Это вызывает вопросы о будущем участии британцев в предприятии, сказал в интервью «Каравану» председатель ассоциации миноритарных акционеров (QAMS) Данияр Темирбаев.
Акции Air Astana падают непрерывно с того момента, как компания вышла на IPO. В феврале стоимость акций компании достигала 1200 тенге за штуку. Сегодня они стоят в районе 860-870 тенге на KASE. Причин такого падения несколько. Первая причина — глобальная: вся отрасль авиаперевозок с середины мая находится под давлением. Популярный у инвесторов авиа ETF JETS (биржевой фонд, состоящий из акций авиакомпаний) также испытал коррекцию вниз с середины мая.
"Акции Air Astana потеряли от цены IPO более 20 %. Вполне возможно, что на уровне 800 тенге бумага нашла поддержку. Это значит, что движение ниже этого уровня может привлечь внимание спекулятивно настроенных крупных игроков. И мы можем увидеть это по возросшим объемам сделок при движении цены вниз", — говорит Данияр Темирбаев.
Возможно, продающие акционеры «Самрук-Казына» и BAE Systems переоценили Air Astana во время IPO. Хороший дисконт к оценочной стоимости, к оценке от инвестбанков, дал бы больше шансов заработать розничным инвесторам.
Из десяти голубых фишек Казахстана Air Astana отличается тем, что у нее большой объем акций в свободном обращении (около 40 %) и тем, что основной рынок у этой бумаги — KASE и AIX, а не Лондон. И наибольшая торговая активность вокруг бумаги именно от розничных инвесторов в Казахстане.
Вторая причина, почему Air Astana неуклонно падает – отсутствие положительных новостей из самой компании. Не на чем акции расти, нет очевидных драйверов роста, нет сигналов к покупке. С начала IPO компания отчиталась по итогам 2023 года и первый квартал текущего года. Финотчетность не впечатлила. Часть инвесторов напрасно, ошибочно ожидала выплаты дивидендов. А после того, как стало известно, что дивидендов не видать в ближайшие годы, то эти инвесторы начали избавляться от акций.
Публикация финотчетности за первое полугодие анонсирована на 5 августа. В тот же день заявлен конференц-колл с инвесторами и аналитиками. Хотелось бы на этом мероприятии услышать от менеджмента прояснения следующих вопросов, чувствительных для инвесторов, считает глава QAMS.
Первое: как долго британская BAE Systems намерена оставаться в капитале Air Astana? Инвесторы обратили внимание на
резкое снижение доли британцев после IPO с 49 % до 16,95 %. Доля фонда «Самрук-Казына» снизилась до 41 % с 51 %. Air Astana, какой мы её знаем сейчас, создана менеджментом BAE Systems. Уход британцев из капитала будет сигналом продавать акции.
Если британский менеджмент уйдет, то возникает риск повторения того, как казахстанский государственный менеджмент управлял авиакомпанией Air Kazakhstan.
Второе: как на финансовых показателях Air Astana скажется приход на наш рынок вьетнамской SOVICO Group. Этот холдинг выкупил государственную Qazaq Air. В составе холдинга работает лоукостер VietJet. Будет ли новый игрок конкурировать с Air Astana? На каких направлениях?
"Это сильный конкурент, набивший локти в жесткой конкурентной борьбе на рынке Юго-Восточной Азии. На каких направлениях будет работать вьетнамская авиакомпания? Мы пока этого не знаем. Есть вероятность, что интерес вьетнамцев будет по направлению между Европой и Юго-Восточной Азией", — считает Данияр Темирбаев.
У нового инвестора Qazaq Air есть обязательство дополнительно купить 20 бортов, которые будут зарегистрированы в Казахстане. Сама же компания планирует поставить в Казахстан 50 самолетов. У Air Astana сегодня тоже 50 самолетов, а в ближайшие пять лет компания заявила о планах расширить парк до 80 бортов. Под эти амбициозные планы и заходили в акции Air Astana часть инвесторов. А сейчас вокруг этих планов неопределенность. Поэтому ждем 5 августа, когда Питер Фостер, глава Air Astana, должен будет "продать" инвесторам веру в будущее Air Astana. Веру в то, как бизнес авиакомпании будет расширяться — надо только подождать.