В который раз экономисты утверждают, что экономика независимого Казахстана идет в гору. Такие заявления смело подкрепляются фактами и всевозможными макроэкономическими показателями, в сторону которых никак кроме утвердительного кивка головой не отреагируешь: «Да, мы растем!».
ВВП, совокупные суммы доходов, законодательные нововведения, слияния и поглощения — о чем тут еще говорить?
А надо бы сказать, хотя бы о том, что в АФН на славу потрудились. Работать в рамках стольких положений и законодательных уложений, да притом эффективно, наверное, трудно.
Здесь и Закон Республики Казахстан «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций», и Концепция развития финансового сектора, Программа развития страхового рынка на 2004-2006 годы, Программа развития рынка ценных бумаг на 2005-2007 годы, Программа развития накопительной пенсионной системы на 2005-2007 годы, а также много-много других законодательных и нормативных правовых актов, сдобренных рекомендациями Базельского комитета и других международных финансовых организаций.
АФН не дремало, стояло на страже финансовой системы и предпринимало действия. К примеру, по активизации своего международного сотрудничества с органами финансового надзора других государств. В частности, в целях установления эффективного двустороннего сотрудничества и заключения соответствующих международных договоров между органами надзора, Агентство направило свои предложения в адрес нескольких десятков стран, приоритетных для Казахстана.
В 2005-м Агентство заключило меморандумы о сотрудничестве и обмене надзорной информацией с органами банковского надзора КНР и Кыргызской Республики, а также представляло страну в составе отраслевых органов интеграционных объединений ЕврАзЭС и СНГ, в составе рабочих групп объединений ШОС, ЕЭП, двусторонних межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству с РФ, КНР, Кыргызской Республикой и так далее. И считало, считало, считало. И вот что получилось по предварительным данным:
Банковский сектор
Как обычно, «самый динамично развивающийся в странах СНГ». Отношение активов к ВВП за 2005 год выросло с 48,5% до 66,6%. Не отстала и конкуренция, благодаря которой банки стали расширять спектр оказываемых финансовых услуг, увеличивать число потребителей банковских услуг как внутри страны, так и за ее пределами.
По состоянию на 1 января 2006 года в республике теперь функционирует 34 банка второго уровня, в том числе 14 банков с иностранным участием (включая 9 дочерних банков-нерезидентов Республики Казахстан) и АО «Банк Развития Казахстана».
Филиальную сеть имеют 26 банков второго уровня, а общее количество филиалов банков равно 418.
В том числе только за 2005 год выданы согласия на открытие филиалов 10 банков. Наибольшее количество филиалов имеют АО «Народный Банк Казахстана» — 147, АО «БАНК «КАСПИЙСКИЙ» — 40, АО «Казкоммерцбанк» — 23.
Кроме того, в стране резиденствуют также 32 представительства 12 банков-резидентов, из них 27 — за пределами республики.
Представительств иностранных банков — 18. Новичком стал «Коммерческий банк научно-технического и социального развития «Сибакадембанк» из России.
Аудиторов тоже поприбавилось. По состоянию на 1 января 2006 года лицензии на право проведения аудита банков имеют 55 аудиторов и 28 аудиторских организаций, в том числе и две новые — ТОО «ФИНЭКС» и ТОО «Эрнст энд Янг».
Говоря о финансовых делах банков, надо сказать, что цифры 60-70 стали для них счастливыми. Именно такие процентные показатели роста и констатирует отчет АФН. На 1 января 2006 года совокупный расчетный собственный капитал банковского сектора составил примерно 587 млрд. тенге и вырос за минувший год почти на 70%.
Совокупные активы банков тоже увеличились, на 68% — до 4515,1 млрд. тенге. Вместе с совокупными обязательствами, которые, в свою очередь, выросли на 69% и составили 4073,4 млрд. тенге.
Объем внешних активов за 2005 год увеличился на 141% и составил 1194,5 млрд. тенге или 27% от совокупных активов. Ссудный портфель с учетом межбанковских займов дал рост на 69% и достиг в этом году суммы в 3062 млрд. тенге.
Рост солидный, как, впрочем, и изменения, с ним связанные. Чего не скажешь о структуре кредитного портфеля, который за год практически не претерпел изменений. Доля стандартных кредитов выросла всего лишь на 2% и составила 58,2%. Что само по себе не есть хорошо. Для сравнения можно провести параллель с сокращением доли сомнительных кредитов — всего лишь на 1% (39,5%), а также безнадежных — на 0,6% (2,3%).
