Адвокатов в Казахстане хотят поставить под государственный контроль - эксперт - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Адвокатов в Казахстане хотят поставить под государственный контроль - эксперт

Адвокатов в Казахстане хотят поставить под государственный контроль - эксперт

Над казахстанской адвокатурой вдруг нависли черные тучи: министерство юстиции неожиданно захотело изменить существующий профильный закон, а возможно, и вовсе заменить его другим.

  • 19 Сентября 2017
  • 18675
Фото - Caravan.kz

Какое будущее ждет адвокатов? Изменится ли их статус? Надо ли будет сдавать экзамены для получения лицензии или же эту процедуру вообще отменят? На вопросы “КАРАВАНА” отвечает член Алматинской городской коллегии адвокатов Темирбек АКШАЛОВ.

Законопроект готовили очень тихо

– Чем сейчас так озабочено адвокатское сообщество?

– Нашу работу регулирует закон об адвокатской деятельности РК, которому 5 декабря 2017 года исполняется 20 лет. Мы готовились достойно встретить этот юбилей, но тут пришла плохая весть. Пару недель назад министерство юстиции внезапно предложило новый проект концепции Закона “О юридической помощи”, а также Закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по отдельным вопросам юридической помощи”.

Закон об адвокатской деятельности казахстанское общество вполне устраивал. Несмотря на то что он, возможно, нуждался в каких-то дополнениях и изменениях. Но нам стало известно, что его хотят вообще отменить, а принять другой.

– Кто является разработчиком проекта?

– Некая группа юристов, но разработчик – минюст.

По моему мнению, их цель – ликвидировать монополию местной адвокатуры путем отмены закона об адвокатской деятельности как утратившего силу.

– Зачем?

– Возможно, разработчики проекта хотят, чтобы работу адвокатов могли осуществлять и те юристы, которые занимаются коммерческой деятельностью. Настоящий закон это категорически запрещает.

Недавно министр юстиции Бекетаев выступил с критикой адвокатуры. По его мнению, наши адвокаты работают не в соответствии с международными нормами и не перенимают опыт иностранных коллег.

Конечно, какие-то недостатки в работе есть всегда, но их можно искоренить. Зачем же отменять весь закон в целом?

Для того чтобы наша адвокатура соответствовала международным стандартам, им же должны соответствовать и судебная система, и правоохранительные органы.

Как известно, Президент РК Нурсултан Назарбаев, выступая 4 сентября 2017 года перед депутатами, особо подчеркнул, что, принимая законы, они должны советоваться с народом. Этот законопроект противоречит требованию Президента об укреплении адвокатуры Казахстана.

– Представителей Республиканской коллегии адвокатов (РКА) приглашали принять участие в разработке нового законопроекта?

– Нет, министерство юстиции никого из адвокатов даже не пригласило. Просто проинформировало о том, что мы должны внести свои предложения.

Мы-то считали, что вносим их в действующий закон, но оказалось все не так.

Прежний закон совместно разрабатывали министерство юстиции, МВД, Генеральная прокуратура и Верховный суд. Тогда вместо республиканской коллегии существовал Союз адвокатов Республики Казахстан. И по требованию нашего сообщества в состав комиссии были включены ученые-юристы, практики, известнейшие адвокаты. А сейчас нас просто поставили перед фактом. О том, что идет разработка проекта закона о правовой помощи, мы узнали от третьих лиц.

После этого Республиканская коллегия адвокатов начала посылать запросы в министерство юстиции. И 28 августа нам прислали концепцию нового закона. Изучив ее, мы почувствовали, как волосы у нас встали дыбом. Вся она направлена на отмену прежнего закона.

– Что в концепции вас не устраивает?

– Сейчас адвокатура Республики Казахстан является почти независимой. В новом же законопроекте разработчики пытаются поставить нас под государственный контроль. Но это мы уже проходили в советские времена, например, в 1937 году адвокатов расстреливали вместе с обвиняемыми. КНБ после терактов будет закручивать гайки — Ануар Тугел

Адвокаты сегодня защищают отдельные государственные ведомства по гражданским, экономическим и уголовным делам. Как мы будем, находясь под контролем государства, защищать государственные структуры и граждан? Это же абсурд!

Кто дал устаревшую версию?

– Какие действия предпринимаете?

– Республиканская коллегия сразу же направила в региональные информацию о том, чтобы адвокаты изучили и обсудили этот законопроект.

После неоднократных запросов минюст 7 сентября 2017 года пригласил представителей РКА на заседание комиссии по законотворческой работе. В первый раз! Там присутствовали и юристы, и разработчики нового законопроекта. Но в ходе обсуждения рассмотрение вопроса о новом законопроекте было снято с повестки дня по требованию РКА. После этого предложили обсуждать в режиме видеоконференции по регионам. Тогда представители министерства юстиции отказались от некоторых предложений по новому проекту. Но они твердо убеждены в том, что действующий закон об адвокатской деятельности необходимо отменить.

