Алаколь вместо Турции: что не так с внутренним туризмом в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Алаколь вместо Турции: что не так с внутренним туризмом в Казахстане

Алаколь вместо Турции: что не так с внутренним туризмом в Казахстане

В пандемийном году туризм стал одной из наиболее пострадавших отраслей.

  • 31 Мая 2021
  • 37979
Фото - Caravan.kz

Серьезно пострадали отели, ресторанный бизнес, пассажирские перевозки, экскурсионная деятельность. В целом у туроператоров и турагентов доходность снизилась на 70 процентов, в местах размещения – на 80 процентов. В разных регионах картина конкуренции отличалась в лучшую или худшую сторону из-за влияния региональных факторов, наличия или отсутствия строгих ограничительных мер.

Внутренний туризм в Казахстане показал резкий рост за 2020 год. Это произошло на фоне снижения выездного туризма. По итогам 2020 года наблюдается снижение в выездном туризме на 73 процента (2865 тысяч человек) и во въездном туризме на 76 процентов (2034 тысячи человек). Вместе с тем, несмотря на введение ограничений на проведение массовых мероприятий, наблюдалось повышение спроса и предложения на отдых на курортах внутри страны. Несмотря на пандемийный год, зафиксирована положительная динамика во внутреннем туризме, проделана огромная работа по привлечению частных инвестиций и др.

«Количество мест размещения в курортных зонах увеличилось почти на 40 процентов, а номерной фонд – в 1,8 раза. Количество обслуженных посетителей в курортных зонах выросло с 1,2 до 1,7 миллиона человек – увеличение на 45 процентов, а объем оказанных услуг местами размещения — с 17 миллиардов до 24,5 миллиарда тенге – в 1,5 раза» , – не так давно приводила данные министр культуры и спорта Актоты Раимкулова.

Но насколько пандемия, ковидокризис и все вытекающие отсюда последствия повлияли на внутренний туризм? 

Корреспондент медиа-портала Caravan.kz связался с сотрудницей одной из казахстанских турфирм, которая ознакомила нас со средней ценовой политикой по внутреннему туризму на сегодняшний день.

— Цены по Алаколю в среднем – по 7 тысяч тенге. Это если со всеми условиями в номере и питанием. Самые низкие цены – по 3 тысячи  тенге в день, но это без условий (в номере отсутствует санузел). Самые высокие – это примерно 15 тысяч в сутки, можно сказать, лакшери – халат, тапочки, новые номера, белье и т.д.

Как и в том году, сейчас обязателен ПЦР-тест.

Что касается цен, то скидок особо не было, лишь отдельные базы отдыха делали некоторые скидки. А в целом в этом году цены даже поднялись. Где-то на тысячу  тенге за сутки больше, — отметила сотрудница.


При этом наша собеседница отметила, что в Казахстане есть все предпосылки для создания разнообразного турпродукта: имеются курортные зоны с прекрасными ландшафтами (Мангистау, Туркестан, Восточный Казахстан и т. д.). А для улучшения качества турпродукта, безусловно, нужно изучать международный опыт и мировые стандарты, но это нужно делать, опираясь на ключевые рынки для Казахстана.

 

Но «вывозит» ли себя отдых внутри страны и стал ли он достойной альтернативой выездному туризму? Насколько логично, рационально и вообще правильно завышать цены для казахстанских туристов внутри страны накануне лета? И будет ли лето 2021 года удачнее как для баз отдыха, так и для самих туристов, чем лето 2020-го? На эти вопросы корреспонденту медиа-портала Caravan.kz ответил эксперт в туристической сфере и специалист «Baikonur Adventures» Аскар Тулеев.

— Аскар, прошло уже больше года, как мир и Казахстан в том числе охватили пандемия, ковидокризис и все вытекающие последствия. Какую оценку можно дать тому, как все это пережила туристическая отрасль Казахстана?

— На самом деле индустрия ещё не пережила кризис, который вызвала пандемия. Наша отрасль самая первая столкнулась с отменами рейсов, с изменениями визового режима различных стран, а самое главное — с отменами больших и маленьких мероприятий, которые тоже привлекают большие потоки туристов.

Многие компании, которые работали только на въезд в Казахстан, до сих пор работают из дома, съехали с арендных офисов, а кто-то вообще закрылся. И, возможно, больше никогда не откроется, потому что за это время люди научились зарабатывать в другой сфере.

Ограничения по безвизовому режиму для въезда в Казахстан продлили до конца этого года. Это очень печальный факт. Наша компания, как и многие другие, потратила колоссальное количество времени на зарубежных выставках, привлекая туристов в Казахстан до пандемии. Это инвестиции, которые сегодня просто сгорели.

Но, самое главное, эта печальная история еще не закончена.

— Что можно сказать о въездном туризме Казахстана, учитывая текущий момент и вышеперечисленные факторы?

