В 2007 группа мошенников в лице главного специалиста акимата Сарыкемерского сельского округа Дмитрия Сумелиди, акима округа Январбека Мусаева, Нурбека Жубаева, специалиста акимата Кайрата Куралбекова и главного архитектора района Адиля Момынжанова, сговорившись, стала выдавать землю желающим за деньги.
"Когда я стал изучать данное дело, возбужденное по статье “мошенничество” в отношении главного специалиста акимата Сарыкемерского сельского округа Дмитрия Сумелиди, то сразу понял, что обвиняемый — стрелочник, за которым стоят фигуры покрупнее, — рассказывает прокурор Байзакского района Нурлан Асабаев, — и что на самом деле здесь орудовала полновесная ОПГ во главе с акимом округа Январбеком Мусаевым. Аким, правда, старался не светиться, но созданная им преступная схема работала безотказно.
Некий Нурбек Жубаев находил “клиентов”, в основном таких же, как он, оралманов, желающих приобрести землю. Брал у них деньги и заносил специалисту акимата Кайрату Куралбаеву. Тот, в свою очередь, передавал мзду Дмитрию Сумелиди или самому акиму Мусаеву и по их указанию готовил решение акимата о выдаче земли. Все эти фиктивные решения, которые нигде не регистрировались, подписывал Сумелиди, после чего они попадали к главному архитектору района Адилю Момынжанову, который тоже был в доле. Получив от архитектора “ситуационный план”, такой же липовый, сельчанин, будучи уверенным, что он стал хозяином участка, начинал строиться, а Мусаев распределял деньги между членами ОПГ".
Однако вскоре становилось известно, что документы на землю фальшивые и "землевладельцы" не имеют права ничего строить на якобы купленной земле. С каждого за примерно из 80 обманутых покупателей преступники получали 100-200 тысяч тенге.
В ноябре 2012 года против коррупционеров прокуратурой Байзакского района было заведено уголовное дело. 8 лет лишения свободы получил Сумелиди, Жубаеву дали 5,5 лет, Момынжанова приговорили к 5-ти годам, но затем областной суд изменил ему наказание на 2,5 года.
А вот аким округа внезапно "заболел". Сначала у него выявилась почечная недостаточность и садиться в тюрьму из-за необходимости гемодиализа ему было никак нельзя, поэтому Мусаев отделался домашним арестом. А затем судебно-психиатрическая экспертиза обнаружила у него затяжную реактивную депрессию, приравненную к хроническому психическому заболеванию. Такому диагнозу поспособствовала "скорбная поза, опущенные голова и плечи, сниженное настроение, застывшая мимика, тихий голос и задержка ответов".
В итоге было установлено, что подсудимый "по своему психическому состоянию предстать перед судом и следствием не может".
Прокурор Нурлан Асабаев заподозрил наличие у Мусаева неординарного актерского таланта.
"Я, конечно, не специалист в области психиатрии, но здравый смысл мне подсказывает, что здесь надо назначать психологическую экспертизу, чтобы проверить Мусаева на склонность к симуляции и лжи", – сказал он.
29 октября генпрокурор Асхат Даулбаев сказал, что из 35 лиц, "заболевших" психическим расстройством после совершения преступления, 21 совершили тяжкие преступления, 9 – особо тяжкие. Он также добавил, что при изучении судебной практики были выявлены серьезные нарушения, благодаря которым обвиняемые в совершении уголовных преступлений смогли уклониться от наказания.