Аэроклубу - 70 лет! - Караван
  • $ 479.71
  • 533.77
+10 °C
Алматы
2024 Год
25 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Аэроклубу - 70 лет!

Аэроклубу - 70 лет!

Недавно алматинский аэроклуб отметил свое 70-летие. Это был торжественный праздник, но без всякой помпы.

  • 27 Декабря 2004
  • 6112
Фото - Caravan.kz

Собрались бывшие воспитанники аэроклуба ДОСААФ, получившие путевку в жизнь, «ставшие на крыло», как говорится, в стенах и на летном поле алматинского аэроклуба.
Само понятие «аэроклуб» столько в себя вмещает, что не сразу и не все могут понять весь его смысл. Аэроклуб — это явление, образ жизни, образ мышления, если хотите.
Гостей приветствовали руководители аэроклуба, благодаря усилиям которых, собственно, наш аэроклуб и дожил до своего юбилея: бывший летчик — истребитель, полковник Василий Леонтьевич Жовтый, участник Великой отечественной войны, а позднее — один из лучших военных летчиков в СССР и Юрий Сергеевич Ельцов, легендарный летчик, совершивший два трансконтинентальных перелета из Алматы в США, чемпион СССР и СНГ по самолетному спорту, заслуженный тренер Казахстана по самолетному спорту, кавалер Ордена Дружбы народов.
Примечательно, что аэроклубом руководят не случайные люди, а именно летчики, любящие свое летное дело.
Практика показывает, что те авиационные клубы, а также виды спорта, где руководят именно, подчеркиваю, — именно настоящие пилоты, летающие сами и знающие свое дело до последних деталей, не мыслящие своей жизни без неба, именно те авиационные клубы и виды спорта — перспективны, способны выжить, имеют будущее, и на данный момент, не смотря ни на что, выступают на международных аренах!
Сила духа, мужественность, стойкость, сила воли, любовь к небу, полетам, к жизни, — вот те составляющие, благодаря которым алматинский аэроклуб существует на данный момент.
Автор в курсе всех событий аэроклуба, начиная с 1987. На аэродроме проходили полеты, прыжки сотен парашютистов, подготовка команды Казахстана к чемпионатам по самолетному, авиамодельному, а также парашютному спорту.
Мне также посчастливилось прыгать плечом к плечу с теми, кто сейчас составляет сборную команды страны по парашютному спорту, например, с Еленой Валявиной, ведь все сегодняшние чемпионы-парашютисты были спортсменами аэроклуба.
Однако надо сказать, что и космонавты также были когда-то курсантами-пилотами аэроклуба, Талгат Мусабаев учился летать в алматинском аэроклубе, а Тохтар Аубакиров — начинал в карагандинском аэроклубе.
…Репортажи о замечательных авиашоу, проходивших «на ура» на аэродроме ДОСААФ, также, с великим удовольствием мне посчастливилось освещать в газетах на протяжении ряда лет, как и этот юбилейный материал.
Автору известны те моменты в истории аэроклуба, когда он был «на грани»… Однако люди, стоящие во главе алматинского аэроклуба приложили максимум усилий, чтобы он не был закрыт. Ведь в переломный момент, когда ДОСААФ упразднили, в Казахстане многие аэроклубы, а также дельтаклубы остались без поддержки государства! И только алматинский аэроклуб работает до сих пор, не смотря ни на что.
Конечно, пришлось полностью пересмотреть все пункты, все возникшие в связи с «перестройкой» проблемы. Где-то в других аэроклубах пилили бензопилой на куски самолеты, чтобы распродать на «цветной металл», хотя стоимость самолета в рабочем состоянии значительно дороже, кроме того, исправная техника может приносить пользу при тушении лесных пожаров, во время ЧС, и т.д., не считая других пунктов общественно-полезной значимости.
Алматинский аэроклуб сумел сберечь и свою технику, и что особенно ценно, — своих прекрасных специалистов, асов. Специалисты высокого класса, разбирающиеся в авиационной технике, имеющие соответствующее образование, а также грандиозный опыт в своем деле, дающий ювелирное качество работы — это великая ценность, от чего и зависит успех и процветание, перспектива и прогресс вообще!
Руководство аэроклуба, летчики-асы В.Л.Жовтый, Ю.С.Ельцов, В.П. Закаблуковский — сильная команда, достойная восхищения.
Страницы истории
Из документов, хранящихся в архиве, есть запись протокола № 67 заседания Крайпарткома Казахстана от 10 ноября 1934 года (орфография сохранена):
«Организовать Краевой Аэроклуб Казосоавиахима Крайкома ВЛКСМ и Казсовпрофа. Поручить СНК и Казсовпрофу предусмотреть ассигнования (150 тысяч рублей) из Республиканского бюджета на строительство Аэроклуба. Руководителям государственных, хозяйственных и профсоюзных организаций оказывать вновь организуемому Аэроклубу всемерное содействие. Казосавиахиму, Крайкому ВЛКСМ, Казсовпрофу, горкому ВКП(б) организовать развертывание массовой работы вокруг организации Аэроклуба и популяризации его задач».
