Айгуль Султанбекова: «Театр ВТ прекращает свое существование в формате первого в Казахстане BusinessTheatre» - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Айгуль Султанбекова: «Театр ВТ прекращает свое существование в формате первого в Казахстане BusinessTheatre»

Айгуль Султанбекова: «Театр ВТ прекращает свое существование в формате первого в Казахстане BusinessTheatre»

Айгуль Султанбекова - отчаянная, рисковая, смелая, и никогда не унывающая оптимистка, готовая к покорению новых вершин.

  • 24 Июля 2015
  • 7674
Фото - Caravan.kz

Основательница первого в Казахстане BusinessTheatre (Театр BT), ушла с поста финансового директора банка, начала все с нуля, чтобы реализовать свою идею сделать людей более успешными в своей обычной жизни посредством предоставления им практических знаний из театральной среды и психологии.

В социальных сетях, как гром среди ясного неба, появилась новость, о том, что двери театра опечатаны по причине банальных долгов по аренде. Театр BT задолжал за аренду больше трех с половиной миллионов тенге и остался на улице. Директор театра Айгуль Султанбекова вынуждена выставить все театральное оборудование на распродажу.

Айгуль, сколько просуществовал театр?

Около трех лет. В июле 2012 года я ушла из банковской сферы и начала вплотную заниматься воплощением своей идеи. Тогда я еще не знала, что она воплотится именно в формате полноценного театра. До этого еще около года я вынашивала эту идею и мы развивали её совместно в команде, которая сложилась на тот момент.

А официально театр открылся 27 марта 2013 года, в Международный день театра.

Вы с самых первых дней заняли помещение в торговом центре «Евразия»?

Да, сразу. Это было единственное место, где откликнулись, чтобы предоставить нам свою площадь в аренду. ТЦ «Евразия» запросили приемлемую сумму и даже сделали скидку по аренде помещения под театр. Хочу, чтоб вы знали: у меня нет претензий к администрации центра.

В процессе реализации идеи Наташа Дубс, актриса немецкого театра, сказала мне: «Я к Вам присоединюсь только в том случае, если это будет театр». И я согласилась, т.к. всегда любила театр и в команде были театральные профессионалы.

Первыми людьми, с кем я открыла театр, были режиссер и актриса Наташа Дубс, актриса Юлия Жигулева и психолог Валерий Бочкарев, так как для реализации моей идеи мне нужен был бизнес-человек (коим являюсь я), психолог и творческий человек — театральный. Сначала я хотела весь этот проект организовать с Леной Набоковой, которая является моим педагогом, и я ее глубоко уважаю, но так совпало, что она со своей командой театралов незадолго до нас открыла «Дом Ку», и поэтому присоединиться полноценно к нашей команде не смогла. Но Лена свела меня с Наташей Дубс, и как я упомянула выше, Наташа меня и убедила в том, чтобы создать театр.

Немецкий театр в свое время постигла та же участь: из-за проблем с финансированием им постоянно приходилось искать помещение.

Да, только с одной лишь разницей, что они государственный театр и, следовательно, получают финансирование на все свои расходы, а мы были с самого начала независимые и сами себе зарабатывали на жизнь.

Моя же идея, которая и привела в конечном счете к созданию первогого в Казахстане BusinessTheatre – Театр ВТ исходила из того, что закон импровизации гласит: «Ты не можешь сказать «нет» предлагаемым обстоятельствам!», а что наша жизнь как не череда предлагаемых обстоятельств, которым ты не можешь сказать нет? И я поняла, что не нужно изобретать велосипед! Нужны тренинги, которые были бы симбиозом практических знаний из театрального искусства и психологии. Для актеров, чья профессия дается им кровью и потом, это была бы возможность делиться своим опытом с людьми других профессий и зарабатывать деньги. Но, хочу подчеркнуть, у меня не стояла цель открыть очередные курсы актерского мастерства. У меня была четкая картина, что и как надо делать, и что это даст людям. Для людей это была возможность по-новому взглянуть на возможности своего голоса, тела и воображения, расширить диапазон своего мышления, повысить адаптивность к быстрой смене событий.

