ввести логин и пароль в форму на сайте.
И вот здесь было самое интересное: эта форма оказалась уязвимой к так называемой SQL-инъекции, про которую я к тому времени прочитала в журнале "Хакер". Так в 14 лет я, немного поковырявшись, получила доступ к таблице логинов и паролей всех клиентов провайдера.
Как честный человек, я сообщила об уязвимости администратору и ожидала, что меня каким-либо образом наградят за бдительность: например, подарят безлимитный бесплатный доступ в Интернет, но этого не случилось. А еще у этого провайдера был бесплатный форум, где можно было неограниченно общаться по гостевому логину и паролю. Там я обнаружила еще пару уязвимостей, которые относились к классу Cross-Site Scripting. Но работать специалистом по информационной безопасности меня так и не пригласили.
Напротив, на меня начались гонения, и я была вынуждена уйти на другой бесплатный форум, к провайдеру-конкуренту», — пишет в биографии Александра.
Самыми любимыми разделами девушки стали "Философия" и "Информационные технологии".
«А в разделе форума, посвященном информационным технологиям, я добилась успехов в общественной деятельности: меня выбрали модератором по голосованию пользователей. Надо отметить, что на обоих форумах у меня был гендерно нейтральный псевдоним, и многие люди были шокированы, если узнавали, что я девушка.
В это время я стала самостоятельно изучать языки программирования Delphi и PHP. Мне постоянно приходилось читать статьи и документацию на английском, так что и мой уровень английского резко скакнул вверх.
Еще благодаря форуму у меня появился друг, с которым мы общались по теме хакерства и обменивались паролями для доступа в Интернет, который на тот момент все еще оставался дорогим и недоступным. Таким паролем я поделилась со своей одноклассницей, предупредив её, что использовать надо помаленьку, чтобы хозяин ничего не заметил. Но она все потратила. И тот человек, обнаружив пропажу, чуть не обратился в полицию, однако её мать уладила вопрос.
Так как я разбиралась в языке программирования Delphi, друг попросил меня улучшить одну программу, написанную на этом языке, которая умела незаметно переводить деньги с Webmoney-кошелька. Но была проблема: с новыми версиями Webmoney программа уже не работала, так как программисты Webmoney добавили капчу. Человек должен был ввести код с картинки, чтобы отправить денежный перевод.
Можно было пойти трудным путем: создать нейронную сеть, которая бы эту капчу распознавала. Тогда я интересовалась нейронными сетями и искусственным интеллектом, но математической подготовки не хватало, чтобы хорошо разобраться, как все это работает. Так что я придумала более простое решение: программа открывала в памяти процесс Webmoney и меняла его код на Ассемблере, а именно: в том месте, где была проверка капчи. Теперь перевод выполнялся, если капча вводилась неправильно, для чего нужно было поменять только один байт в программе: 74 на 75, то есть JZ на JNZ. Ассемблер я к тому времени изучила по туториалам Iczelion’а.
Я назвала программу webmoney.exe и отправила другу.
В программировании на PHP у меня тоже были успехи: я сделала сайт, где можно было выставлять оценки школьным учителям и комментировать их работу. Этот сайт стал пользоваться определенной популярностью. Я в то время училась в гимназии на математико-компьютерном отделении, куда принимали с 9-го класса. Нас набрали две группы по экзаменам. В первой группе учились более сильные ребята и даже была гениальная девочка, которая ездила на математические олимпиады чуть ли не на международном уровне. Хотя программирование не сильно связано с математикой: те ребята, кому хорошо давалась математика, порой затруднялись с программированием. Я помогала делать домашние задания по программированию своим одноклассникам.
Уже тогда я создала некий прототип Sci-Hub на языке программирования PHP: скрипт, который бесплатно через обходной путь скачивал с сайта MIT Cognet платные книги по нейронаукам. Отдельные главы он автоматически склеивал в один PDF-файл и добавлял его в архив», — вспоминает Александра.