Вклады от юридических лиц и населения снова выросли, аж на 57%, и составили сумму в 2523 млрд. тенге. По отдельности, можно отметить весомый рост вкладов юридических лиц — 66%, тогда как сумма вкладов от населения увеличилась лишь на 33%. Ситуация с Наурыз-банком, вероятно, сказалась. Однако банки сильно не проиграли. В целом, нераспределенный чистый доход БВУ составил 73 млрд. тенге (после расчетов доходов и расходов), что на 42 млрд. выше чем в прошлом году. Рост, таким образом, был зафиксирован на отметке в 133%.
Но в прошлом году росли не только проценты, но и количество законодательных актов. Год минувший завершился подписанием Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лицензирования и консолидированного надзора», который вступил в силу 5 января 2006 года. Он был разработан АФН в соответствии с Директивами Европейского Союза и подписан президентом 23 декабря.
По мнению агентства, данный Закон предусматривает обеспечение прозрачности структуры собственности банков, формализацию статуса лиц, оказывающих существенное влияние на принимаемые банком решения, определяет осуществление надзора за банковскими конгломератами.
Все эти меры позволят оценить риски, которые могут повлиять на стабильность банка и связанных с ним других участников.
Также предусмотрено введение пруденциального регулирования банковских конгломератов в части установления минимального размера уставного капитала, коэффициента достаточности собственного капитала и максимального размера риска на одного заемщика — то, о чем неоднократно говорилось в течение минувшего года на пресс-конференциях.
С помощью Закона были наконец-то внесены поправки по усовершенствованию процедуры лицензирования и либерализации доступа нерезидентов Республики Казахстан на финансовый рынок, упрощения и оптимизирования процедуры открытия банков, их филиалов, и представительств.
Такие меры направлены на то, чтобы повысить уровень конкуренции и расширить иностранное присутствие в банковском секторе.
Совершенствование этого сектора экономики происходит не только по части улучшения климата на самом банковском рынке, но и внутри банковской системы. В частности, АФН продолжают работать в направлении совершенствования банками системы управления рисками. Агентство разрабатывает методику проведения стресс-тестирования банков. Звучит достаточно серьезно, остается проверить, как будет работать на практике!
Прошлый год оказался суровым для БВУ по части требований к ним АФН и Нацбанка.
В целях регулирования объемов внешних займов банков была пересмотрена методика расчета минимальных резервных требований. Уже с начала прошлого года АФН повысили требования к достаточности собственного капитала банков в отношении активов, размещенных за пределами РК, и увеличили степень риска на 50% (до 150%).
В обратном порядке, однако, были снижены ограничения на выдачу кредитов головным банком своим дочерним банкам — нерезидентам: со 150% до 100%.
Чтобы банки стали прозрачнее, в конце года АФН обратилось с предложением к БВУ подписать Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам повышения прозрачности деятельности банка. Однако на данный момент лишь один банк страны поддержал эту идею.
Прошлый год стал переломным в сфере регулирования ипотечного кредитования. Ситуация, которая сложилась вокруг долгосрочных кредитов, а также система оценки заемщиков и резкий скачок количества выданных банками займов мог бы пошатнуть ситуацию в банковском секторе — с каждым месяцем можно было наблюдать тенденцию увеличения количества сомнительных займов.
Но после 1 июля 2005 года ситуация вроде бы стабилизировалась. В это время АФН была введена система оценки рисков по кредитам на проведение операций с недвижимостью: при оценочной стоимости обеспечения не более 7000 МРП займы оцениваются с 50% степенью риска, а по ипотечным жилищным кредитам, оценочная стоимость обеспечения по которым превышает 7000 МРП — с 75% степенью риска.
Также было утверждено унифицированное определение ипотечного кредита и минимальные требования к нему, которые соответствуют стандартам, предусмотренным в международной практике.
Среди банков снова отличился один. Если в прошлом году «за систематическое нарушение банковского законодательства РК отозвана лицензия банка АО «Наурыз Банк Казахстан», то в этом году, по данным предварительного отчета АФН, «в связи с систематическим представлением АО «Индустриальный Банк Казахстана» уполномоченному органу заведомо недостоверной отчетности и нарушением нормативных правовых актов, Правлением Агентства №438 от 24.12.2005 временно приостановлено действие лицензии на проведение отдельных видов банковских и иных операций АО «Индустриальный Банк Казахстана» сроком на 6 месяцев». При этом Агентство рассчитывает на принятие акционерами АО «Индустриальный Банк Казахстана» чрезвычайных мер.
Страховой рынок
На первый день нового года в республике действует 37 страховых (перестраховочных) организаций, в том числе 34 — в отрасли «общее страхование» и 3 — в отрасли «страхование жизни».
