Акимат ЮКО догонит любые цены - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Акимат ЮКО догонит любые цены

Акимат ЮКО догонит любые цены

В Южно-Казахстанской области подорожал уголь.

  • 13 Ноября 2007
  • 2455
Фото - Caravan.kz

Южане в последнее время живут в режиме постоянного ожидания роста цен. Правда, предугадать на каких ценниках в очередной раз поменяются цифры, не могут не только рядовые граждане, но даже специалисты из соответствующих структур.
Одно остается неизменным — каждую неделю цены на что-нибудь да поднимутся обязательно.
Минувшая неделя отметилась резким подорожанием угля. Если еще в конце октября тонна твердого топлива обходилась покупателям примерно в 3300-3500 тенге, то за последние дни цена возросла до 9-12 тыс. тенге за тонну.
В областном акимате сложившуюся ситуацию объясняют рядом причин. Во-первых, ранее считалось, что потребность жителей Южно-Казахстанской области в угле составляет порядка 681705 тонн. Его источником для ЮКО уже традиционно является АО «Шубарколь комир» Карагандинской области, ведущее добычу угля на Шубарколе. Непосредственно в ЮКО уголь поставляют частные компании и предприниматели, (своеобразная сеть распространителей), с которыми у АО «Шубарколь комир» заключены долгосрочные контракты (в основном на год).
В настоящее время сеть распространителей уже отоварила ЮКО 530505,5 тоннами твердого топлива, или на 77,8 % от необходимого.
Однако, как сообщил первый зам акима ЮКО Ислам Абишев, анализ потребления угля в области показал, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года за 9 месяцев 2007 года в ЮКО с Шубаркульского разреза было отправлено на 76 000 тонн угля меньше.
К тому же, в связи с ростом промышленности и увеличением строительства жилищного сектора, объем потребления угля в ЮКО значительно увеличился. Усугубили ситуацию и начавшиеся холода, что также привело к резкому увеличению спроса на уголь.
Таким образом, в ЮКО сложился дефицит угля. Нехватку топлива в областном акимате оценивают в объеме свыше 151 тыс. тонн.
Этим обстоятельством, как отмечает Ислам Абишев, сразу же воспользовались частные поставщики, которые продают топливо в районы и города по цене в три-четыре раза превышающей отпускную.
Так, при отпускной цене с разреза «Шубарколь комир» 1240 тенге за тонну, с доставкой до ж/д станции Шымкент цена поднимается до 3300 тенге/тонна. А уже в таких районах как Шардаринский, Махтааральский, Байдибекский цена за покупку одной тонны, достигает 9-12 тыс. тенге. Но, даже учитывая затраты на автомобильную транспортировку угля в отдаленные районы, рентабельность подобной перепродажи превышает 200-300 процентов. Налицо явный ценовой сговор реализаторов и довольно ощутимое напряжение социальной обстановки.
Как отмечает Ислам Абишев, «стремясь избежать чрезвычайной ситуации», акимат ЮКО обратился к президенту АО «Шубарколь комир» г-ну Т. Акбаеву с предложением о заключении договора на поставку 200 000 тонн угля государственному коммунальному предприятию «Кентауэнерго». ГКП «Кентауэнерго» является структурой акимата ЮКО и через него планировалось обеспечивать населения области твердым топливом по фиксированной цене. То есть, южно-казахстанские власти вновь стремились взять на себя функции своеобразного «Главторга», минуя сеть свободных реализаторов с их неудержимыми наценками.
Однако власти ЮКО получили отказ от «Шубарколя», который пояснил, что уже имеет заключенные до конца года контракты с южно-казахстанскими оптовиками. В том числе, и с крупными «первоочередными» потребителями твердого топлива, такими как АО «Шымкентцемент», ТОО «Южполиметалл», ТЭЦ и др.
АО «Шубарколь» не может сорвать поставку по этим договорам, равно как и увеличить объемы поставок, чтобы удовлетворить нового покупателя. Для этого пришлось бы увеличивать объемы добычи. А сделать это экстренным порядком, да еще к концу года просто нереально. В свою очередь, «Шубарколь» предложил южанам заключить соответствующий контракт уже на следующий, 2008-й год.
Власти ЮКО собираются обязательно воспользоваться этим предложением, но от мысли все-таки получить уголь уже в этом году не отказываются.
Акимат ЮКО обратился к премьер-министру РК К. Масимову с просьбой оказать содействие в заключении договора с АО «Шубарколь комир». Также, как сообщил Ислам Абишев, руководство области встретилось с наиболее крупными южно-казахстанскими партнерами Шубарколя, предложило им вникнуть в ситуацию и добровольно отказаться от своей доли карагандинского угля в пользу коммунального предприятия «Кентауэнерго».
— Наше предложение нашло отклик среди предпринимателей, — говорит Ислам Абишев. Южно-казахстанские бизнесмены, при взаимном согласии с Шубарколь, перевели свои контракты в пользу ГКП «Кентауэнерго».
Но тут снова возникла проблема с доставкой угля из Караганды. По сведениям областного акимата, в 2007 году, начиная с июля по октябрь, в ЮКО поступило 4524 вагона с углем. А за тот же срок прошлого, 2006 года в ЮКО пришло 4733 вагона твердого топлива. Таким образом этот год, на фоне растущего потребления угля, пошел с уменьшением поставок порядка на 76 тыс. тонн.
АО «Шубарколь комир» данную ситуацию прокомментировало так — карагандинцы заблаговременно оформили заявку в АО Нацкомпанию «Казахстан Темир Жолы» и в Министерстве транспорта на 350-380 вагонов в сутки. Однако Нацкомпния предоставляет лишь 314 вагонов ежесуточно, что и приводит к недопоставкам угля в ЮКО.
Ситуация с нехваткой вагонов у национального железнодорожного перевозчика потребовала личного вмешательства доброго друга Южного Казахстана — г-на Шукеева. Вице-министр помог добиться нормализации вагонных поставок с углем для нашего региона.
В ближайшее время поставками угля в ЮКО займется главный оптовик ЮКО — «Кентауэнерго». Правда, как отметил Ислам Абишев, это вовсе не означает устранения с рыночного поля других поставщиков.
Более того, само ГКП «Кентауэнерго» непосредственной розничной реализацией заниматься не будет, оставляя за собой лишь обязанность доставлять необходимые объемы твердого топлива во все регионы ЮКО. Здесь уголь будет реализовываться по фиксированной цене частным торговцам. Они-то и займутся розничными продажами, однако при условии наценки не выше 10-15 процентов. Таким образом, цена угля в области, по задумке областного акимата, должна стабилизироваться на уровне 3700-3900 тенге за тонну.
Ислам Абишев не сомневается в успехе операции, и просит население не покупать сейчас уголь по завышенной цене в 9-12 тыс., но дождаться когда в игру вступит уголь от «Кентауэнерго».
Народ вроде как благодарен властям и верит, что и на следующей неделе, когда цены на что-нибудь вновь поднимутся, те опять придумают нечто такое же эффективное…

Фото с сайта http://www.ako.ru