Месяц назад столица получила нового градоначальника. Асет Исекешев, никогда ранее не командовавший никакими населенными пунктами, даже аулами, был удостоен высокой чести – управлять любимым детищем Президента. Месяц – это, конечно, не срок (тьфу-тьфу-тьфу! – чтоб не сглазить), однако в столице день идет за пять. И в месяц правления г-на Исекешева вместилось уже достаточно событий, чтобы попытаться оценить его перспективы в качестве мэра Астаны.
Одна на миллион
Поскольку Асет Исекешев был назначен накануне Дня столицы, фактически он вынужден был выполнить роль свадебного генерала на традиционно масштабных праздничных мероприятиях, запланированных до него к 6 июля. Одно из этих мероприятий – рождение миллионного жителя Астаны.
Девочка, нареченная Саидой, появилась на свет 4 июля. Прекрасный, а главное, своевременный подарок к большому празднику. Понятно, что миллионный житель не мог родиться, скажем, в октябре. Понятно, что не мог он родиться в семье банкира или, напротив, в семье безработного. Мама “юбилейной” новорожденной работает воспитателем яслей-сада, отец трудится электромонтером в “Астана-РЭК”. Тут фортуна, вопреки обыкновению, сыграла в унисон со справедливостью – у молодой семьи нет своего жилья, так что ключи от квартиры, подаренной новорожденной, оказались как нельзя кстати.
Асет Исекешев прекрасно справился с ролью – в больницу приехал, с мамой в палате пообщался (правда, забыл надеть халат, а напомнить ему, видать, не осмелились), ключи с букетом вручил. В общем, все чин чинарем.
Однако въедливые интернет-пользователи, а вслед за ними и ехидные журналисты, недолго радовавшиеся такому большому событию, начали задавать неудобные вопросы. Как так? – вопрошали они, – по официальным данным, которые на сайте самого акимата и размещены, по состоянию на начало мая в Астане проживало чуть больше 880 тысяч человек.
Г-ну Исекешеву пришлось испытать то, что в народе называется “в чужом пиру – похмелье”. Вероятно, для него этот необъяснимый демографический взрыв, происшедший в нужное время в нужном месте, тоже оказался неожиданным. Он дал поручение разобраться.
Результаты “разборок” выплеснулись в народ в виде официального сообщения управления внутренней политики Астаны. В нем было сказано, что по состоянию на 1 июля 2016 года в городе насчитывалось 999 780 человек. Так что за три дня родилось вполне правдоподобное число новых астанинцев – 220. А чтобы было убедительнее, на головы казахстанцев, возомнивших себя Станиславскими, были высыпаны дополнительные цифры: например, в поликлиниках города на учете состоят 927 260 человек, а ежедневный пассажирооборот в общественном транспорте города – более 850 тысяч поездок.
Смена вех
Как видите, реакция была, и она была довольно быстрой: малышка родилась в час ночи, сообщение о том, что к ней приехал аким, появилось в районе 11, а объяснение от акимата – около шести вечера. И сам факт, что на недоверие народонаселения отреагировали, и быстрота реакции – беспрецедентны. Исекешев продемонстрировал, что его обещание сделать акимат Астаны самым открытым – не пустой звук.
А еще занятно, что сам аким Астаны, судя по всему, сделал вывод, что сомневаться надо не в миллионе, а в предыдущих цифрах. Потому что 7 июля, после избрания руководителем столичной организации партии “Нур Отан”, Асет Исекешев, прижатый к стене настырными журналистами из Tengrinews.kz, объяснял так: “Речь не идет о том, что за месяц родилось 120 тысяч человек. Речь идет о том, что в городе есть много неучтенных незарегистрированных лиц”.
Что же касается удивительной сознательности рожениц, обеспечивших появление на свет миллионного жителя к 18-летию столицы, Исекешев проявил просто-таки чудеса словесной эквилибристики: “Можно сказать, совпадение, но можно сказать, что и некая веха, как городские власти для себя должны понимать, проанализировать, выстроить планы… Миллионный город требует строительства новых школ, больниц, развития общественного транспорта”.
Жаль, не вспомнил про старое советское правило: городу-миллионеру – метрополитен в подарок.
Потоп-менеджер
Еще один обязательный атрибут Дня Астаны – ливень на 6 июля. Кажется, не было ни одного года, когда бы в этот день столицу не омыло бы дождем. Однако в последнее время любое значительное выпадение осадков сопровождается огромными лужами, образующимися в одних и тех же районах города.
