Редкое мастерство
Александр Кораблев работает резчиком в небольшой церквушке, где по большей части и занимается своим художественным ремеслом. Необычные формы и образы резных дел мастера поражают своей детализацией и скрупулезностью исполнения, погружая в мир фантазий и красоты. Его работы – настоящие произведения искусства, со своим сюжетом и историей. Вот только оценить эти авторские изделия могут далеко не все:
– Это ремесло у нас непопулярно, и художественные выставки, где мы собирались бы вместе, показывали работы, – просто отсутствуют как факт. На недавней новогодней ярмарке, где я впервые согласился выставить свои вещи, был единственным мастером резного дела. Надеялся, что смогу пообщаться с такими же увлеченными людьми, обменяться контактами, но, увы, в своем увлечении я оказался одинок.
Но такого ажиотажа, как у его работ, не было даже у известных заграничных гостей. Посетители, не видавшие деревянных изделий подобной филигранности исполнения, обступили его стол так, что нам пришлось с боем пробивать себе путь, чтобы увидеть их создателя. Были и те, кто был готов на месте расстаться с крупной суммой денег и вопреки законам ярмарки сам предлагал цену. Но ушли ни с чем. Кораблев говорит, что свои работы не продает, а дарит родным и друзьям. На отдельные экземпляры уходят месяцы, а одна ошибка может перечеркнуть весь труд. Однако не поэтому ему все труднее отдавать законченную вещь. Ведь, как заботливый родитель, вложивший в свое чадо силы и душу, мастер оставляет частичку себя в своих работах.
Душа дерева
– Как вы стали мастером резных дел?
– Лет десять назад я работал охранником на одном из лесокомбинатов. Делая очередной обход, зашел в сувенирный цех, где старательно трудился мой первый и единственный учитель. Увидев, как я заинтересовался процессом, он вручил мне брусок, сказав “делай”. Взяв обычный нож, я, ввиду наличия большого количества времени, увлекся работой.
– Помните свою первую работу?
– Конечно, к концу рабочей смены я держал в руках поделку, похожую на медведя. Показал “медведя” мастеру из сувенирного отдела, он не поверил тому, что ее сделал обычный сторож обычным ножом. Мы долго обсуждали нюансы резного дела, он дал мне несколько дельных советов, после чего вручил еще одну заготовку и уже хорошую стамеску для резьбы по дереву. Так и пошло-поехало.
– С какими видами древесины предпочитаете иметь дело?
– Для резьбы использую совершенно разные породы дерева. Выбор их – важнейший момент всей работы. Они различаются по плотности, структуре волокон, твердости и цвету. Сейчас работаю с тяжелыми в обработке древесными породами вроде капризной березы и осины, а также очень плотными и оттого тяжелыми в обработке грушей и кленом. Они отлично подходят для небольших и особо изящных поделок.
– Что посоветуете начинающим резчикам?
– Следует начинать с небольших поделок и выбирать для них достаточно мягкое и неслоистое дерево. Лучше всего подойдут тополь, каштан, липа и ольха. Они отлично годятся для вырезания средних и крупных поделок. К тому же отличаются равномерной плотностью, что также облегчит работу начинающему мастеру. И самое главное – ножи и стамески. Они должны быть качественными, а приобрести у нас хорошие инструменты – большая удача. Но даже после покупки стамесок прежде всего нужно обучиться их заточке. Заточенная стамеска – гарант получения удовлетворения от процесса резьбы.
Алматы