Великая Отечественная война обожгла и затронула практически каждую советскую семью. А еще война проверила каждого на прочность. И именно об этом новый спектакль в Театре имени Лермонтова. До сих пор точно неизвестно, сколько вдов осталось в той стране, которой уже нет на географических картах. Но то, что их были тысячи, несомненно.
…Много лет назад в районной библиотеке наткнулась на книгу в твердом синем переплете, на которой было выведено имя автора – И. Грекова. Лишь спустя годы я узнала, что такого писателя, как И. Грекова, или Ирина Грекова в природе не существует. Точнее, есть псевдоним, под ним пишет доктор технических наук Елена Вентцель. Немногие знают, что Елена Сергеевна – маститый ученый, чьи работы широко применяются в военном деле. Однако занятия наукой не мешали ей читать и писать самой.
Книга, которая мне когда-то попалась в библиотеке, рассказывала о мире ученых. Там были студенты, научные споры – то, что окружало Елену Сергеевну с юности, и потому читалось легко. Но откуда у человека знание быта коммунальной квартиры, столь детальное описание характеров? А ведь “Вдовий пароход” – именно об этом.
В повести И. Грековой рассказ идет от имени Ольги Флёровой, потерявшей после бомбежки кров и родных, муж погибает на войне. Сама она становится инвалидом и больше не может играть на пианино. Но жить надо дальше, и так героиня попадает сначала в дом ребенка, а потом в коммунальную квартиру, где ее ожидает совершенно иной мир. В этом пространстве – другие радости и ценности, где склоки вспыхивают из-за задетого нечаянно ведра, возникают коалиции то одних соседей друг против друга, то наоборот.
В спектакле же вся сюжетная линия перестроена. Главным героем становится Вадим Громов – сын Анфисы Громовой.
Пять женщин, собранных в одной коммунальной квартире волею судьбы, оказываются в одной лодке, точнее, “вдовьем пароходе”, по словам самой шумной соседки и старшей по квартире Капы Гущиной. Все они мечтают о женском счастье, да и просто хотят жить.
Режиссер Андрей Кизилов, художник-постановщик Алексей Злобин используют минимум средств, оттого еще пронзительнее диалоги, которыми насыщен спектакль. В каждое слово вслушиваешься и видишь то военную, то послевоенную Москву. И оказывается, что совсем не нужна визуализация, если есть прекрасные актеры и режиссерское видение. Перед каждым эпизодом на сцене появляется скрипач. И его “Рио-Рита” – мелодия, ставшая лейтмотивом счастливого предвоенного времени, словно дарит надежду не только тем, кто на сцене, но и нам, сидящим в зале.
Каждый актер внес свою лепту в то, чтобы спектакль получился цельным и динамичным. Анастасия Тёмкина, Артур Хакимов, Марина Ганцева, Лариса Осипова, Нина Жмеренецкая, Татьяна Эйнис, Роман Чехонадский, Валентина Зинченко, Сергей Уфимцев – актеры думающие, знающие, и потому им веришь. “Вдовий пароход” плывет и плывет, словно говоря нам: "Нужно надеяться и просто жить".
АЛМАТЫ