Мы изначально для себя решили, что Театр ВТ актерскому мастерству не учит. Потому что сейчас на рынке очень много курсов актерского мастерства, и случается так что, кто хоть как-то мало-мальски коснулся этой профессии, начинают считать, что могут преподавать подобные курсы. Как как-то упомянула Галина Пьянова, в таких моментах и наступает профанация профессии. Некоторые после таких курсов начинают думать, что быть актёром или режиссером — это просто, и это могут все. В этой части я разделяю позицию Галины Пьяновой, потому что это такие же профессии, как и любые другие, которыми овладевают годами. Это тяжелый труд.

Что Вам самой это дало?

Бесценный опыт в создании чего-то самостоятельно от идеи до полного воплощения и при этом продержаться три года, несмотря на разные жизненные обстоятельства. Увидеть то, как твои мечты воплощаются в жизнь. Это дорогого стоит, так как миллион идей рождается каждый день, а воплощаются в жизнь единицы.

Когда эта идея появилась у меня, это было моей идеей фикс, меня «свербило»! я знала, что если я не сделаю этого, я буду жалеть всю жизнь. Уже достигнув цели, я поняла, что такого формата еще не было в Казахстане.

С предыдущей должности Вы ушли, потому что устали?

Нет, потому что у меня возникла идея, которая мне не давала спать. Я ушла не потому, что мне было плохо. Я просто понимала, что карьера у меня уже есть, репутация тоже, как личность я уже состоялась, просто возникла идея, которую мне захотелось реализовать.

Это порыв души?

Может быть. А может быть потому, что я из творческой семьи. У меня папа — Мурат Султанбеков, член Союза писателей, брат — Нариман Султанбеков, член союза журналистов. Я с детства любила театр и всегда в городах, в которых бываю, стараюсь посетить театр. До того как я открыла свой театр, я была в курсе того, что происходит в театральной среде, я могла что-то посоветовать своим друзьям, и они к моему мнению прислушивались.

Вы могли высказать какую-то критику в адрес той или иной постановки?

Да, конечно. Но в сам процесс создания постановки я никогда не вмешивалась, т.к. считаю, что каждый должен заниматься своим делом. После того как мы обговаривали с режиссером, что и как это будет, каждый из нас занимался своим делом.

В создание театра вы вложили свои собственные средства. Как вы так рискнули?

Это была бизнес-идея по части тренингов. Я же не планировала открывать театр (у меня не хватило бы столько наглости), я хотела заниматься бизнесом и, в принципе, зарабатывать деньги. Но уже в процессе существования театра у меня произошла моя личная переоценка ценностей. Высшая цель любого театра – вызвать катарсис у зрителей, то есть сделать так, чтобы каждый зритель выходил немножечко чище, добрее, человечнее после спектакля.

Но пока ты не сделаешь имя, не наработаешь аудиторию, все спектакли убыточные, так как постановка спектакля — это большие вложения. Наши тренинги пользовались успехом, но доход, который мы с них получали, не покрывал всех расходов. А в открытие театра я вложила свои собственные деньги, на протяжении этих 3-х лет мне помогали мои близкие друзья и семья, также у нас появились свои друзья и партнеры театра, но этого всё равно оказалось недостаточно. Мы открывались спектаклем «Окно», режиссером-постановщиком которого являлась Галина Пьянова из театра «АРТиШОК». Ей отдельное спасибо! Это был очень хороший спектакль. Когда вся шумиха с открытием театра прошла начались трудовые будни. Народу поубавилось, денег, соответственно, тоже.

За советом я обратилась к театру «АРТиШОК».

«АРТиШОК» — это первый независимый и довольно успешный театр, которому в 2016 году уже будет 15 лет. Они сказали: «Айгуль! Первые три года мы играли почти при пустых залах». Но у них был большой плюс — у них есть собственное помещение, а у нас каждый месяц аренда.

Мне многие, кстати, пророчили, когда мы только открывались, что театр не протянет и полгода, а мы просуществовали три.

Спустя два театральных сезона наша уже обновленная команда (со всеми, с кем мы изначально открывали театр, я рассталась в течение или по прошествии 1-го года существования) пришла к тому, чтобы создать творческую лабораторию для молодых актёров, режиссеров, драматургов, критиков. Этот проект мы запустили этой зимой. Сначала молодые талантливые, перспективные ребята из академии имени Т. Жургенева ставили спектакль сами, затем на просмотр к ним приехал мастер Барзу Абдуразаков, который дал свои рекомендации, а затем уже он приехал в качестве режиссера на полтора месяца ставить с ними спектакль «Одноклассники. Уроки жизни» по пьесе Тадеуша Слободзянека. .

