“Адреналин зашкаливал! Тут главное – не навернуться” - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“Адреналин зашкаливал! Тут главное – не навернуться”

“Адреналин зашкаливал! Тут главное – не навернуться”

Отпраздновав Новый год в кругу семьи, в тепле, тезки-экстремалы Александр ГАБЧЕНКО и Александр СИПЕТЫЙ вышли из зоны комфорта на 60 часов.

  • 26 Января 2021
  • 238
Фото - Caravan.kz

На велосипедах они отправились покорять горы Заилийского Алатау. Преодолели 127 километров. По данным Федерации спортивного туризма г. Алматы, ранее зимнего велозаезда по маршруту Батан – Ассы – Бартогай зафиксировано не было!

Александр Габченко – опытный экстремал-путешественник. В прошлом году совершил велотур по зимнему Балхашу – “Balkhash Ice Challenge” протяженностью 250 километров (см. материал “Душу согревала газовая горелка: для чего казахстанец проехал на велосипеде по льду через Балхаш” от 23 марта 2020 года). Александр Сипетый тоже имеет большой опыт велопутешествий, он автор YouTube-канала “Вперед ногами”. Несколько недель путешественники ожидали удачного момента для начала новой экспедиции.

– Половину успеха в зимних мероприятиях дает удачная погода, – говорит Александр Габченко. – Я мониторил ее 2–3 недели. И подбирал такие окна, чтобы был компромисс между ветром, солнцем, осадками. Как только появилась возможность, 4–6 января, понял: надо ехать. Мы правильно сделали, что выбрали эти даты. Потому что 6 января в горы пришел влажный туман. Хоть было и не слишком холодно, всего минус 12, но в такую погоду легче всего заработать обморожение. Мерзнет всё – руки, ноги, лицо…

– А спасателей предупредили о своем путешествии?

– Было два запасных плана. В случае если мы не укладываемся в определенный контрольный срок, у моих родных имелась пошаговая инструкция – что нужно делать.

“Человек адаптируется к любым условиям”

Подготовка к велозаезду началась задолго до часа Х.

– Важно предпринять комплекс мер, чтобы быть готовым к очевидной опасности – холоду, – продолжает мой собеседник. – Это, прежде всего, правильный набор экипировки, снаряжения, которые бы соответствовали всем характеристикам. Физкультура тоже очень актуальна, без этого никуда. Тактическая подготовка играет более важную роль. Мы старались оптимизировать вес, использовали систему байкпакинга – это такой тип снаряжения, когда весь груз равномерно распределяется по велосипеду. Взяли много техники, аккумуляторы, и всё это разместили в сумках на байке.

Брат забросил нас в Тургенское ущелье до последнего населенного пункта – села Батан. Оттуда мы отправились в сторону обсерватории. Поднялись на плато Ассы, ехали по нему в течение двух дней. Было две ночевки в полевых условиях. От холода спасла продуманная спальная система. В 9 утра в палатке было минус 13. По моему опыту, разница внутри и снаружи палатки составляет 6–8 градусов. Так что, по расчетам, ночью в горах было минус 21–22 градуса.

– Бр-р-р, холодно. Как согревались?

– Это неэкстремальный холод. Мы были готовы к таким температурам. Днем активно поработали, прогрели организм, поели, дали себе еще энергии и легли спать. Уснули в тепле. Под утро, когда стало совсем холодно, вылезли из палатки, подбросили организму “топлива” и отправились дальше. Светило солнце – так что вполне комфортно.

– Был утренний кофе?

– Конечно! У нас с собой полностью автономная система жизнеобеспечения. Утренний кофе – ритуал. Я взял с собой 100 граммов кофе, и два утра подряд мы пили бодрящий напиток.

