Миллионы на ветер
Прежде всего, почему понадобился новый генеральный план застройки города? Председатель ПК “Актюбгражданпроект” Аубакир АЖГАЛИЕВ показывает карту генплана 2016 года.
– Сейчас по Хромтауской трассе появились малоэтажные поселки, – говорит Аубакир Гусманович. – В сторону Хобдинской трассы понастроили частных домов. Заметьте, на карте этих застроек нет. В сторону аэропорта, где планировали поворот взлетно-посадочной полосы, на пути поворота тоже возникли малоэтажные дома. Теперь вообще стоит проблема выноса аэропорта на 20–40 километров. Из-за хаотичного строительства нужно растягивать все городские коммуникации. Город рискует превратиться в деревню, где вокруг частный сектор. Генплан – главный градостроительный документ, который составляют на 20–30 лет. Один генплан стоит 100–200 миллионов тенге. Зачем тратить государственные деньги, чтобы 5–6 лет он нарушался, и потом опять выделять деньги на новый? У нас нет по законодательству контроля и ответственности за исполнение градостроительной документации. Если бы прежний генплан соблюдался, не пришлось бы его корректировать.
Председатель ПК "Актюбгражданпроект" Аубакир Ажгалиев наглядно показывает, где появились хаотичные застройки. На фото – генплан 2016 года, уже неактуальный
Индивидуальное жилищное строительство нужно полностью переносить за черту города, уверены архитекторы.
– Мы бьемся за то, чтобы в Актобе было как можно меньше индивидуального жилья, – говорит главный архитектор проектного института Нурлан БУРАНБАЕВ. – Надо развивать районные центры: Алгу, Кандыагаш, Хромтау. У нас люди сначала строят где попало, а потом выпрашивают статус ИЖС для их земельного участка. Это же не так просто, придется проводить всю инфраструктуру к этим участкам. Представьте: улица длиной в километр, и сколько нужно средств, чтобы протянуть туда все коммуникации. Или на этом километре лучше построить девятиэтажные дома, где будут проживать около 10 000 человек и больше?
А потянем?
На презентации нового генплана проектировщики бодро отрапортовали, что к 2050 году Актобе будет мегаполисом с численностью населения 950 000 человек.
– В масштабах области есть такой же генплан под названием “Комплексная схема территориального развития”, – рассказывает Буранбаев. – Был разговор о создании 4 агломераций, в которых проживал бы миллион человек. У нас в самой области нет такого количества. Где брать столько людей? Значит, нужно привлекать население со стороны. А для этого мы должны предложить комфортную среду проживания и решить все социальные проблемы, которые не решаются многие годы. Готов ли город обслуживать миллион человек?
Застройщики лепят, как пирожки, новые бюджетные дома. А потом жители новостроек жалуются на перебои с водой, светом, Интернетом, отсутствие детских садов и школ и на другие проблемы.
– Инфраструктура Актобе отстает от строительства города, – разъясняет Аубакир Ажгалиев. – Прежде чем отводить землю, там уже должна быть вся готовая инфраструктура. У нас как: человеку отвели участок в степи, и он для себя тащит инженерные сети, значит, у кого-то выбьет эту сеть. В первую очередь, у нас проблемы с водой. Кундактырского водозабора уже не хватает, сейчас ведут разведку Сарбулакского и Моисеевского месторождения. Строят жилой массив “Батыс-3”, но там нет этих источников воды. Поступление газа в Актобе уже ограничено. В “Батысе-1” и “Батысе-2” проблемы с электричеством: если в одном доме отключат свет, то у всех жителей района его не будет. Тянут с разных поселков ветки газа и электросети. Людей поселили в степи: ни дорог, ни ливневок.
Заказчик – барин
В Актобе главный хозяин, который решает, где ставить дом, – заказчик.
