Аэропорт - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Аэропорт

Аэропорт

Торжественный день открытия новой "воздушной гавани" южной столицы вновь отодвинут - строители называют очередной из бодро-обещанных сроков сдачи: теперь уже декабрь нынешнего года. А освоено на сегодня более 1 миллиарда 602 миллионов тенге - это приблизительно пятая часть предварительной проектной стоимости проекта.

  • 17 Июня 2002
  • 1013
Фото - Caravan.kz

Как хочется побыть немножко Хейли, одноименным романом которого зачитывался в 80-х всяк уважающий себя интеллигент. Затрепанная «Иностранка» (поясняю для юных пользователей: был такой прогрессивный толстый журнал «Иностранная литература» — своего рода дыра в железном занавесе между СССР и остальным миром) с «Аэропортом» ходила по рукам. Весьма смутно представляю сейчас, о чем, собственно, шла речь в произведении, но, помнится, интрига была закручена первоклассная. А у нас сюжет чем хуже?
Как известно, строительство нового здания пассажирского терминала началось в декабре 2000 года. Сейчас уже никто не может внятно объяснить, для чего понадобилось создавать искусственные сложности вроде обогрева замерзающего бетона. Чиновники лишь возводят очи куда-то вверх. В мороз и снегопад около 100 рабочих круглосуточно разгребали тонны мусора, старых металлоконструкций, оставшихся на пепелище. Впрочем, авральная торопливость заказчика — городского акимата — вполне понятна, ведь в Астану ушел рапорт о том, что работы идут вовсю и открытие аэропорта состоится 16 декабря 2001 года. Это был бы рекорд — ведь в соответствии со СНиП нормативная продолжительность строительства аэропорта составляет 18 месяцев. Оптимистичным планам сбыться не пришлось.
И проектировщиком, и поставщиком металлоконструкций, и подрядчиком на сооружение фундамента и монтажа стала алматинская фирма «Имсталькон-1». Вначале планировалось выкопать, как положено, котлован и строить новый фундамент и каркас. Поскольку после долгих споров было решено все-таки дислокацию аэропорта оставить прежней, то начать с традиционного нуля не получилось. Хотя, по мнению специалистов, и стоило бы. Куда сложнее «привязывать» оставшиеся после пожара инженерные сети к новому проекту. Строить на покореженных «останках» старого не так-то просто. На возведение здания ушло 3,5 тысячи тонн металлоконструкций и больше 4 тысяч кубометров бетона. Долго выбирали фирму, способную достойно отделать «лицо» нового терминала — фасад. Среди фирм возникла драчка за лакомый заказ. Удивительно, но после трех (!) конкурсных туров приоритет был отдан отечественной. Не возлюбленным туркам, предлагавшим «сделать красиво» за 9,2 млн долларов, не испанцам, уверявшим, что меньше чем за 7 и разговаривать нечего, а ТОО «Айгерим-3», скромно пообещавшему уложиться в 3,8 млн. В марте этого года айгеримовцы приступили к монтажу витражей.
Он, безусловно, будет красив, новый аэропорт. Два этажа — с одного народ улетает, на другой прилетает — по 8 тысяч квадратный метров каждый. Крыша, по мнению одних, напоминающая крылья орла в полете, а на взгляд других, похожая на казахский мужской головной убор. Крыша сварена из тысяч стальных листов со специальным антикоррозийным покрытием. Каждый шов проверялся рентгеноскопом, и строители бьют себя в грудь: ремонта не потребуется минимум 50 лет. Вес каждой из поперечных балок, на которых крепится крыша, впечатляет — 25 тонн. В середине крыши на высоте 17 метров от пола установлен главный декоративный «фонарь» для дневного освещения, вокруг — дополнительные, боковые. Поскольку стены — в основном, из стекла, у человека, находящегося внутри терминала, должно возникать ощущение светлого простора и оптимизма.
Мало того, есть все основания надеяться, что пассажир наконец-то из хронически униженного существа, которое то морят в накопителе, то заставляют идти пешком, под проливным дождем к самолету на другом конце поля, превратится в уважаемую персону. Как белый человек, сможет оставить автомобиль на стоянке, улетая, скажем, в командировку (запланированы две автостоянки вместимостью 320 машин каждая. Правда, вопрос с оплатой пока обсуждать рановато). Дабы избежать очередей, предусмотрено большое количество пунктов таможенного и пограничного контроля, стоек регистрации. Еще из радостей цивилизации: нам предстоит узнать, что такое телескопические трапы и легкий искусственный ветерок, регулируемый сложной электронной системой. Ресторан, кафе, бары — этим нашего человека не удивить. Зоны «duty free» многие тоже постигли в иноземных аэропортах. Словом, комфорт будет прямо-таки обволакивать пассажира с первых шагов под ажурными сводами. Но самое главное, что должно способствовать укреплению в нем чувства собственного достоинства — это все-таки не новинки сервисной техника, а поведение персонала. Ежели тебе по привычке нагрубили, никакими сияющими эскалаторами настроение не поправить.