— Иностранного туриста сегодня в Казахстане просто нет. Если и есть какие-то залетные группы, то это совершенно не тот объём, который позволит продержаться всему сектору. Лишь отдельным компаниям, которые успеют сделать правильные шаги, чтобы отработать подобные заявки.

Есть ещё один важный момент. Наши граждане неохотно проходят вакцинацию, а чиновники зарубежных стран не будут открывать границы с Казахстаном, пока мы не будем полностью в "зелёной" зоне.

Так что мы ещё какое-то время после кажущейся стабилизации будем испытывать трудности с въездом иностранных туристов, особенно из развитых стран. А это, как известно, самая платежеспособная публика.

— «Вывозит» ли себя отдых внутри страны? Можно ли сказать, что это довольно неплохая альтернатива выездному туризму, что внутренний туризм стал популярнее и развился за пандемийный год? Насколько в этом плане выросла культура казахстанских туристов?

— Конечно, внутренний туризм развился во время пандемии. Но наш внутренний турист очень сильно отличается от иностранцев.

Самый простой пример: люди читают программу тура, берут свои машины и едут по заранее предложенной программе самостоятельно. Время, которое компания тратит на разработку маршрута, улетает в космос, туристы едут и получают особенный опыт. Хорошо, если такие самостоятельные поездки заканчиваются благополучно и у самостоятельных туристов находится опыт отказаться от опасных мест или ситуаций. К сожалению, иногда такие поездки заканчиваются трагически. Гид и правильное сопровождение профессионалов — это не просто осмотр достопримечательностей, но и верные решения во время непредсказуемых ситуаций. Не все это понимают.

За рубежом мы тоже можем попасть в опасные ситуации, но, как правило, наши туристы едут в популярные локации, где работают спасатели, гиды, есть вертолеты для спасения туристов. И такие локации развиваются уже много лет.

У нас, к сожалению, туризм начал активно развиваться незадолго до начала пандемии, и многие наши локации просто не обеспечены определённым уровнем безопасности на местности.

Об экологической культуре наших туристов можно промолчать. Как говорится, иногда лучше ничего не сказать, чем говорить плохо. Историй о поведении наших туристов на природе за это время накопилось гораздо больше, чем за всё время независимости страны.

— Есть мнение, что цены на туры внутри страны значительно поднялись. Насколько вы в курсе ситуации?

— Это спорный вопрос. Цены на туры внутри страны, я думаю, остались на прежнем уровне. Наши туристы не готовы платить за услуги местных поставщиков, как иностранцы. А провайдерам нужно выживать хотя бы на местных туристах. Поэтому повышать цены на моменте потери части потребителей, думаю, это не самое лучшее решение.

К тому же конкуренция на внутреннем рынке высокая. Есть компании, которые разрабатывают интересные туры, готовят качественный транспорт, предоставляют гида, проживание и включают питание от интересных поваров — мастеров узкого класса. При этом такие компании официально зарегистрированы, платят налоги, получают лицензии.

А есть те, кто просто зарегистрировал и раскрутил аккаунт в "Инстаграме" и нарабатывает клиентскую базу путём недорогого продукта, который включает в основной части тура только транспорт. Питание, услуги гида и какие-либо другие услуги сюда не включены. Такие компании я называю транспортными, хоть они и думают, что делают туризм.

Цены на отели иностранных брендов как были высокими для понимания местного туриста, так и остались высокими. Тем более курс тенге значительно упал по отношению к доллару.

Цены на местные отели, думаю, поднимутся в этом сезоне, но не слишком экстремально. Местный турист не готов платить высокие цены за проживание. Но объекты проживания на местных локациях получат какой-то процент туристов, которые не выехали из Казахстана и решили испробовать наш местный колорит.

— Если так, то насколько логично, рационально и вообще правильно завышать цены для казахстанских туристов внутри страны накануне лета?

— Война план покажет, как говорится. Лето ещё не началось, а ситуация с ценами у нас может меняться моментально.

Я вернулся сутки назад из Туркестана. Как пример, могу сказать, цены там достаточно доступные для жителей Алматы или столицы, но качество сервиса оставляет желать лучшего.

Тем не менее эти цены кажутся высокими для местных жителей Туркестана на данный момент. То есть нужно время, чтобы местные жители нашли себя в бизнесе внутри потока туристов. Пусть даже внутренних туристов.

В этом случае цены будут рассматриваться не с точки зрения дорого или дешёво, а с точки зрения, какой именно сервис и продукт предлагается за определенную стоимость.

— Каким будет предстоящее лето для отрасли? Будет ли оно удачнее, чем лето 2020-го?

— Думаю, лето будет более успешным, чем лето прошлого года. Сейчас мы хотя бы можем передвигаться между областями.

Но в целом, думаю, это будет еще один сложный сезон для въездного туризма. Мы должны ускорить уровень вакцинации населения, и только тогда к нам поедет иностранный турист, — резюмировал Тулеев.