По окончании школы девушка сдала ЕНТ на высокий балл и поступила в Казахский национальный университет им. К. И. Сатпаева на бюджетное отделение на специальность "информационные технологии".
Университет
Учеба девушке давалась легко, так как большую часть программы она уже знала. Но в это же время начала разочаровываться в своем выборе.
«Информационные технологии придумали люди, — думала я, — и поэтому они очень быстро развиваются и меняются: то, что было актуальным вчера, сегодня может безнадежно устареть. Тогда зачем я учусь? Я хотела знать более фундаментальные вещи, которые неизменны.
Летом после окончания второго курса я начала увлекаться просмотром научно-популярных фильмов по нейронауке на английском языке. Естественно, все фильмы были скачаны с торрента или его аналога — децентрализованной сети eMule. Еще я собирала коллекцию книг по нейронаукам на жестком диске, однако не успевала их читать. Книги я скачивала с пиратских сайтов», — пишет в своей автобиографии Александра.
Примерно в то время она подписалась на множество зарубежных научных блогов и новостей. Читая их, Элбакян узнала о таком изобретении, как нейроинтерфейсы (устройства, которые регистрируют электромагнитные поля мозга и как бы «расшифровывают» их). То есть, надев на голову шапочку с нейроинтерфейсом, который подключен к компьютеру, можно силой мысли управлять, например, курсором мыши или набирать текст. В первую очередь эта технология требуется инвалидам.
«Тогда я стала фантазировать: если можно подключить проводом мозг напрямую к компьютеру, то можно ли передать прямо в мозг какое-нибудь изображение? Если подсоединить сразу два мозга, то можно ли объединить их в сеть по принципу сети компьютерной? Я смогу, например, через такой интерфейс видеть не только своими глазами, но и глазами другого человека, причем одномоментно. И не только человека, но и любого другого живого существа. Например, можно ли, подключив к своей нервной системе мозг птицы, почувствовать себя ей? Если таким образом подключить мозг к веб-камере, то можно видеть то, что находится в другой точке земного шара; но если объединить мозг с сетью веб-камер, разбросанных по всей планете, то можно одновременно видеть все, что происходит на Земле.
Разумеется, реализовать такую технологию сейчас невозможно. Но с научной точки зрения интересно ответить на вопрос: как это в принципе могло бы работать? Каким образом нейроны, которые кодируют информацию в нервной системе, взаимодействуют между собой так, что возникает эта иллюзия единого и непрерывного сознания?
Из научно-популярных фильмов и учебников по нейробиологии я знала, что есть отдельные группы нейронов, каждая из которых отвечает за кодирование какой-то части воспринимаемого опыта: цвета, формы, лицо человека распознаются отдельно, к тому же левое и правое полушария кодируют соответственно правую и левую части сенсорного опыта. Но в конечном итоге мы видим целостную и непрерывную картину происходящего. Надо ответить на вопрос: какие особенности нейронной сети обеспечивают эту целостность и можем ли мы их искуственно повторить?
Таким образом, я решила посвятить свой дипломный проект нейроинтерфейсам. Но так как я специализировалась на информационной безопасности, требовалось связать тему с ней. Немного подумав, я решила рассмотреть электромагнитные поля головного мозга как одну из возможных биометрических характеристик. То есть вместо снятия, например, отпечатка пальца, снимать электромагнитный отпечаток мозга человека. Ученые уже думали над этой идеей и проводили эксперименты: в Google Scholar я нашла несколько десятков научных статей, посвященных данной теме. Но большинство из них были в закрытом доступе, то есть требовали в среднем 30 долларов за чтение каждой.
Я привыкла к тому, что в Интернете все можно найти бесплатно, и поначалу не беспокоилась, а просто вбила в Гугл свои статьи и «скачать бесплатно» на английском языке. Но, к моему большому удивлению, ни к какому результату это не привело. Я искала очень долго и тщательно и была потрясена тем, что данных научных статей в бесплатном доступе нигде не было. Это даже поначалу вызвало у меня панику, ведь горел диплом. Но зацепку все же удалось найти: я получила несколько логинов и паролей для входа в библиотеки зарубежных университетов, через которые можно было скачать эти статьи.