Например, самый, наверное, неприятный дождевой водоем возникает аккурат рядом с Домом министерств. Да такой, что его не преодолеть ни на автомобиле, ни пешком – только вплавь.
Асет Исекешев пережил сначала репетицию перед главным ливнем, а затем и сам потоп на 6 июля. Надо отдать должное новому акиму – он лично выехал ко всем стихийным лужам-озерам, техника была пригнана довольно быстро, воду откачали. Но, видимо, мэр Астаны понимает, что так существовать “город мира” не может. В качестве причины г-н Исекешев называет быстрые темпы развития города, из-за чего мощностей ливневой канализации не хватает.
Решение – двухэтапное: “в этом году должны завершить два очистных сооружения и один водосбрасывающий коллектор, и по Левому берегу, мы считаем, что вопрос будет уже решен”, а дальше – большая программа, призванная “полностью обеспечить необходимыми мощностями всю инфраструктуру ливневой канализации”. И обязательства взял на себя конкретные – в течение трех лет проблему решить.
Озеро надежды
Вообще, практически сразу же после назначения Асет Исекешев начал объезжать объекты, знакомиться с хозяйством. Ничего нового в этом нет, так делали все акимы, но к Исекешеву внимание более пристальное – все-таки человек никогда не был “на земле”, на конкретной хозяйственной работе.
В первую очередь он почти демонстративно поехал на Талдыколь – зловонное сточное озеро, расположенное в черте города. В неудачные дни, когда роза ветров в столице не благоволит развитию туризма, со стороны озера разносятся весьма резкие и неприятные запахи. Эта проблема решается в Астане довольно давно, но не слишком успешно, ибо, как говорил Президент на памятном совещании, “воняет!”. Там же он пообещал: если проблема не будет решена, поселить акима в юрте рядом с Талдыколем. Так получилось, что угроза эта теперь напрямую относится к Исекешеву – он нынче градоначальник в столице.
Так что не случайно Асет Орентаевич в первую очередь поехал к этому “озеру надежды” и узнал, как идут работы по очистке, и заодно проверил, каковы там условия для жизни. Видимо, перспектива жить на “свежем” воздухе Исекешеву пришлась не по душе, так как он заявил: “Задача, поставленная перед городом главой государства, должна быть выполнена точно в срок”.
“Точно в срок” – это до конца года. Остались считанные месяцы. Судя по всему, у нового акима нет выбора. Говорят, он наведывается к Талдыколю еженедельно. Неудивительно: здесь справками и отчетами не прикроешься и обаянием обоняние не обманешь.
Прост, как Ленин
А из реальных дел на счету г-на Исекешева к настоящему моменту – только одно. Несколько дней назад один из столичных жителей выложил на своей странице в социальной сети почему-то черно-белые фото человека, похожего на акима Астаны, – в курточке и кепке тот стоял в зале ожидания столичного аэропорта. Автор фото с восторгом написал: “Каково было мое удивление, что наряду с обычными жителями (читай – смертными) скромно так стоит сам аким и ожидает прилет рейса. Скромно так стоит в общем зале, не в VIP / CIP, нет тебе мигалок и спецсопровождения”. (Интересно, что при всем этом никто не задался вопросом: а зачем такая конспирация? Кого это встречал аким (если это, конечно, был он), что даже отказался от свиты?)
Да, такого раньше действительно не было. Чтобы аким сам приехал к обычному, а не литерному рейсу – дело невиданное. Жаль, не было фото и видео, как он сам несет чемоданы, как оплачивает парковку, как бросает многочисленным “бомбилам”, предлагающим подвезти недорого: “Спасибо, не надо”.
Видимо, это предел мечтаний нашего человека: чтобы аким столицы вместе с остальными жителями стоял в очередях, чтобы вместе с другими горожанами форсировал водные преграды в резиновых сапогах, вместе с ними мерз на остановках и ругал пробки.
Кажется, мы уже не надеемся, что столичный мэр решит все проблемы быстрорастущего города, и будем рады хотя бы тому, что он о них знает и испытывает те же тяготы, что и другие астанинцы.
Открытость и простота – это, конечно, хорошо. Но хотелось бы увидеть реальные результаты. Можно не форсированно и даже не обязательно индустриально, но инновационно по сравнению с предшественниками, а главное – чтобы было развитие. Поступательное развитие города с миллионом жителей “на борту”.
АЛМАТЫ