– Я немного переживал насчет холода, – рассказал о своих ощущениях Александр Сипетый. – Но главное в таких походах – соблюдать определенные правила: не лениться, переодеваться в сухую одежду, вовремя поставить палатку, пока не начался сильный мороз. В палатке на специальных надувных ковриках и в спальном мешке уже хорошо. Человек адаптируется к любым условиям, нужно лишь подготовиться. А вообще путешественники используют разные хитрости – балаклавы, химические грелки, да много чего…

“Требуется внимание, чтобы не улететь в обрыв”

В зимнее время маршрут, по которому отправились велосипедисты, осложнен тем, что непредсказуем. Александр Габченко хорошо знаком с этим регионом. И экспедицию спланировал, чтобы избежать любых рисков:

– Снега было немного. Местами и вовсе встречались голые холмы. Реки, ручьи, где есть выход воды, всё залито льдом. Он не такой ровный, как на Балхаше, а под наклоном. Преодолевать подобные участки довольно щекотливо, требуется внимание, чтобы не улететь в обрыв.

– Падения были?

– У Сани не так много опыта передвижения по льду, как у меня. Бывало, резко затормозит, и велосипед заваливается. Но уже на второй день он освоился. На третий день по льду пересекали Бартогай, обошлось без падений.

– Зимой падать хорошо – на тебе больше одежды да и снежок вместо асфальта, – говорит Сипетый.

– Александр, а вы по каким вещам скучали в дороге? Может, по домашней еде?

– Не успел об этом подумать. В пути постоянно закидываешься сладким, тем, что быстро усваивается. Если долго едешь, сладкое так начинает надоедать! Будь путешествие подольше, наверное, жутко захотелось бы фруктов, селедочки, чего невозможно взять с собой…

При сборе снаряжения учитывался каждый грамм, поэтому путешественники взяли с собой сублимированные продукты – обезвоженные, измельченные. Их заваривают кипятком, после они приобретают вкус обычных блюд.

Как выяснилось, мясу экстремалы предпочитают в дороге быстрые углеводы (они необходимы для быстрого подогрева организма), белки и жиры.

“Чабан посмотрел на нас, как на инопланетян”

За период велоэкспедиции Александры встретили в горах представителей СМИ на джипах да чабана.

– На вторую ночевку мы остановились возле источника. С утра чабан пришел набрать воды. А тут палатка откуда-то появилась. Посмотрел на нас, как на инопланетян, – смеется Александр Габченко. – Спросил: почему к нему в гости не зашли? У него стационарный дом примерно в 800 метрах от места ночевки, но мы его не увидели.

Спрашиваю Александров: что они чувствовали, когда ехали вдвоем по горам?

Мужчины не скрывают: эмоции были разные. Радость. Иногда накатывала усталость. Бывала и некая обреченность: на особо сложных участках возникали мысли: ну вот, приехали…

– Когда выехали на такую точку, с которой видно кусочек Бартогая, охватила эйфория! – вспоминает Габченко. – После начался мощный спуск протяженностью 10 километров, когда просто летишь вниз без остановки. Адреналин зашкаливал! Покрытие неоднородное. Тут главное – не навернуться.

Подали заявку в Книгу рекордов

После удачного завершения путешествия экстремалы подали заявку в Казахстанскую книгу рекордов (КИнЭС). Ведь они установили географический рекорд – в зимнее время никто из казахстанцев не решился проехать по данному маршруту на двухколесных средствах передвижения.

– Таких длинных зимних походов на велосипедах у нас не было, – подтвердила нам исполнительный директор Федерации спортивного туризма г. Алматы Дина ФРОЛОВА. – Вся информация – открытая, отчеты по всем походам с 2000 по 2021 год есть на сайте федерации. Ранее 2000-го статистики нет. Что касается летних экспедиций, здесь очень много рекордсменов. Например, Александр Неупокоев из Экибастуза на велосипеде совершает путешествия протяженностью около 500 километров. Что интересно, среди экстремалов, покоряющих горы, реки, тяжелые комбинированные маршруты, очень много мужчин, которым за 60 лет!

Алматинская область