Так что в дипломной работе я использовала нейронные сети, а именно: карты Кохонена и сеть с обратным распространением ошибки — еще задолго до того, как это стало мейнстримом. Электроэнцефалограмма мозга проходила через преобразование Фурье, и его параметры подавались на вход нейронной сети, которая обучалась на распознавание конкретного человека», — пишет Александра.
Sci-Hub
В сентябре 2011 года Элбакян основала сервис Sci-Hub с целью облегчить распространение знаний, позволяя большему количеству людей открыть доступ к платным научным публикациям; это была реакция на высокую стоимость доступа к полным текстам научных статей, составлявшую, как правило, 30 долларов за статью. В 2015 году издательство Elsevier подало юридическую жалобу в Нью-Йорке, заявив о нарушении авторских прав со стороны Sci-Hub.
Согласно результатам исследования охвата научных публикаций сервисом, опубликованного в июле 2017 года в журнале PeerJ, Sci-Hub удовлетворяет 99,3 процента запросов пользователей, и только 0,3 процента статей оказались недоступными в выборке исследователей.
Оригинальный домен Sci-Hub.org был заблокирован в ноябре 2015 года по постановлению суда США. Проект возобновил работу в том же месяце под доменом .io.
16 ноября 2018 года домен sci-hub.tw был заблокирован по решению Московского городского суда. Согласно тексту решения, кроме sci-hub.tw Роскомнадзор должен обеспечить блокировку следующих сайтов: gen.lib.rus.ec, www.libgen.io, scihub.unblocked.gdn, lgmag.org, libgen.unblocked.gdn, libgen.io. А sci-hub.se был заблокирован год спустя по решению Московского городского суда (решение суда по делу № 3-0845/2019 15.11.2019).
По воспоминаниям Элбакян, идея как-то автоматизировать процесс доступа к научным статьям приходила ей в голову еще в 2009 году, но оставалась абстрактной, какой-то не имеющей связи с реальностью мечтой.
«А теперь я четко понимала, что нужно делать. Готовый код анонимайзера я использовать для своей цели, правда, не могла: университетские прокси отличаются от обычных, и нужно было добавить их поддержку. Это заняло два-три дня. В итоге получился сайтик, где можно было вставить ссылку на научную статью в закрытом доступе, и она открывалась.
Я создала на форуме "Молбиол" тему, где написала, что есть новый сервис для автоматического скачивания научных статей. Затем я стала мониторить новые запросы на научные статьи в разделе Full Text и отправляла человеку вместе с научной статьей ссылку на новую тему. Я еще не знала, насколько хорошо будет работать сайт и будет ли он работать вообще; однако внезапно в теме начали появляться положительные отзывы и благодарности — сайт работал!
Важно отметить: на момент создания в сентябре 2011 года сервис Sci-Hub не имел никакой базы научных статей и никак не был связан с библиотекой "Либген". Каждый раз, когда кто-то хотел скачать научную статью, она скачивалась через прокси какого-нибудь зарубежного университета.
Позднее, в 2013 году, запросов к Sci-Hub станет так много, что скачивать каждую статью заново будет уже невозможно из-за высокой нагрузки. Тогда я начну проверять, есть ли статья в "Либгене", и если есть, то пересылать пользователя туда. По смешной случайности эта интеграция с "Либгеном" выпадет на дату 14 февраля 2013 года. Почему не раньше? В этом просто не было необходимости. Сайт и так отлично работал и набирал популярность.
С тех пор и до сегодняшнего времени сервис работает так: получив запрос, он проверяет, есть ли статья в базе научных статей Sci-Hub, и, если есть, открывает её оттуда. Если нет, то статья скачивается через библиотеки зарубежных университетов. Новые статьи сохраняются в базе как проекта Sci-Hub, так и "Либгена". Также Sci-Hub докачивает новые статьи не только по запросам пользователей, но и сам, по спискам», — пишет девушка в своей биографии.
