Административный процессуальный кодекс примут в Казахстане - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Административный процессуальный кодекс примут в Казахстане

Административный процессуальный кодекс примут в Казахстане

Административное производство призвано защищать гражданские права физических лиц и организаций от неправомерных действий со стороны госорганов, а также должностных лиц.

  • 3 Декабря 2015
  • 1500
Фото - Caravan.kz

Создание административной юстиции, которая должна стать полноправной формой осуществления правосудия наряду с уголовным и гражданским судопроизводством, предусмотрено Концепцией правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года. Административное производство по своей природе является институтом, защищающим права граждан и организаций от неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц, сообщает Caravan.kz со ссылкой на сообщение Верховного суда РК.

Поэтому в целях обеспечения такой защиты необходимо, чтобы был принят закон, четко определяющий административные процедуры и принципы деятельности административных органов во взаимоотношениях с физическими лицами и организациями по реализации и защите их прав и свобод, а также законодательный акт, обеспечивающий простую и понятную систему судебного контроля за соблюдением законности в системе государственного управления. Судебный контроль за законностью действий административных органов является одним из основных элементов правового государства.

Специфика этого контроля заключается в том, что он осуществляется в определенных формах, обусловленных особенностью отношений двух самостоятельных ветвей власти: исполнительной и судебной. И его целью является — с одной стороны защита физических лиц, организаций от злоупотреблений властью со стороны органов государственного управления, а с другой стороны – улучшение деятельности органов государственного управления в интересах граждан, юридических лиц, организаций и общества в целом.

Предметом регулирования административного процессуального законодательства является порядок разрешения конфликтов публично-правового характера, обособленного от порядка разрешения споров, вытекающих из гражданских отношений и экономических споров, подведомственных судам общей юрисдикции, и специализированным межрайонным экономическим судам.

В проекте Административного процессуального кодекса заложены лучшие европейские стандарты. При этом в порядке административного судопроизводства не будут рассматриваться нормативные правовые акты, отнесенные к компетенции Конституционного Совета, а также споры, по вопросам компетенции между государственными органами.

Создание административного судопроизводства планируется на базе действующих специализированных межрайонных административных судов. Административное судопроизводство будет выделено в самостоятельную ветвь судопроизводства, занимающуюся только рассмотрением публично-правовых споров.

Граждане, организации, административные органы и их должностные лица не будут нести значительные судебные издержки, связанные с рассмотрением исков в суде, вышестоящие государственные органы будут выявлять ошибки нижестоящих органов, контролировать их деятельность при осуществлении управленческих функций, совершенствовать свою деятельность, оперативно реагировать на выявленные проблемы, повышать качество государственного управления.

В этой связи в проекте АПК будет закреплено положение о том, что предъявление иска в административный суд будет возможно лишь после предварительного административного производства, установленного законом «Об административных процедурах». Этим же законом могут быть предусмотрены исключительные случаи, когда предварительное административное производство не осуществляется и дело подлежит рассмотрению судом.

Важнейшим принципом административного производства является принцип активной роли суда. В разных странах он называется иначе, однако его суть от этого не меняется.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляя руководство судебным процессом, не связан предоставленными ему фактами, правовыми доводами лиц, участвующих в деле. Может требовать от сторон представления дополнительных доказательств, подтверждающих факты, а также истребовать доказательства по собственной инициативе, а также содействует устранению допущенных в исках формальных ошибок, разъясняет и уточняет неясные исковые требования.

Проектом АПК предполагается введения института обязательного представительства при ведении административных дел на всех стадиях судебного процесса гражданами, не имеющими высшего юридического образования, и предусмотрен механизм реализации этого института.

Также в рамках АПК предусмотрено предварительное производство, осуществляемое в разумный срок, который устанавливается судом самостоятельно с учетом правовой и фактической сложности административного дела, достаточности и эффективности действий суда. На этой стадии должны быть приняты исчерпывающие меры, которые позволят суду оперативно рассмотреть административное дело и принять решение, разрешающее спор по существу.

В целях осуществления контроля за эффективностью действий суда при предварительном производстве, проектом АПК на председателя суда возлагается обязанность разрешения заявления сторон об ускорении рассмотрения административного дела в целях исключения судебной волокиты и соблюдения разумного срока. В проекте АПК регламентированы пределы пересмотра в судах апелляционной, кассационной инстанций. 

При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд обязан проверять законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме.

При рассмотрении дела в кассационном порядке судебной коллегией Верховного суда могут быть проверены вступившие в законную силу судебные акты местных судов в случае соблюдения апелляционного порядка их обжалования только в исключительных случаях.

Не подлежат пересмотру в кассационном порядке вступившие в законную силу судебные акты по делам, рассмотренным с особенностями, установленными АПК. Это дела по искам о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, референдумах, по искам об оспаривании решений, действий местных исполнительных органов, нарушающих права граждан на участие в уголовном судопроизводстве в качестве присяжного заседателя.

Таким образом, административный процесс будет существенно отличаться от процессуального порядка разрешения частных споров и позволит оперативно разрешать конфликты между гражданами, организациями с одной стороны и публичной администрацией с другой.