Это новости из Кении за 2019 год. Почему-то сообщения из этой африканской страны двух видов: или о дорожно-транспортном происшествии с автобусом, или о местных бегунах. Иногда спортсмены попадают в аварии. Тогда новостной фон становится более разнообразным.
Причина такой массовости происшествий с общественным транспортом – в неразвитости этого сектора услуг. Из-за роста населения в ответ стихийно растет и рынок пассажирских перевозок. Но так как власти регулируют его слабо, то люди предпочитают самый дешевый вид автобуса – 14-местный минивэн. Это самый популярный вид транспорта в стране, им, по опросам, пользуются 70 процентов кенийцев.
Пассажир матату всегда готов к приключениям. Автобус, как правило, не принадлежит водителю. Он берет его в аренду на пару с кондуктором-зазывалой. Все вырученные деньги поступают владельцу.
Арендатор получает не фиксированную сумму, а плату за количество поездок. Поэтому у водителя появляется цель – сделать как можно больше ходок по маршруту.
В ход идет всё: увеличение скорости, пропуск остановок, проезд на красный сигнал светофора, сход с маршрута, чтобы объехать пробку. Поэтому езда по встречке или по обочине тут – никакое не нарушение ПДД, а норма.
“Обычно доброжелательные и уравновешенные кенийцы превращаются в демонов с горящими глазами, в лихачей, которые рискуют жизнями своих пассажиров, – пишет Дэниел Пинк, автор книги “Человеку свойственно продавать”. – Полиция на них повлиять не может. Или не хочет. Поэтому в Кении одна из самых высоких в мире смертность на дорогах”. Знакомо? Примерно то же творилось в Алматы и Нур-Султане до последних лет, и это происходит сейчас в небольших городах и сельской местности. Бардак на дороге – самый яркий маркер бедного государства.
По всему миру на дорогах ежегодно гибнет почти 1,3 миллиона человек, этот показатель является 9-м среди самых распространенных причин смерти.
В развивающихся странах в ДТП погибает столько же людей, сколько от малярии. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2030 г. эта причина смерти займет 5-е место, опередив ВИЧ/СПИД, диабет, войны и насилие.
Страны вроде Кении могут использовать ряд средств для решения этой проблемы. Они могут еще сильнее ограничить скорость движения, отремонтировать разбитые дороги, поощрять использование ремней безопасности, устанавливать “лежачих полицейских” и решительнее бороться с вождением в пьяном виде. Многие из этих мер способны сократить мрачные потери, но все они требуют государственных средств или неукоснительного законопослушания.
Экономисты из Джорджтаунского университета Джеймс Хабиаримана и Уильям Джек предложили властям Найроби провести эксперимент. Они разделили все автобусы на 2 группы.
В салонах первой наклеили стикеры на английском языке и суахили. Текст был примерно такой: “Не СИДИТЕ, когда водитель рискует. ВСТАНЬТЕ. ОБРАТИТЕСЬ К НЕМУ. СЕЙЧАС ЖЕ!”.
Использовали и другой вид призыва, который сопровождался изображениями растерзанных частей человеческого тела. Все стикеры побуждали пассажиров действовать – умолять водителя снизить скорость, громко жаловаться, когда он пытается совершить опасный маневр, и стращать его, пока он не успокоится. Исследователи назвали свою стратегию “Вмешайся и ругайся”. Вторая группа стала контрольной.
Через год подвели итог. Оказалось, что пассажиры матату со стикерами в 3 раза чаще ругали водителей, чем пассажиры автобусов без наклеек. Затем изучили базы данных по заявлениям в страховые компании. Количество обращений за страховыми выплатами по автобусам со стикерами упало на две трети. Заявлений об авариях с травмами и смертями уменьшилось наполовину. Из бесед с водителями стало известно, что они начали управлять матату спокойнее из-за требований пассажиров. Иначе говоря, несколько копеечных наклеек в автобусе спасли больше жизней, чем все потуги властей…
В тени находится от четверти до половины экономики Казахстана. Комитет госдоходов (КГД) здраво рассудил, что лучший контролер честности бизнеса – простые покупатели.
Поэтому налоговики предложили населению требовать в магазинах контрольные чеки, которые потом можно отправить для проверки в офис КГД. Заодно комитет получает информацию о реальных ценах в рознице.
Но возникла пара проблем.
1. Никто не объяснил, что чек можно требовать и на базарах, где контрольно-кассовых машин нет по определению. Таким образом, система проверки работает только на “белом” рынке. "Это приведет нас к банкротству": количество "магазинов у дома" может резко сократиться
2. Нет четкой связи между объемом собранных в отдельном регионе налогов и размером благ, которые население и бизнес получают от местных властей. Например, новые больницы, дороги и школы, рост социальных пособий и заработных плат, хорошая работа полиции, ликвидация взяточничества, бесперебойная работа коммунальных служб и т. д. Тем более что некоторые области получают больше денег из Нур-Султана, чем собирают сами.
Зачем отдавать деньги куда-то, если акимат поплачется и центр подкинет пару миллиардов?
Пока местные власти будут перекладывать бордюры и стелить сходящий со снегом асфальт, население так и будет считать тех, кто уклоняется от уплаты налогов, “робингудами”.