Судебное преследование
В 2015 году стало известно о судебном разбирательстве с Elsevier. Издательство утверждало, что Sci-Hub незаконно получает доступ к учётным записям студентов, аспирантов и академических институтов, чтобы обеспечить свободный доступ к статьям через платформу ScienceDirect.
По мнению некоторых журналистов, дело осложнялось тем, что сайт размещён в Санкт-Петербурге (Россия), что затрудняло преследование в правовой системе США. Некоторые видят в этом деле попытки Elsevier задушить свободное распространение научных знаний и сомневаются в мотивах Elsevier, которое одновременно пытается стать партнёром Википедии, предоставляя некоторым самым плодовитым редакторам энциклопедии доступ к платным услугам. Несмотря на то что это может повысить качество научных страниц Википедии, такая практика приводит к использованию ссылок на источники, которые не поддаются свободной проверке.
Другие видят в этом оскорбление вики-сообщества. Подобное разбирательство также проводится против сайта Library Genesis (LibGen), который расположен в Нидерландах или, возможно, в России. Несмотря на блокировку веб-сайтов по решению Нью-Йоркского окружного суда 28 октября 2015 года, сайт по-прежнему доступен через альтернативные домены по состоянию на декабрь 2015 года. Сайты также доступны через сеть Tor.
Александра Элбакян ссылается на статью 27.1 Декларации прав человека ООН: «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами». Фонд электронных рубежей выразил поддержку службам Sci-Hub и LibGen. Судебное разбирательство вызвало новую широкую критику в адрес Elsevier.
Своё отношение к иску создательница Sci-Hub выразила в письме в суд: «Со смысловой стороны вопроса пиратство — это копирование информации, при котором продукта — информации — становится больше, тогда как при краже у одного субъекта предмет пропадает, а у второго — появляется. Это принципиально важные отличия! Достаточно известное высказывание, приписываемое Будде, гласит: „Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь её не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься“. Можно добавить, что информации не становится меньше, когда её копируют. Наоборот, её становится больше».
21 июня 2017 года иск Elsevier на 15 миллионов долларов был удовлетворен судом США. Однако СМИ считают, что издательство вряд ли получит свою компенсацию, а научные пираты и дальше будут продолжать свою деятельность.
В ноябре 2017 года окружной суд Вирджинии удовлетворил требования Американского химического общества, которое подало иск к Sci-Hub. Согласно материалам дела, имело место нарушение авторских прав, и портал должен выплатить компенсацию в размере 4,8 миллиона долларов США, а поисковые системы, провайдеры, регистраторы доменных имен должны ограничить доступ ко всем сайтам, которые предоставляют доступ к Sci-Hub.
В 2019 году сообщалось, что министерство юстиции США расследует дело против Александры Элбакян. Ее подозревают в работе на Главное управление Генерального штаба Вооруженных сил РФ (ГРУ).
2020-2021
В 2020 году Полиция Санкт-Петербурга возбудила административное дело о мелком хулиганстве против Александры Элбакян, создательницы Sci-Hub – ресурса, который предоставляет бесплатный доступ к текстам научных статей. В декабре 2019 года выпускница СПбГУ Элбакян несколько раз плюнула в участников заседания комиссии по этике вуза.
По информации СПбГУ, случай произошел 10 декабря 2019 года на заседании комиссии по этике, которая разбирала заявление Элбакян об «унижениях и оскорблениях», которым та «подвергалась… со стороны и преподавателей, и студентов, несмотря на то что она много и успешно работала по программе обучения».
Элбакян позволила себе «агрессивное поведение, в том числе плевки в присутствовавших на заседании». По словам выпускницы, она сделала это из-за того, что члены комиссии обращались с ней грубо, а один из них, ее бывший преподаватель Александр Сизиков, встал со своего места, будто собираясь ударить ее. После этого члены комиссии вызвали охрану, а после решили обратиться в полицию.
