Вопросы без ответа
На этой неделе, 12 мая, многие работники сгоревшего 26 апреля “Адема” тщетно пытались встретиться с его руководством. Охрана отвечала: никого нет, и когда будут, неизвестно! На следующий день, в среду, они провели пресс-конференцию. Ведь вопросов и претензий к хозяевам центра у погорельцев более чем достаточно!
– Сразу после пожара руководство пообещало особо нуждающимся рабочие места в уцелевшем “Адеме”, в понедельник устроили лотерею – какой номер сектора и бутика вытянешь, там и будешь торговать, – рассказывает работница “Адема” Юлия. – В итоге на 12 квадратных метров – 8 претендентов. Никто из администрации к нам не выходит, обсудить ситуацию не с кем, предварительные договоры на строительство нового торгового центра не заключаются.
– Мы все покупали бутики, платили за аренду, налоги. Только за прошлый год я заплатила налогов больше миллиона, а теперь мы никому не нужны! – говорит Жанна НУСКАБАЕВА. – Городские власти с нами не встречались, как будто и не было пожара. А ведь без работы и средств к существованию остались более двух тысяч человек! В ДВД постановление о признании потерпевшим выдают не всем. Обещание администрации решить вопрос с банками об отсрочке кредитов тоже повисло в воздухе. Вчера мне звонили из банка с требованием погасить пеню – а у меня нет денег! По стечению обстоятельств за день до пожара многие получили и выставили товар. Все сгорело, а расплачиваться нужно.
Накануне пожара отключили воду
Один из самых волнующих вопросов – допуск к несгораемым сейфам и шкафам, в которых у многих хранились документы, деньги, кассовые аппараты. Люди написали заявления в полицию с просьбой допустить их на место происшествия, провести осмотр, дабы убедиться, что сейфы не разграбили мародеры. Ведь охрану, которую мы увидели днем возле “Адема”, не назовешь усиленной! Пострадавшие показали нам видео и фотоснимки, на которых заснят процесс извлечения сотрудником полиции вещдоков. Из груды пепла были вытащены не только расплавленные ювелирные украшения, но также молотки, монтировки и зубило.
– Мы предполагаем, что сейфы и бутики могли быть ограблены еще до начала или в процессе пожара, – говорят люди.
– Все очень хотят увидеть записи с камер видеонаблюдения, которыми был напичкан “Адем”, – говорит продавец Алеся. – Думаем, тогда мы узнаем, что же происходило в торговых залах на самом деле!
Например, была ли закрыта охранниками металлическая дверь, отделяющая один блок от другого, где начался пожар? Предпринимались ли усилия для тушения пожара в самом начале? Были ли в здании посторонние? Любопытную деталь, которая непременно должна заинтересовать следственные органы, нам рассказали люди:
– В субботу и воскресенье, когда загорелся торговый центр, в нем отключили воду. В туалет мы ходили в соседний центр. Когда приехали пожарные, не было напора…
Товар страховали от… вулканов и лавин
Сегодня в адрес владельцев бутиков звучат обвинения, что они не страховали свой товар. Как выяснилось, здесь уже была печальная история со страховкой. Наперебой люди рассказали, что якобы “старое руководство” “Адема” в 2014 году обязало всех застраховать товар. Каждый владелец заплатил около 40 тысяч тенге, но многие свои страховые полисы так и не увидели. А те, к кому они попали в руки, были удивлены, что после всех случаев пожаров на алматинской барахолке в договоре ни слова не было сказано о возможном пожаре. Зато товар страховался от наводнений, извержений вулкана и снежных лавин. Впрочем, для администрации это повод списать все на неграмотность торговцев. Со слов погорельцев, срок действия страховки истек в феврале этого года.
– Примерно за две недели до пожара из радиорубки звучало объявление, призывающее страховать товар, – продолжает Алеся. – Честно говоря, после той непонятной страховки платить такие деньги никому не хотелось. Как будто нас “предупреждали”, что возможен пожар. До сих пор непонятно, был ли застрахован “Адем” и на какую сумму.
Пострадавшие выдвигают самые разные версии причин пожара. Например, что это поджог с целью уничтожить конкурента в лице “Адема” и переселить всех в другие отстроенные торговые центры. Не исключаются разграбление, проблемы с электропроводкой или другим оборудованием. Напомним, три года назад департамент по ЧС Алматы подавал иски в суд на закрытие торгового центра, в связи с проблемами с пожарной безопасностью. По решению суда, “Адем” даже приостанавливал свою деятельность. А в 2014 году он вообще не проверялся!
“Нет заинтересованности в честном расследовании”
Защищать права погорельцев будет известный правозащитник Сергей УТКИН. Тревожным звоночком он считает тот факт, что администрация “Адема” прекратила общение с инициативной группой из числа погорельцев:
– В первую неделю после пожара был цивилизованный диалог между сторонами, звучали обещания – да, мы готовы отстроить новый “Адем”, возместить ущерб. Но когда речь зашла о подписании бумаг, администрация, как говорится, “включила заднюю”. Мол, кто будет признан виновным, тот пусть и возмещает ущерб. Самый главный вопрос – как будет работать следствие? Прошло три недели, а до сих пор не установлена причина пожара!
У владельцев бутиков есть подозрения, что их уцелевшее в огне имущество может пропасть. Эти подозрения нужно было предотвратить с самого начала! А именно – допустить владельцев к их бутикам, естественно, организованно. Это называется “осмотром места происшествия”. Составляется протокол, ведется видеозапись, проводится опись имущества. Понятно, что теперь у предпринимателей нет доверия ни к пожарным, ни к охране. “Адем” обносят высоким забором. Тогда вообще пропадает контроль. Заходи внутрь – твори что хочешь! Такое впечатление, что специально созданы условия для разворовывания, и никто не заинтересован в честном расследовании, чтобы не возмещать ущерб людям.
В общем, обещаний от руководства “Адема” погорельцы слышали много, но ими сыт не будешь. Удивляет и безмолвие городских властей, которые в первую очередь должны быть заинтересованы в постоянном контакте с пострадавшими, оказать им реальную помощь в трудоустройстве и пристально следить за ходом расследования. Ведь то, что произошло, – отнюдь не рядовой пожар.
Анна СУРДИНА