В Шымкентском зоопарке в конце этого лета произошло радостное событие — трехлетняя львица Нафа родила долгожданных первенцев. В любом зоопарке всегда ждут пополнения, особенно когда дело касается редких, заморских животных (тут, конечно, рады и новорожденному верблюжонку среднеазиатскому. Но когда появляется «родной» африканский львенок, это еще радостнее).
Тем паче что «львиную свадьбу» для «шымкентки» Нафы устраивали аж с «москвичом» Людвигом. В общем, четверо народившихся львенка осчастливили весь зоопарк.
Но уже на второй день смотрители начали подозревать неладное — Нафа как-то уж очень прохладно относилась к своим детенышам. А на третий день в зверинце пришлось поднимать настоящую тревогу. Подтвердились худшие подозрения — Нафа отказывалась кормить котят, материнские инстинкты в ней не проснулись.
— Мы старались поначалу не тревожить роженицу, — рассказывает главный ветеринар зоопарка Елена Юрьевна. — Видим, лежит рядом с котятами, отдыхает. Но львица должна не только кормить, но и вылизывать львят — ведь детеныши в этом возрасте даже в туалет сами не могут сходить. Им для этого нужен массаж животика, который и происходит при материнском вылизывании. На второй день замечаем, что один из малышей уже совсем плох. Только после этого решили окончательно отводить потомство от мамаши.
— К сожалению матери-«кукушки» встречаются и среди львов, — говорит директор зоопарка Шымкента Гани Султанов. Особенно часто это происходит с молодыми самками «первородками». И в природе, и в условиях любого зоопарка подобное явление не редкость. Мы, конечно, надеемся, что в будущем Нафа исправится и будет заботливой матерью для следующего выводка. Но для первенцев пришлось срочно искать материнскую замену.
Вызвалась главный ветеринар Елена Юрьевна Велижанина.
— Елена Юрьевна проработала у нас в зоопарке более 20 лет, — рассказывает директор Гани Султанов. — За это время она выхаживала и белых медвежат, и детеныша леопарда. Так что имеет не только соответствующее образование, но и богатейший опыт.
— Сразу было понятно, что львят нужно переводить на домашний режим, — говорит Елена Юрьевна. — В условиях зоопарка осуществить уход за слепыми, новорожденными «котятами» просто невозможно. Им нужен круглосуточный контроль, питание через каждые два-три часа, периодический массаж. Можно было бы назначить на эту миссию несколько человек посменно. Но у нас нет такого количества персонала, которые бы согласились, да еще и умели делать все эти процедуры. Да и у семи нянек, как известно… Решили прикрепить за котятами одного человека — меня. Тут тоже дилемма — или мне надо было ставить койку рядом с клеткой, и буквально жить при зоопарке. Или поселять львят в дом. Но у меня к счастью условия позволяют, живу в частном доме. Имеются молочные козы. А это тоже важный момент, так как львятам нужно свежее молоко. А, например, коровье молоко практически никому из детенышей хищных животных в качестве прикорма не подходит. Оно для них смертельно, такой интересный факт. Можно выкармливать либо собачьим, либо козьим молоком. Мы в этом убедились, когда выкармливали белого медвежонка и леопарденка. В общем, поселили львят у меня дома.
Домашние Елены Юрьевны отнеслись к поселенцам с не меньшей отеческой заботой. В муже и старшем сыне Елены Юрьевны львята сразу же признали вожаков прайда. Ну а к «маме» — Елене Юрьевне, — ластятся как дети.
— Сейчас им уже три месяца, — рассказывает хозяйка. — Это еще очень нежный возраст, (хотя размером львята уже со среднюю собаку). Пока они не опасны — у них нет ярко выраженных навыков охоты, агрессии, борьбы за первенство. Хотя, конечно, и играют, и хулиганят. Так что иной раз приходится их для воспитания и за ухо потрепать, и по носу щелкнуть. Они это воспринимают правильно.
Самого активного и боевого львенка назвали Рэмбо — так зовут самого крупного льва из тех, которые проживают в зоопарках мира (длина около 3 метров, содержится в зоопарке Москве). Средний — Симба, как в мультфильме. Симба — самый нежный и робкий из выводка. Чуть что, сразу бежит плакать к маме.
Третья — девочка Эльза. Очень себе на уме, как все представительницы прекрасного пола.
С подворьем Вележаниных (а в хозяйстве кроме коз имеется и собака, и кошка) львы также нашли общий язык. С псом дружат, кота немного гоняют.
— К нам все соседи приходят, с львятами сфотографироваться. Мы не против — пусть зверьки привыкают, социально адаптируются среди людей, — говорит Елена Юрьевна.
Кроме соседей и журналистов, в дом Велижаниных как-то пожаловали и сотрудники городской прокуратуры. В прокуратуре были очень встревожены тем, что в частном доме содержатся крупные хищники. Однако прокуроры в ситуацию вникли, и никаких карательных мер принимать не стали. Хотя обещали «отслеживать ситуацию».
В доме держать львов планируют еще пару месяцев. Потом вернут их в вольер зоопарка. Но будущее ручных львят стало настоящей заботой всего зоопарка.
— Ручные львы — это все-таки большая редкость. Они бы очень подошли для работы в цирке, — говорит Гани Султанов, директор зоопарка.
— Мы сейчас ведем переговоры с алматинским цирком, но там хотят взять только мальчиков. Мы им предлагаем обмен — мы им даем двух львят и тигренка (в шымкентском зоопарке имеется и приплод тигрят, которые, к счастью, выкармливаются самой тигрицей), а они нам подыскивают взрослого льва.
— Вообще мы в зоопарке ведем только обмен животных, — говорит Гани Султанов. — Никаких предложений о продаже мы не рассматриваем. Тем более не передаем зверей в частные руки.
— Но очень бы хотелось, чтобы наши ручные львята и дальше радовали людей не только через клетку зоопарка, но и на арене цирка.