В 2021 году социальная сеть Twitter заблокировала официальный аккаунт одной из крупнейших баз бесплатных научных статей Sci-Hub. Это произошло на фоне судебного дела в Индии, обратил внимание американский веб-сайт The Verge.
По данным The Verge, через твиттер-аккаунт сервис Sci-Hub собирал заявления от научного сообщества для судебного разбирательства с издательствами в Индии. В декабре издания Elsevier, Wiley и Американское химическое общество обратились в суд Дели с требованием запретить доступ к сервису, но суд отказался немедленно выполнить требования из-за общественной значимости. TorrentFreak отмечает, что индийские ученые массово называют доступ к сервису необходимым.
Основательница сервиса Александра Элбакян считает, что блокировка аккаунта связана с судебным делом.
«Теперь они могут лгать и делать вид, что поддержки не было, и проверить это будет нелегко», — говорит она.
А не так давно отдел по расследованию преступлений, связанных с интеллектуальной собственностью, полиции Лондона назвал казахстанку Александру Элбакян киберпреступницей. Как сообщал Independent, полицейские обратились к студентам и университетам и призвали не использовать этот сайт Sci-Hub. Он включает более 80 процентов опубликованных научных работ в мире. Sci-Hub создан для устранения всех препятствий на пути науки и позволяет не платить большие сборы таким издателям, как Elsevier, Wiley и Springer.
По данным полиции, Sci-Hub использовал фишинговые электронные письма, чтобы обмануть сотрудников университетов и студентов, завладеть их учетными данными. Затем эта информация использовалась при взломе университетской сети и загрузки исследовательских работ. Нападению подверглись по меньшей мере 42 университета в Великобритании.
«Студенты должны знать, что доступ к таким веб-сайтам является незаконным, поскольку на них размещена украденная интеллектуальная собственность. Посетители сайта очень уязвимы для кражи их учетных данных», – сказал детектив Кевин Айвс.
По его словам, студенты обучаются на дому, и важно, чтобы университеты не допускали того, чтобы студенты получали доступ к украденной информации.
«Очень важно, чтобы студенты и университеты сообщали о случаях киберпреступности, чтобы мы могли составить четкое представление о последних угрозах и дать лучший совет, как не стать жертвой киберпреступников, таких как Sci-Hub», – сказал он.
В заключение сегодняшнего материала мы приведем фрагмент интервью журналиста Vlast.kz с Александрой Элбакян.
— Каким вы видите будущее своего сайта и научного пиратства в целом?
— В первую очередь нужно добиться того, чтобы работа таких сайтов была абсолютно легальной. Сейчас я занимаюсь работой по легализации пиратских сайтов и в данный момент стараюсь привлекать внимание общественности к данному вопросу. Главное, чтобы у этой идеи была поддержка общества. А что касается юридических моментов, это можно решить.
— И насколько, по вашему мнению, общество готово к тому, чтобы начать борьбу за легализацию интернет-пиратства? В любом случае большинство людей явно находятся в разряде обычных пользователей, которые не будут заниматься активной пропагандой пиратства.
— Что касается научных статей, сейчас только учёные понимают, что происходит в этой системе и почему свободное распространение научной информации очень важно. Разумеется, люди хотят, чтобы была халява, но когда дело доходит до серьёзного обсуждения, то, как правило, многие выступают против пиратства. Потому что халява, конечно, хорошо, но всё-таки кто-то должен за это платить. То есть нужно работать над тем, чтобы пиратство стало серьёзным, а не просто сводилось к быстрому скачиванию информации, пока этого никто не заметил. В последнее время я наблюдаю такой тренд, что люди предпочитают выкладывать научные книги не на сайтах, а "ВКонтакте". То есть человек подписывается на группу «Книги по биологии» и начинает получать разные издания. Вообще на сайте "ВКонтакте" я нахожу гораздо больше научной пиратской литературы, чем на каких-либо сайтах. Ой! Наверное, я зря сказала, потому что теперь правообладатели научных работ могут обратить внимание и на социальные сети, — ответила она на вопрос журналиста.