9 сентября адвокаты Алматинской городской коллегии адвокатов во главе с заместителем председателя Неясовой Н. в департаменте юстиции Алматы вновь обсуждали законопроект. И нас поддержал Союз юристов. Мы и его представители выразили обеспокоенность тем, что исполнительная власть предпринимает попытки ввести адвокатуру под контроль государственных органов.

Но в ходе обсуждения вдруг выяснилось, что адвокаты работают с устаревшей версией законопроекта!

Кто-то удалил немалую часть существующих гарантий адвокатской деятельности. Так, права адвокатов оказались урезаны, также исключены нормы на их защиту от давления и угроз со стороны правоохранительных органов. Все это зафиксировано нашими коллегами.

– Заслуживающие внимания предложения в новом проекте имеются?

– Да, но они не особо актуальные. Например, адвокату предлагают носить мантию. Как судье.

Но сначала, наверное, следует решить вопрос об уважении к нам со стороны сотрудников МВД, охраняющих здания судов. У адвокатов нередко проверяют портфели и не впускают в зал судебного заседания с сотовым телефоном. Как работать в современных условиях без оргтехники?

Нас обязывают присягать! Но кому именно, не говорят. Не учитывают то, что мы не госорган, а простая некоммерческая организация.

– С какими еще статьями проекта нового закона вы не согласны?

Со статьей 25. Ввести единую информационную систему для взаимодействия с уполномоченным органом – минюстом. Адвокатов хотят обязать вести и сдавать отчетность, раскрывать адвокатскую тайну.

Статья 30 – “Страхование деятельности адвоката”. Адвокат должен будет внести какую-то сумму, но куда внести? Закон о страховании такого не предусматривает. Между адвокатом и клиентом и так существуют договорные отношения. И в договоре учтены все права и обязанности, ответственность.

Статья 33 – “Комиссия по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью”. Персональный состав, деятельность и регламент работы комиссии должны утверждаться приказом министра юстиции. Но как же так, ведь министр не адвокат? Он не знает тонкостей этой работы.

По нашему мнению, все это должен утверждать председатель РКА, а не министр. И в составе комиссии не должно быть госслужащих.

Адвокат станет госслужащим?

– Но ведь адвокаты и сейчас не могут похвастаться полной независимостью от госорганов?

– Да, лицензию выдает минюст. Почему частные детективы вне закона в Казахстане

По делам, где адвокаты оказывают услуги за счет государства, средства за работу они получают из минюста. Но это всего лишь 2 тысячи тенге в час.

Статья 34 – “Лицо, претендующее на занятие адвокатской деятельностью, направляет заявление о допуске к аттестации через госкорпорацию “Правительство для граждан” либо с помощью единой адвокатской системы в минюст, а не в коллегию адвокатов”. Потом этот уполномоченный госорган должен распределять, куда направить адвоката на работу. Получается, опять возврат к распределению, как при СССР?

Там еще предлагается, чтобы размер оплаты адвокату устанавливало правительство РК. Правила оплаты должны утверждаться минюстом.

– Получается, что каждый клиент обязан заключать договор не с адвокатом, а с минюстом, что ли?

– Да, хотя это и странно выглядит. И через некоторое время мы рискуем столкнуться с ситуацией, когда в адвокаты никто не пойдет.

– Вы за монополию адвокатуры, а что делать простым юристам без лицензии?

– В моей практике бывало, что неизвестные, заказав для себя визитки с надписью “Адвокат”, брали с клиентов крупную сумму и бесследно исчезали. Налогов государству обманщики, естественно, не платили. А своих денег обманутые граждане не видели как своих ушей.

Поэтому в цивилизованных странах во всех судебных делах обязательно участвует адвокат или лицо, у которого есть лицензия для подобного рода деятельности. Я считаю, что юристы должны сами разработать свой закон и определить свой статус.

– Что такое pro bono?

– Разработчик навязывает нам pro bono – оказание безвозмездной юридической помощи. Хотя мы ежедневно в своей работе и так это делаем. Почему в законопроекте не предлагается то же самое и госслужащим? Ведь в каждом госоргане, ведомстве имеются штатные юридические департаменты и отделы, которые без проблем могли бы также бесплатно оказывать юруслуги…

Если адвокат начнет давать бесплатные консультации, то когда же ему заниматься своей работой?

Разработчики предлагают отменить и вступительный взнос. Но все региональные коллегии и сама РКА содержатся за счет этих самых взносов. Без них адвокатура просто перестанет существовать.

Законодательные акты не могут приниматься просто так, по инициативе отдельных лиц. Так что адвокатское сообщество намерено отстаивать свою точку зрения, чтобы не допустить принятия еще одного сырого законопроекта.

P. S. Когда верстался номер, стало известно о том, что разработчик законопроекта согласился оставить название закона – “Об адвокатской деятельности”, но собирается дополнить его словами “о юридической помощи”. Обсуждение продолжается.

АЛМАТЫ