Аэроклуб вырос из общества друзей воздушного флота (ОДВФ), которое создавало свои отделения во всех уголках Казахстана. В 1925 году в Республике насчитывалось 850 ячеек ОДВФ, которые объединяли в общей сложности 38 000 человек, из них в Алма-Ате — 14 ячеек.
Эти энтузиасты вели серьезную агитационную работу: разъясняли трудящимся, молодежи о великом значении авиации, для чего распространяли листовки, клеили плакаты, раздавали специальные брошюры. Все это делалось под перспективным, замечательным лозунгом: «Трудовой народ, строй воздушный флот!».
Огромную роль в развитии интеллекта юного поколения, а значит, и в прогрессе республики сыграло созданное в 1927 году «Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству» — ОСОАВИХИМ.
Важная работа, которую трудно переоценить, проводилась в подготовке кадров для Вооруженных Сил и для народного хозяйства в предвоенные годы. Алма-атинский городской совет осоавиахима проводил сборы допризывников (как позднее аэроклуб, вплоть до времен перестройки, проводил спецподготовку юношей-призывников в ряды десантников ВДВ, давая им подготовку и возможность совершить 5 прыжков с парашютом).
Надо сказать, что алматинским аэроклубом на протяжении многих лет проводилась отличная подготовка десантников для вооруженных сил. В наше время это не менее актуально, чем когда-либо. В этом плане, по всей вероятности, еще предстоит работа над проектами «ГосЗаказов для аэроклуба», но уже в современном аспекте, с учетом всех пунктов и параграфов о материальных издержках, включаемых в тексты договоров, соглашений, ведь аэроклуб работает теперь (и давно) без прежнего спонсора ДОСААФ.
Итак, был открыт Дом Обороны с кружками: авиамоделистов, радистов, стрелков. Еще в 1928 году осоавиахимовцы расчистили летное поле для приема самолетов. В 1931 году из Москвы в Алма-Ату взяла старт целая эскадрилья самолетов через Оренбург, Кустанай, Целиноград, Павлодар, Семипалатинск. Этот перелет наглядно демонстрировал огромное значение и возможности авиации, тем более в столь огромной республике, каким является Казахстан, с его бескрайними степями, с его высокими и длинными вереницами гор.
Тенденция — летать!
Было естественным и правильным, что молодежь в патриотическом порыве потянулась в авиацию. В Алма-Ате с 1931 года действовали курсы авиамотористов, начальником которых был Ф.Лобач.
Осенью 1932 состоялся первый выпуск, курсантами которого были: Б.Таукеев, П.Колчин, Г.Чарлинцев, М.Титлинов, А.Волобуев и другие. Получив прекрасные технические знания и соответствующие навыки, эти люди стали работать в аэропортах, кроме того, они увлеклись и авиационными видами спорта.
Напомню, эта тенденция имела большое значение и широкую популярность. Достаточно сказать, что в этом, уходящем 2004 году бывший авиамоторист, а затем и парашютист, ставший позднее рекордсменом мира, воспитанник алматинского аэроклуба, Дмитрий Валявин также отметил свое 70-летие, причем в кругу своей семьи, где тоже — парашютисты, его сын — Валентин Валявин с супругой Еленой Валявиной — члены сборной Казахстана, знаменитые парашютисты СПК (спортивно-парашютного клуба) СВО ВС РК.
Перспективы первой планерной станции
…На базе первых курсов в том же, 1932 году, создается планерная станция, по улице Карла Маркса, 93. Полеты осуществлялись на южной стороне Алма-Аты, за рекой Весновка.
Начальником планерной станции был Башилов Иван Матвеевич. Первым инструктором-планеристом — Иван Коняев. Тогда были еще деревянные планера «УС-3», «УС-4».
В разобранном виде эти летательные аппараты выносили на руках к месту полетов, где прямо перед полетом и собирали. Восхождение на гору после полета, затем, чтобы снова и снова взлететь с вершины холма и приземлиться где-то внизу, в долине, в поле, занимало тоже немало времени.
Однако это было стоящим делом, очень современным, закаляющим характер и интеллект! А сильная, стойкая, закаленная трудностями, интеллектуально развитая молодежь, здоровая духом, телом и умом, — это, безусловно, — богатство страны и ее будущее!