Главный архитектор проектного института Нурлан Буранбаев: "Раньше архитектура не пропускала объекты, которые не соответствуют нормам строительства, а сегодня все решает заказчик"
– Город строится сам по себе! – возмущается бывший главный архитектор области Нурлан Буранбаев. – Архитектор города раньше был бог и царь в хорошем смысле слова. Есть такое понятие – вынос объекта в натуру. Этот документ обязательно регистрировался в органах архитектуры, где смотрели, соответствует ли он генеральному плану. Сейчас главный архитектор не участвует в принятии объекта. В процессе непонятных реформ сильно пострадали органы архитектуры. Генплан – документ своего рода коллективного договора, за ним должен следить главный архитектор. Сегодня отделу архитектуры связали руки. Они не имеют права посещать некоторые объекты, требовать дополнительные документы от застройщиков, к примеру, такой, как акт разбивки. Роль архитектуры принизили. Почему убрали градосовет? Потому что это дополнительное препятствие для бизнесменов. В Алматы создали хотя бы общественный совет при акимате, у нас с этим медлят. Отводом земель занимается не архитектура, а земельный комитет. Это вообще неправильно – у них другие приоритеты. Я понимаю, такая система в Европе, где у людей другое отношение к закону. Но у нас же каждый сам по себе, и государство не должно самоустраняться.
А для застройщика главное – меньше вложить и больше получить. В итоге – вместо детского сада в новом жилом массиве вырастает еще один дом.
– Рядом со школой, где по нормативам должен быть стадион, оттяпали кусок и построили жилье, нарушая нормы ПДП (плана детальной планировки), – добавляет Аубакир Ажгалиев. – Строят дома, где под землей проходят инженерные сети, что категорически нельзя делать. Генплан нарушается не только снаружи, но и изнутри. Отдали всё в руки частникам. А кто платит, тот и хозяин.
Ляпы нашего городка
Недоумение у главного архитектора проектного института вызвало недавнее переименование городских районов.
– “Нур Актобе” теперь стал микрорайоном Есет батыра, – рассуждает Нурлан Буранбаев. – Я понимаю, что это наш национальный герой, но в Актобе уже есть улица Есет батыра. И почему у нас жилые массивы называются микрорайонами? “Батыс-1”, “Батыс-2” – это жилые массивы, такие же, как и бывший “Нур Актобе”. И получается, что внутри микрорайона Есет батыра снова микрорайоны: Есет батыра-1, 2… Такое ощущение, что тот, кто этим занимался, не видит разницы между этими 2 понятиями. Как записали, так и сойдет. Такие ляпы не украшают город. А потом люди не понимают, где какая улица, какой дом.
Город будущего. Какой он?
Главный архитектор областного центра назвал основные причины, почему генплан 6-летней давности уже нельзя считать актуальным.
– Во-первых, много земельных участков, которые отведены под сельское хозяйство, не используются по целевому назначению и при этом занимают немалые территории в городе, – говорит руководитель городского отдела архитектуры и градостроительства Султан АМАНЧИН. – Во-вторых, большое количество дачных кооперативов, хаотично расположенных, где жители самовольно построили дома.
Руководитель городского отдела архитектуры и градостроительства Султан Аманчин: "Люди на дачах живут в ненормальных условиях"
– Тогда возникает вопрос: зачем людям разрешали строить жилые объекты где попало?
– Ситуация щепетильная, – отвечает глава архитектуры. – Это 400 дачных кооперативов – огромное количество семей. Не всем по карману приобрести свое жилье. Многим некуда деваться, поэтому покупают дачные участки и там поселяются. Однако они проживают в ненормальных условиях: в шаговой доступности нет социальных объектов, необходимой инфраструктуры, отсутствуют дороги. Сейчас рассматриваем вариант переноса некоторых дачных участков в полноценные жилые зоны.
– В новом генеральном плане застройки города есть пункт переноса аэропорта в сторону поселка Маржанбулак?
– Рассматриваются 2 варианта: разворот взлетно-посадочной полосы либо новый аэропорт, – комментирует Султан Аманчин. – В старом генплане тоже была заложена реконструкция аэропорта. Решение переносить – неокончательное. Городская администрация понимает, какие будут расходы из бюджета. Но, с другой стороны, в некоторых европейских странах аэропорты расположены вообще в центре города. У них обновленные авиапарки и исключены риски каких-либо авиакатастроф.
– Как получилось, что вокруг аэропорта всё застроили жилыми домами? Каким образом выдавались разрешения и кто за это будет отвечать?
– При выдаче разрешения на строительство отдел архитектуры прописывает одно из требований – согласование с государственной компанией “Казаэронавигация”. В этом заключении прописаны все нормы строительства, координатное расположение. Только после согласования и получения такого заключения застройщик принимается за работу.
АКТОБЕ