Спектакль получил массу положительных отзывов, в частности от театрального критика Сании Кабдиевой, которая ещё в момент нашего открытия пророчила нам открытие этой театральной лаборатории. Кстати говоря, это она меня и познакомила с Барзу Абдуразаковым. Барзу из Душанбе, признанный во всем мире, талантливый мастер, выпускник режиссерского факультета ГИТИСа мастерские М.О.Кнебель, Л.С. Хейфеца, А.В.Эфроса, и А.А.Васильева. Барзу для меня настоящая личность в театральной среде. Он высоконравственный, высокоинтеллектуальный, порядочный и любящий человек.

Спектакль — это прежде всего режиссер, он прорабатывает актеров, он прорабатывает посылы. Барзу с актерами так провел процесс читки, что ребятам не надо было ничего играть или придумывать когда они вышли репетировать на сцену, им было все понятно. Им нужно было только знать текст. Но и в остальном, этот спектакль мастерски решен режиссерски и ребята конечно же тоже выкладываются на все 100%! Процесс этой постановки был сам как хороший урок для ребят, я надеюсь, т.к. конечно же основная цель лаборатории была образовательная.

Сколько раз бы мы ни показывали спектакль, а мы его поставили в честь 70-летия Великой Победы и выпустили 5 мая 2015 года. Наш зритель плачет и аплодирует стоя, и это дорогого стоит. Это тяжелый материал, но люди выходят со светлым чувством.

Но увы, наступил момент, когда нам стало совсем сложно оплачивать аренду, и у нас не осталось другого выбора, как съехать с того места, где мы были более 2-х лет. . Сейчас мы вынуждены продавать все наше оборудование. Спектакль «Одноклассники» передаем на другую площадку, пока это будет галерея «Тенгри-Умай». Владимир Филатов, директор галереи, любезно согласился предоставить нам помещение.

Я вынуждена сообщить следующее: Театр ВТ прекращает свое существование в формате первого в Казахстане BusinessTheatre. Но продолжает жить, как творческая команда, как актерская группа с временным названием «Парк», которую возглавляет актёр Виталий Куприянов. Он, актриса театра и кино Алма Рулас, актёр Виктор Ашанин, психологи Сана Жумабекова и Гульбахрам Саитова и создали костяк уже обновленной команды. На их плечи легли самые сложные времена Театра ВТ, которые при этом всегда служили мне опорой и надежным тылом. За что им огромное спасибо. Теперь задача ребят-актёров — определиться в каком формате театр должен существовать дальше, но уже без меня в качестве их директора. Я ухожу из театральной среды.

Устали?

Да, и устала тоже. За эти три года у меня не было ни нормального отпуска, ни полноценных выходных. Но я видела, как мои мечты сбываются. А это бесценный опыт, я благодарна за это всем тем, кто был со мной все это время. Это несравнимо ни с чем другим.

Теперь чем планируете заниматься?

У меня довольно разнообразный опыт. Время покажет что будет дальше. А сейчас я должна завершить все не законченные дела перед партнерами и друзьями, так как очень важно уходить достойно и красиво. И идти дальше.

Для справки:

Спектакль «Одноклассники. Уроки жизни» поставлен по пьесе с одноименным названием автора Тадеуша Слободзянека.

Пьеса написана в 2008 году, и тогда же ее читали в тель-авивской «Габиме». В сентябре 2009 года в Национальном театре в Лондоне состоялась ее мировая премьера, в варшавском «Театре на Воле» она была поставлена осенью 2010 года. В том же году «Одноклассники» были отмечены главной литературной премией Польши «Нике». Эта пьеса о настоящих ценностях в жизни каждого человека.

Действие спектакля начинается в маленьком польском городке в конце 20-х годов, а судьбы персонажей — польских и еврейских мальчиков и девочек из одного класса — прослеживаются вплоть до наших дней. Городок такой в Польше есть, и называется он Едвабне, а у десяти героев пьесы есть реальные прототипы.