Сегодня у нас трудно разделить понятия «летний отдых» и «занятость». По данным министерства образования РК, в республике — 6 тысяч пришкольных, 330 загородных лагерей, где дети помимо отдыха еще и работают. Подметают, убирают территорию, моют посуду — главное, заняты делом, считают чиновники.
Может быть, в этом и есть сермяжная правда жизни… Во всяком случае, в Алматы сами родители устроили своих чад подрабатывать на барахолки, в кафешки. В других населенных пунктах республики, где проживает около 3 миллионов школьников, эта проблема куда больнее.
Давно пора прекратить вздыхать о временах пионерских лагерей и бесплатных санаториев. За десять лет независимости успели народиться и подрасти дети, которые представленная не имеют, что это такое. А мы — пионеры, дети рабочих — нет-нет, да вздохнем ностальгически, вспоминая, как сидели у костров и мазали зубной пастой краснокожих своих собратьев. Вздохнем и озабоченно, по-родительски: как все было легко и просто! Теперь — иные времена. В прошлом году в лагерях отдыха на летних каникулах побывали лишь около 3 процентов казахстанских школьников. До 1991 года эта цифра прочно держалась на уровне 70-80 процентов.
Куда бы приткнуть это чудовище? Вон оно дрыхнет, шморкает носом — весь день, дьяволы, барахтались в фонтанах. Ногу стеклом пропорол. А впереди еще — боже мой — три месяца! Так или примерно так думают тысячи родителей, для которых лето становится мучительной головной болью. Проблема решается, в общем-то, просто. Так же, как и с отпуском у взрослых: есть деньги — будет и отдых. В нашем обществе контрактных доходов кому-то из отпрысков Швейцария обрыдла хуже горькой редьки, а кто-то о Капчагае мечтает. В этом году министерство образования и науки РК предлагает школьникам больше 2 млн «лагерных» путевок, средняя цена которых — 10 тысяч тенге. Благостную картину массового отдыха портят три момента: во-первых, путевка — на один сезон, а это всего лишь 12-14 дней, во-вторых, далеко не все родители могут позволить себе и такую сумму. Повезло тем, у кого по месту работы действуют профсоюзные комитеты — часть расходов они традиционно берут на себя, если такая возможность имеется. И, наконец, в-третьих, путевки запланированы только для тех, кому еще нет 14 лет. Те, кто старше, видимо, детьми уже не считаются и должны перебиваться сами, хотя и остаются в пастве родного министерства.
Большинство школьных лагерей давно отошли в частные руки. Находясь в живописнейших местах республики, они, понятно, не простаивают в ожидании летних каникул. Весь год в них приезжают дяди и тети, привлеченные рекламой — а стало быть, условия и сервис переиначены под взрослых. И только с июня по сентябрь эти — теперь уже скорее турбазы — охмуряют родителей, расписывая прелести пребывания чад: всевозможные программы, физическая закалка, витаминные комплексы, походы и экскурсии. Как правило, дело ограничивается примитивным массовиком-затейником с баяном. Никто из владельцев не горит желанием приглашать профессиональных вожатых и педагогов-воспитателей и платить им деньги. Достаточно, на их взгляд, продумать «детское» меню и навтыкать качелек с карусельками. Однажды довелось мне побывать в одном доме отдыха недалеко от Алматы, бывшем пионерлагере, который начисто отказался от возни с детьми. Но хотя он и отрекся от пионерского прошлого, оно мстительно напоминало о себе: то гипсовым пионером в забытом углу огромного сада, то стендом каким-нибудь. В такие моменты делалось грустно, и в голову легли банальные штампы типа: «когда-то здесь звенел веселый детский смех». Беда в том, что количество истинно детских мест отдыха в стране действительно сократилось. Процесс этот вместе с приватизацией лагерей идет бесконтрольно. И так и будет, покуда государство всерьез не озаботится проблемой оздоровления своих малых граждан и программой их летнего трудоустройтва.
Лето — напряженная пора для детских клиник. Врачи не первый год отмечают резкий рост травматизма именно в июне, июле и августе. Многие юные горожане так и остаются в городе, а это означает: заброшенные стройки, гонки на велосипедах и скейтах, купание где попало, просто «шляние» по улицам. Увеличивается угроза дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Не успело лето начаться, как в 1-ю детскую городскую больницу Алматы были доставлены семеро малолетних пострадавших в ДТП, один мальчик — в очень тяжелом состоянии. Травматологи знают: сейчас косяком пойдут переломы разной степени затейливости, ожоги, ушибы, повреждения глаз. В раскаленном городе, естественно, тянет к воде. Но в Алматы, к примеру, по мнению санитарных врачей, купаться небезопасно для здоровья. Грязная вода и мусор — отличительные черты искусственных водоемов. Но разве истомившееся племя младое, дорвавшееся до воли, удержишь этой назидательной информацией!
…Они пыхтели весь долгий и трудный учебный год. Они вправе рассчитывать на отдых. Эту мысль подтверждают яркие билборды с ангелочками в кудряшках и надписью: «Здоровые дети — здоровая нация», украшающие городские улицы. Кстати, в программе правительства по его проведению есть пункт об увеличении количества детских загородных лагерей в республике на 1 тысячу. Теоретически выглядит здорово. Но вот как с практическим осуществлением? Каникулы-то вовсю идут.