Окончание, начало см.здесь
Наверное, так устроена любая загадочная чиновничья душа. Захотел — сделал, не захотел — не сделал, захотел — запретил, не захотел — все равно запретил.
А наши в это время как отче наш твердят: ничего, запрет с Акмолинской области снимем в течение ближайшего месяца. И все потому, что регион огибает Астану. А это звучит! И потом стыдно поставлять мясо из других областей, а из столичной — не поставлять. Не зря ведь говорили «Жажда ничто, имидж — все».
Гулять, так гулять
Сложно понять, почему люди из Минсельхоза и мы вроде в одной стране живем, а думаем слегка по-разному.
Вопрос, который интересует некоторых продвинутых граждан: где достойные сыны отечества возьмут мясо для товарных интервенций на российский рынок, по последним данным, в объеме 60 тысяч тонн в год? Но пока они задаются этим вопросом, чиновники времени зря не теряют. Тем более, у них есть на что опереться. В 2008 году мы экспортировали 350 тонн мяса, в 2009 году — экспорта случился ноль, а в 2010 — сразу же 5 тысяч тонн отправим.
Если бы нам, своим согражданам, чиновники заранее сообщили место, откуда будет нанесен столь мощный удар по российскому рынку, мы бы там собрались. Постояли, порадовались… Может на самом деле Казахстан, который ввозит 20 процентов всего потребляемого мяса, имеет где-то закрома, открыв которые мы Россию мясом завалим.
Но, оказывается, для того, чтобы завалить всех мясом и резко снизить их розничные цены на него, мы должны сначала… построить откормочные площадки. Потом в регионах, где мяса давно не видали, найти его еще в живом виде, свезти на площадку и несколько месяцев подержать. Если будет нелетная погода, корма могут не завезти. Значит, придется просто подержать.
В тех же регионах, где мясо вроде и есть, оно не очень хорошего качества. Онищенко точно обидится. Но даже если наши чиновники уговорят местное население в массовом порядке сдавать бычков на откормочные площадки, то лично я не хотел бы оказаться в том месте.
Там такой хаос образуется… И потом — выкормить бычка местной породы до нужных кондиций никаких питательных кормов не хватит. Или снова — нелетная погода.
Но даже, если бычков притащат, а корма на казахстанской земле вдруг вырастут, где гарантия, что у нас найдутся люди и техника, которые этот урожай соберут? А если соберут, то кто его будет сушить, паковать, и на каком-таком транспорте туда-сюда возить? Это, если не успеют откормочную площадку построить…
Аргентинцы нам не простят
В жизни ведь всякое бывает. Может получиться так, что у нас откормочные площадки построятся, молодняк завезется, корма подготовятся и первая партия выкормится. Такое иногда тоже случается. Жаль, что не часто, но случается.
Тогда как раз основной праздник и начнется. Российские мясопереработчики сразу же прекратят оптовую закупку аргентинского и бразильского мяса и перейдут на казахстанское. Для этого мы будем вынуждены построить не 15-20, а 150-200 откормочных площадок в северных регионах.
Чтобы не мелочиться, можно вообще в каждом селе по откормочной площадке забабахать. В случае чего — разобрать, стройматериалы поделить и запустить госпрограмму индивидуального жилищного строительства в северных регионах.
Аргентина и Бразилия, поняв, что российский рынок им не светит, будут вынуждены поставлять мясо на другие рынки, на которые Казахстан еще не покушался. Или их фермеры обанкротятся, заблокируют центральные улицы столиц и снимут неугодное им правительство.
Наши чиновники, чтобы еще более расширить масштабы мясной интервенции, попросят на этот раз не 11 миллиардов тенге, а, например, 200 или 300 миллиардов тенге. Если уж работать, то по полной программе. Если захватывать рынки, то все сразу. Если уж выпирать аргентинцев с российского рынка, то навсегда.
Правда, есть один вид спорта, где они нас почти всегда… Это футбол. Ничего, разберемся с мясом, накормим Россию, и вложим миллиарды в казахстанский футбол. Лет через 10 получим такие клубы, что, только услышав их названия, «Барселона» сразу же капитулирует. И так будет со всеми, кто когда-то имел неосторожность не верить планам Минсельхоза РК.
Люди от власти у нас всегда видят на несколько лет вперед. Жаль только, что деньги, сэкономленные на строительстве откормочных площадок, они увидят раньше, чем все свои планы осуществят. Это расхолаживает. Вроде в голове рой мыслей, и планы дорогу освещают, но энтузиазма не хватает. Особенно быстро он исчезает по мере того, как деньги расходуются. А чем быстрее уходят деньги, тем больших масштабов хочется и большую пользу народу принести.
Просчитались, эх, нелегкая!
Наши аграрные руководители всегда сохраняют приличное лицо. Они способны выдавать на гора проекты, от одного только размаха которых захватывает дух. А еще, по мере их осуществления, пересматривают смету несколько раз. Ну, немного просчитались, с кем не бывает…
Например, агрофирма «ОтесБиоАзия» (компания строит откормочный комплекс в Алматинской области) уже попросила и получила сущую мелочь — 498 миллионов тенге для скотомогильника.
По всей видимости, в пылу презентации проектов забыли именно об этом небольшом и практически ненужном объекте. А ведь могли и без скотомогильника построить. Все возможно.
Но больше всего всех нас вдохновляет оптимизм компаний, строящих откормочные площадки. Несмотря на наличие 100 тысяч гектаров под пастбища, руководитель компании еще недостаточно уверен, что сможет заполнить площадку. Она рассчитана на 5 тысяч голов. По некоторым данным, это можно сделать не раньше, чем через 3-4 года.
Если все пойдет как надо. Если же не пойдет, то руководитель обещал вернуть государственные средства из собственного кармана. Запросто вытащить из кармана несколько миллионов долларов, и отдать.
Все легко и просто. Примерно такие же смелые заявления у нас делают все, кому не лень. Кому лень, тоже делают. И вроде со стороны все выглядит классно, красиво, но потом смелые заявления забываются, а акимы с озабоченным видом пытаются их найти.
С другими откормочными площадками тоже не все слава богу. То по срокам не успевают, то на базе племенного хозяйства построили, а племенного стада в племенном хозяйстве просто нет. А в Акмолинской области строится сразу шесть откормочных площадок. Поняли, почему? Столичные все же… Ни одна пока не запущена.
Но есть обстоятельство, которое объединяет всех без разбору. Руководители будущих мясных закромов Родины обещают сразу же, без пауз, экспортировать мясо в Россию. Задача вытеснить импортное мясо с казахстанского рынка тоже вроде где-то стояла. Но что такое внутренний рынок, когда севернее Уральска казахстанское мясо заждались?
Если учесть ту степень энтузиазма, с которым минсельхозовские чиновники взялись за государственное дело, то в ближайшее время бюджет 15-20 откормочных площадок должен зашкалить за бюджет 15-20 гостиниц высшего класса. Но этому факту нам нужно только радоваться. Значит, условия содержания крупного рогатого скота будут не хуже, чем в пятизвездочных отелях Алматы.
При таком к себе отношении скот не только быстро вырастет, но сам на бойню пойдет, добровольно, без принуждения.
И откормочные площадки, которой плотной сеткой накроют наши северные регионы — только начало грандиозных свершений…