Для сравнения: современные парапланеристы и дельтапланеристы также поднимаются на вершину горы, чтобы взлетев, парить в небе часами, но приземляются также — в долине, а затем — снова: вперед, в полет! Но это происходит уже на других горах, более высоких, и на другой авиационной технике, более скоростной, современной, приобретаемой сегодня уже на личные средства пилотов — любителей, а порой и — вскладчину…
Кузницы летных кадров
Огромную популярность среди передовой, прогрессивно мыслящей части населения, все больше и больше приобретали аэроклубы. В Казахстане их было создано шесть: Алма-Атинский, Карагандинский, Семипалатинский, Петропавловский, Уральский и Балхашский.
(Для сравнения — в Татарстане — всего один аэроклуб — Казанский).
Особой популярностью пользовался алма-атинский аэроклуб, ставший центром подготовки летных кадров ДОСААФ Казахстана.
Много труда вложили в его организацию и становление видные авиаторы: Тамбовцев, Паклин, Курицын, Шипин, Долгов и многие другие.
Первым начальником Аэроклуба был старый коммунист, один из ветеранов советской журналистики в Казахстане — Г.Т.Тамбовцев, начальником летной части — опытный летчик В.Новиков. Инструкторами, командирами звеньев были: С.Дмитриенко, С.Братцев, И.Баладин, А.Батурин, Ф.Павелковский, В.Перинов, Портнягин, Аликулов, Сенькин, Егоров, И.Черный, В.Поздняков, В.Торохтий, позднее: М.Шнырев, Ф.Рогульский, А.Красноруцкий, А.Липский, Орехов, А.Макеев, Григорьевы, летчицы — инструктора: В.Лященко, Александра Недорезова и др.
Планеристов обучали: П.Раденко и М.Жуматаев. Парашютную службу аэроклуба возглавлял опытный летчик-парашютист Андрей Сергеев (трагически погиб на «У-2» в 1938 году близ Алма-Аты). Первыми инструкторами парашютного спорта были: Константин Васильев и Татьяна Давыдова. Ее лучшей воспитанницей, первой спортсменкой-парашютисткой в Алма-Ате была Мусабекова Мансура Гайфулиновна.
Технический состав Аэроклуба представляли: Александр Шматько, Александр Трофимов, Андрей Сахаревич, Иван Батраков, Николай Глотов, Наталья Миронова, М.Чубатов, Воронцов, Скитецкий, Ушанков, Емельянов и др.
За предвоенные годы в Алма-Атинском аэроклубе приобщились к авиационным видам спорта: самолетному, авиамодельному, парашютному многие сотни юношей и девушек.
Среди первых парашютистов были секретари и ответственные работники Казахского краевого, столичных, областного и городского комитетов комсомола, многие секретари и члены первичных комсомольских организаций. В 1936 году был произведен первый выпуск курсантов на летном отделении на самолетах «У-2». В основном это были уже опытные пилоты планеров, решившие усовершенствовать себя далее в самолетовождении.
Джамбул Джабаев гостях у аэроклуба
В 1937 году в группе пилотов на самолетах «У-2» обучалось без отрыва от производства 50 человек. В этой группе были и отважные девушки: А.Курапова, А.Недорезова и др. Среди обучающихся — рабочие предприятий города, турксибовцы, студенты вузов.
В марте того же (1937) года в гости к будущим пилотам приехал Джамбул. Прославленный акын подробно познакомился с учебным процессом, беседовал с курсантами, инструкторами, преподавателями.
Поэт с восхищением и одобрением отнесся к тем планам, которые «окрыляли» молодежь. На прощание Джамбул сказал, что встреча дала ему вдохновение для дальнейшего творчества.
Война
Воспитанники аэроклубов в годы войны защищали родину, с честью сражаясь в небе, и выпускники алматинского аэроклуба — не исключение.
Имена восьми летчиков — Героев Советского Союза вписаны в историю алматинского аэроклуба золотыми буквами: А.Батурин, Н.Должанский, А.Грединский, Н.Маркелов, Е.Михайленко, Ф.Рогульский, Г.Черкашин, М.Михин.
Один из первых воспитанников алматинского аэроклуба — Иван Куртов, бывший военный летчик, прошедший всю войну и закончивший ее командиром авиазвена.
Его боевой путь — от Воронежа до Берлина и Праги. Иван Антипович Куртов — не только военный летчик, но и кандидат исторических наук, доцент, автор 29 научных работ и около 80 публицистических статей, член Алматинской секции ветеранов войны-однополчан. Он немало времени посвятил изучению истории родного аэроклуба.
Строки из его научно-исторического исследования:
— «Только за девятую пятилетку усилиями алматинского аэроклуба было подготовлено 175 летчиков-спортсменов, более 2500 парашютистов, 35 мастеров спорта, 40 кандидатов в мастера.
Лучшие спортсмены нашего (алматинского) аэроклуба не раз прославляли Республику Казахстан выдающимися победами и спортивными достижениями на международной арене; на чемпионатах Европы, Мира, Советского Союза ими было установлено 340 рекордов по самолетному спорту, парашютному, авиамодельному видам спорта.