В прошлом году ряды первых пополнила на 100% государственная компания АО «Компания по страхованию жизни «Государственная аннуитетная компания», которая занимается общим страхованием.
Был принят Закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей» и тут же количество страховых организаций пополнилось еще на 27, разрослась и филиальная сеть.
Кому не по нраву отечественные страховщики, могут обратиться к зарубежным. На начало этого года в стране функционируют 2 представительства иностранных страховых (перестраховочных) организаций: ОСАО «Ингосстрах» и «Казахстан-Росно» ОАО «Российское страховое народное общество «Росно». Пока только российские.
Надо сказать, страховой бизнес растет, и довольно уверено. В прошлом году только совокупный собственный капитал вырос почти на 50% и становился на отметке в 45 млрд. тенге. Вырос также объем страховых выплат — по сравнению с прошлым годом на 60% (11 млрд. тенге).
Чтобы регулировать такой солидный страховой рынок страны, в прошлом году был разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам страхования», который в настоящее время находится на рассмотрении Парламента страны.
Если его примут, то контроль страховой сферы будет осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми Европейским союзом, а они не малые. Для простых граждан этот закон хорош тем, что, по словам АФН, он «позволит качественно повысить требования к финансовой устойчивости и платежеспособности страховых и перестраховочных организаций».
Накопительная пенсионная система
Состояние пенсионного рынка страны, как водится, стабильное. Успешно работают 14 НПФ с 76 филиалами и 75 представительствами по республике.
Инвестиционное управление пенсионными активами осуществляют 10 организаций, из них самостоятельно справляются с работой по лицензии АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ», АО «НПФ Народного Банка Казахстана» и АО «НПФ БТА Курмет-Казахстан».
В целом, пенсионный рынок Казахстана довольно сдержанно, но уверенно растет. За прошлый год прирост количества счетов вкладчиков (получателей), перечисляющих обязательные пенсионные взносы, увеличился на 638 932 (9,2%), что в общей сумме счетов по состоянию на 1 января 2006 года составило 7 613 369.
Рост пенсионный накоплений за отчетный период остановился на отметке в 34%, что составляет 649 млрд. тенге в сумме и только за 2005 год 165 млрд. тенге. Сумма чистого инвестиционного дохода, распределенная на индивидуальные пенсионные счета вкладчиков, составила 155 млрд. тенге, что на 40 млрд. тенге больше показателей прошлого года.
В связи с тем, что пенсионный рынок постоянно меняется, настает необходимость пересматривать и законодательную базу. Прошлый год не обошел стороной и НПФ, был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 16 июня 2005 года №58-III ЗРК.
По нему с 1 января этого года создается единый учетный центр (за него — Государственный центр по выплате пенсий), который будет следить за ответственностью НПФ за обеспечение определенного уровня пороговой доходности и оптимизацию системы администрирования платежей накопительной пенсионной системы уже с июля. В законе также расписано, сколько должны перечислять участники крестьянских и фермерских хозяйств и те, кто время от времени занимается предпринимательством, на обязательной основе.
Рынок ценных бумаг
Прошлый год стал пиковым для развития ПИФов (паевых инвестиционных фондов). По сайту Караван.kz вы наверняка могли отследить эту тенденцию. Только за прошлый год новых ПИФов зарегистрировано 43 (а всего их 45). Объем их активов за 2005 год вырос на 12 млрд. и на 1 января 2006 года составил 12,31 млрд. тенге.
В остальном же ситуация остается вялотекущей. К примеру, с акциями: в прошлом году зарегистрировано 451 выпуска акций, а аннулировано 549 выпусков. Итого осталось в обращении 2484 действующих выпусков акций, а количество зарегистрированных акционерных обществ составило 2 300.
Реальная обстановка и функционирования РЦБ, как всегда, оставляет желать лучшего, чего не сказать о законотворческом процессе в этой области. Здесь дело спорится. В июле прошлого года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рынка ценных бумаг и акционерных обществ». Финансисты говорят, он позволит теперь расширить возможности инвестирования, регламентации ответственности за правонарушения, совершаемые на РЦБ, совершенствовать корпоративное управление и либерализовать систему лицензирования профучастников.
На основании этого закона также разработан и принят «Кодекс корпоративного управления», о котором так долго говорили в течение минувшего года. Он базируется на международном опыте и является типовым документом для всех акционерных обществ, финансового и реального секторов. Зачем он нужен? Для того, чтобы защищать интересы каждого акционера, независимо от количества акций в его пакете.
