Мечта транспортников, работающих на внутренних городских автобусных маршрутах, получить хоть какую-то поддержку от государства, не сбылась.
Кызылорда — один из тех городов Казахстана, где главной городской проблемой является отсутствие отлаженного транспортного сообщения между микрорайонами и окраинами, а также пригородными населенными пунктами. О том, что на остановках приходится ожидать автобусы по часу-полтора, что по некоторым линиям идут они переполненные, а иные улицы города вообще не охвачены сообщением, не писал только ленивый местный журналист. А еще больше фактов и комментариев выставляют ежедневно люди в соцсетях, и уже много лет. Никто даже не помнит, был ли вообще когда-либо порядок в транспортной системе города.
Надо сказать, что каждый городской аким обещал кызылординцам решить «главную проблему Кызылорды». Но «обещать еще не значит — жениться», годы шли, а как был бардак с автобусным сообщением, так он и оставался.
И тут в прошлом году из уст акима Кызылорды, на тот момент Ганибека Казантаева, вылетела новость, растиражированная местной прессой, о том, что те перевозчики, которым абсолютно невыгодно гонять транспорт по длинным маршрутам с окраины на окраину, получат субсидии, которые покроют их расходы, скажем, на топливо или ремонт транспорта. И будет их бизнес рентабельнее. А значит, автобусники станут работать лучше.
И здесь непременно надо уточнить одну деталь. В Кызылорде часть маршрутов, в основном, кстати, центральных, обслуживает городской автобусный парк, а часть – мелкие предприниматели. У которых и автобусов считанное количество, и транспорт так себе – в морозы и жару встает, не выдерживает нагрузок. А именно мелкие ипэшники как раз и получают, сыграв по тендерам, линии окраинные и по «бездорожным» улицам, а также в новые микрорайоны. Где инфраструктура пока – черти ноги сломают.
Население, конечно, обрадовалось. Ведь основная масса кызылординцев живет в частном секторе как раз не в центре города, а десятки тысяч — еще и в пригородных аульных округах, а также в дачных массивах. Ну, наконец-то! Повезло!
Ага, как же…
На одной из последних сессий областного маслихата был затронут вопрос общественного транспорта. В ходе обсуждений аким Кызылординской области Нурлыбек Налибаев отметил, что законодательно не предусмотрено выделение субсидий предпринимателям, подвизавшимся в направлении пассажирских автобусных перевозок, и выделенные в прошлом году на субсидии 500 миллионов тенге были возвращены в бюджет.
Но тут же Налибаев сказал, что на заводе в Костанайской области регионом заказано 150 автобусов, которые будут доставлены в Кызылорду.
И, надо отметить, что автобусы партиями в город уже поступают. Недавно автопарк разродился новостью:
«ТОО «Автобусный парк Кызылорды» укомплектовано первой партией заказанных для него автобусов большой вместимости. В настоящее время к маршруту №18 добавлено 15 новых транспортных средств. Следует отметить, что средства были выделены на приобретение сразу 150 автобусов большой вместимости при поддержке акима области и в целях урегулирования вопроса общественного транспорта в нашем городе. В дальнейшем будут доставлены и подключены к городским маршрутам оставшиеся 135 автобусов большой вместимости».
Процесс, как говорится, пошел. Меняется ли картина на городском транспорте Кызылорды? Нет. По центральным улицам все так же важно ходят большие автобусы, перевозя население, а жители окраин и пригорода заваливают соцсети ядовитыми постами и комментариями, жалобами, фразами негодования. И-то возят все те же ипэшники на стареньком транспорте, которого сильно «у мелких» не хватает. Доходит до того, что после шести вечера автобусах на линиях вообще нет, водители тупо «забивают» на необходимость горожан ездить.
Люди пишут:
«Облакимат, выделите нам, жителям аулов Махамбет и Наурыз новый автобус для маршрутов №№ 2, 12, район у нас большой, жителей, студентов, школьников очень много, нужны автобусы!».
«Жена вчера приходит с работы уставшая и раздраженная, а причина банальна, как божий день — нет автобусов на линии. После шести вечера их как ветром сдувает, можешь прождать на улице хоть до посинения — не будет автобуса. Честно говоря, уже этот беспредел с отсутствием автобусов после шести вечера порядком всем надоел, и писать об этом не хочется. Всё равно ничего ведь не изменится. Я, вот, хочу спросить, неужели это так трудно — наладить нормальную работу общественного транспорта в маленьком нашем богом забытом городе? Мы же небольшой город по сравнению с Алматы, Шымкентом, что с нами не так?».
«Сколько пишут про то, что горожане элементарно не могут после работы доехать домой, а реакции нет! Минимум до 21:00 общественный транспорт запустите!.
«До кого дойдут наши крики души? Бесполезно!».
«Может, наш аким сам попробует вечером доехать на автобусе? Только так на практике можно понять народ, который после работы стоит на остановках. А, ведь скоро зима, а значит, холода, ветра…».
«А не попробовать ли всем чиновникам утром и вечером на общественном транспорте добираться?».
«Частников много, каждый сам себе хозяин. И все это под одной большой «крышей».
«Не переживайте, 20 ноября автобусы будут ходить до 20.00».
«Я работаю в смену до 20:00, а автобусы после 20:00 — это мечта несбыточная».
«Это логичный итог полного бардака в отделе ЖКХ при попустительстве акима города. Никакого контроля за соблюдением перевозчиками договоров на пассажирское обслуживание. Годами длятся эти грубые нарушения, а акимату в лице отдела ЖКХ хоть бы хны. Видимо, у них какие-то свои интересы…».
«Если автобусы не ходят, значит, кому-то это нужно…».
А, вот тебе и на! Недовольный народ всегда пришьет чиновникам коррупционную составляющую, даже если проблема вытекает не из-за крышевания и мздоимства, а от, например, головотяпства и разгильдяйства, как говаривал Гоголь. Нынче говорят — инертности и отсутствия креативности.
Но народ подскажет, как, даже без всякой креативности, решить проблему. В сети навалом таких предложений.
«Расторгать договоры с теми перевозчиками, на работу которых больше всего жалуется народ. Снимать с маршрутов, гнать взашей! Временно подключать на эти линии автопарк, до новых тендеров».
«Запустить школьные автобусы по всему городу, по окраинам – недорогие такси большой вместимости, подключить таксопарки».
«Да, просто передать все городские маршруты только автобусному парку! И спрос будет с одной организации и помогать ей на первых порах. Да, получается монополия. А чем, в сущности, плохо, если для дела надо?».
Кызылорда