Наш спортсмен, мастер спорта международного класса, пятикратный чемпион СССР, трехкратный чемпион мира — Петр Величковский установил 15 (!) рекордов мира по авиамодельному спорту.
Мастер спорта международного класса, шестикратная чемпионка Советского Союза Мина-Кель Ширяева установила 25 мировых рекордов по классическому парашютному спорту, а Галина Курьятова, носитель столь же высоких званий, установила 21 мировой рекорд по этому же виду спорта; чуть меньше (17) таких же рекордов установили мастер спорта международного класса, двухкратная чемпионка СССР Светлана Клишина и Глеб Ширяев.
Мастера спорта СССР, парашютисты, установившие рекорды мира, — количество рекордов мира:
Нина Гончарова — 3, Дмитрий Валявин — 9, Павел Дмитриенко — 8, Нина Киселева — 7, Вениамин Королев — 7, Леонид Куценко — 7, Зинаида Зозуля — 9, Людмила Попова — 9, Анатолий Сидоркин — 11«.
Крылатые чемпионы
Автору посчастливилось общаться на авиашоу с чемпионками СССР по самолетному спорту Галиной Тимониной и Гульжамал Абдулбакиевой, а также с рекордсменкой мира — Тамарой Павленко. Их ученики летают практически во всем мире, в том числе в США, СНГ и Казахстане.
Достаточно сказать, что воспитанник алматинского аэроклуба Сергей Боряк показывает высший пилотаж на авиашоу в США на самолете «Су-26». Многие бывшие курсанты-пилоты аэроклуба продолжают летать и сегодня, делясь опытом с молодым поколением.
Боевой начальник штаба
На протяжении многих лет огромную воспитательную работу с молодежью с большим энтузиазмом ведет начальник штаба аэроклуба полковник Василий Леонтьевич Жовтый.
В свои 83 года он полон творческой энергии, которой хватило бы на троих! На курсах пилотов, которые никогда не прекращались в аэроклубе, Василий Леонтьевич преподает предметы теории авиации, которые он с блеском освоил еще учась в Военно-Воздушной академии имени Гагарина в Москве.
В.Л. Жовтый в начале войны, как и многие курсанты, по сокращенной программе, вместо двух лет отучился всего год и сержантом попал на фронт. Полетам приходилось обучаться прямо в бою, летая в качестве «ведомого», — впереди летел более опытный летчик — «ведущий».
Тем не менее, Жовтый сумел за время войны заслужить немало боевых наград, проявляя храбрость, мужество и отвагу. Ярким воспоминанием в его памяти навсегда остался эпизод общения с французскими летчиками. «Нормандия — Неман» была создана в 1942 году. Уже тогда достаточно зрелые асы, опытные французские летчики совершили опасный перелет из Африки (Алжир) в СССР, их было 14 летчиков и 58 авиамехаников.
Однако, получив советские самолеты, им пришлось взять в свою команду и советских авиамехаников, знавших в совершенстве и прекрасно обслуживавших свои самолеты. Французы выбрали «Як-1», на котором и отчаянно воевали, проявляя свой большой опыт.
Их мастерство не могло не вызывать восхищения. Они летали порой в небе бок о бок с советскими летчиками, которые охотно перенимали элементы ведения воздушной атаки французов.
По окончании войны французы получили новые самолеты «Як-3» от советского правительства, на которых и улетели в освобожденную Францию.
В.Л.Жовтый был одним из тех, кто летал бок о бок с французскими асами, а затем, в конце войны присутствовал на прощальной церемонии с «нормандцами». Тогда он был еще очень молод. После войны Жовтый продолжил летное дело, стал профессиональным летчиком.
Спустя много лет ему пришлось обучать на курсах пилотов-любителей в алматинском аэроклубе несколько французских граждан, преподавая им на английском языке аэродинамику, аэронавигацию и другие предметы. Иностранцы учатся теории самолетовождения у нашего аса, постигая тайны летного мастерства, и понимая, что им очень повезло с учителем.
За свою большую летную практику В.Л.Жовтый изучил всего 38 (!) типов самолетов, включая реактивные самолеты. Он в совершенстве знает теорию, и его лекции по аэродинамике и другим предметам — просто научный бестселлер. Один из его курсантов в данное время является членом отряда космонавтов, готовящихся к полету в космос. Именно Жовтый преподавал большой курс летных дисциплин, которые с отличием усвоил будущий космонавт — Мухтар Аймаханов.
Немало мальчишек после окончания курсов пилотов-любителей в аэроклубе вне конкурса поступают в летные училища Казахстана и России.
Аэроклуб — дорога в небо, в космос, школа закалки характеров, путь к мечте!
Фото автора: на вираже «Як-52»