Население наше, в целом закаленное по части неудобств за эти три года, волнуют две проблемы:
1. Пожар. Хотя снаряд в одну точку два раза и не падает, алматинцам еще слишком памятно потрясение от потери прежнего аэропорта. А ну, как найдется современный Герострат с безумным порывом прославиться? Опять же — слово «терроризм» не сходит с уст политиков и со страниц газет. По заверениям проектировщиков, пожар по любым причинам исключен. Все материалы проходят строгий противопожарный контроль. Будет установлена специальная система противопожарного реагирования, которая не только определит источник возгорания, но и отдаст приказ о его ликвидации — автоматически включатся разбрызгиватели воды и пены. Блокируется доступ воздуха к огню. Так что знаменитая фритюрница и пикнуть не успеет.
2. Землетрясение. До скандальных заявлений «Промстройпроекта» и «Проектстальконструкции» обывателю и в голову не приходило озаботиться устойчивостью аэропорта, хотя он и находится, по определению специалистов, «в зоне с неблагополучными грунтовыми условиями». Сотрудники данных институтов сочли сам проект сомнительным с точки зрения сейсмобезопасности и предоставили собственные расчеты, которые выглядят неутешительно: если хорошенько тряхнет, здание обречено на разрушение. Но непрошеных экспертов быстро укоротили: авторитеты от строительства заявили, что здание абсолютно надежно и соответствует новым нормам для строения в сейсмических районах Казахстана, введенным в 1998 году. Был созван специальный ученый совет, обсуждавший результаты расчетно-аналитической разработки, который не обнаружил отклонений ни в проекте, ни на стройке, а отнюдь выявил ошибки в расчетах оппозиционеров. Но зерно сомнения уже было заронено в души будущих пассажиров. Нам остается только верить в торжество технической мысли.
Итак, сегодня, по данным «Предприятия капитального строительства аппарата акима г. Алматы», завершены работы по монтажу здания терминала, здания четырехярусного автопаркинга, подъездных пандусов, переходной эстакады, пожарных резервуаров. В паркинге после зимнего периода продолжаются работы по отделке полов и лестничных клеток. Продолжаются работы по устройству фундаментов и монтажу металлоконструкции галереи на перрон, по монтажу технического здания насосной, по отделке второй фасадной части здания алюкобондом, по монтажу витражных стеклопакетов и боковых фонарей. Начаты работы в подвальной части здания: гидроизоляция стен, полов и сантехнические. Заключены контракты, произведены авансовые платежи на поставку и монтаж телескопических трапов, грузовых и пассажирских лифтов, эскалаторов, электросилового, осветительного, слаботочного коммуникационного, компьютерного оборудования и высоковольтной линии электропередач.
За эти годы крылатое детище города как-то незаметно ухитрилось выйти из запланированной колыбели. Если постановлением правительства РК от 27 октября 2000 года № 1612 «О реализации проекта восстановления пассажирского терминала в аэропорту города Алматы» минфину предписывалось предоставить гарантию на 15 миллионов долларов, то сегодня проект стоит 50. Увеличена общая площадь терминала — с 20 до 26 тысяч квадратных метров. Дополнительно предусмотрена реконструкция перрона со стоянкой для 8 лайнеров. Словом, процесс идет и дорожает. Обидно, что по отжившей, казалось бы, свое древней советской схеме: волокита — втык очень большого начальника — суетливая деятельность — затягивание сроков из-за «объективных трудностей» — втык… И т. д. Но все же, когда-нибудь, раз уж дело начато — будет-таки передана долгожданная атласная ленточка, и каждый из нас сможет безбоязненно войти под своды этого красавца, квадратный метр которого ценою — пока 1200 долларов. Тем более, что президент страны намерен объявить 2003 год Годом Алматы. Так полетим?