Теперь законом также закреплено требование об обязательном включении в состав совета директоров АО «независимых директоров». Их задачей станет защита прав всех акционеров, оценка деятельности общества и принятие решений для его дальнейшего развития. По крайней мере, так декларируется на бумаге.
Чтобы наконец-то активизировать еще не до конца умерший фондовый рынок страны, а также дать возможность отечественным компаниям выйти на внешний фондовый рынок, закон предусматривает возможность размещения эмиссионных ценных бумаг на территории иностранных государств при наличии соответствующего разрешения уполномоченного органа и при соблюдении определенных условий. Эти условия предполагают, что ранее выпущенные ценные бумаги должны быть включены в список казахстанского организатора торгов. В данном случае — по наивысшей и следующей за наивысшей категорией листинга.
Однако здесь позвольте усомниться, ведь проблема казахстанских компаний была именно в том, что при завышенных требованиях листинга наши компании туда попасть не могут. А тогда какой смысл в декларировании возможности выхода, если дойти до выхода невозможно?
После принятия закона станет возможным выпуск проектных облигаций, использование которых позволит значительно ускорить реализацию дорогостоящих проектов с важным государственным значением. Аналитики говорят, что в этом случае не будет зависимости от бюджетного финансирования.
А для народа:
В истекшем году АФН зарегистрировало 762 обращения физических и юридических лиц. На первый взгляд не так много, но, учитывая, что множество людей просто рукой махают на проблему, этого достаточно. Больше всего интересом пользовалась деятельность БВУ и страховщиков.
Банковский рынок: Население волновали вопросы, как обстоят дела с порядком осуществления компенсаций по вкладам граждан, которые были девальвированы после введения тенге и с реформой банковского сектора. Кроме того, беспокойство вызывают вопросы, связанные с возвратом вкладовденег из банков ликвидированных, таких как «Наурыз банк». Граждан волновало, почему банки тянут с рассмотрением документов по оценке платежеспособности при выдаче ипотеки по Государственной программе развития жилищного строительства. Почему размер комиссии такой, а не другой? Почему банкоматы работают в редких случаях, а больше сбоят? Почему деньги с кредиток исчезают в неизвестном направлении?
Сплошные «почему», на которые АФН не замедлили ответить. Проектом Инструкции о требованиях, предъявляемых к банкам второго уровня по организации работы банкоматов и обеспечению надлежащего их функционирования. Пока только об этой проблеме.
Страховой рынок: И здесь дело касается денег — граждан волнует, почему в прошлом году страховые организации нарушали-таки правила, когда дело касалось страховых выплат по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Говоря об этом, люди даже предъявляли конкретную информацию о случаях мошенничества на страховом рынке (Берегитесь, страхователи, а вами глаз да глаз!).
АФН отреагировали рядом изменений и дополнений в Закон «О страховой деятельности», которые будут препятствовать нарушению прав и законных интересов клиентов в части необоснованных отказов по страховым выплатам.
Пенсионный рынок: Вкладчиков волнуют все те же вопросы: операции (выплата, возврат, перевод, изъятие, наследование) с пенсионными накоплениями, представление информации о состоянии пенсионных накоплений, порядок заключения договоров с военнослужащими и иностранными гражданами, проживающими на территории Республики Казахстан, а также возможность получения пенсионных накоплений гражданами, признанными недееспособными. Здесь люди тоже четко рапортовали о нерадивых чиновниках/работниках пенсионной службы.
Рынок ценных бумаг: жалобы в основном были зарегистрированы в отношении нарушений прав акционеров — невыплата дивидендов, реорганизация акционерных обществ без согласия акционеров и так далее.
Чтобы решить эту проблему, АФН обменивалось информацией с Министерством финансов (в прошлом году они заключили Соглашение об информационном обмене), а также вело деятельность в направлении информирования населения. Оно разработало и приняло Программу информационной деятельности на 2005 год, в рамках которой было проведено 11 «круглых столов», 3 конференции и 3 семинара, опубликовано более 80 аналитических и иных материалов в специализированных изданиях о финансовом рынке и финансовом надзоре. Также был запущен официальный сайт АФН.
Проделано немало. Рост налицо, не поспоришь. Цифры, цифры, цифры. А за ними, по большей части, стоят и проблемы. Которые, несомненно, решаются. Но достаточно ли? Быстро ли? Эффективно ли? Проведем параллель между количеством цифр в первой части статьи о росте финансового сектора и богатении финансовых организаций, и второй частью статьи о проблемах участников финансовой структуры, вкладчиков и акционеров, и том, как проблемы решаются.
Пример, со счетов вкладчиков исчезают деньги, и банкоматы часто ломаются. На данный момент решена только проблема с банкоматами…