Время байеров и стилистов
Прежде всего надо сказать, что наблюдать за показами мод вживую и смотреть их по телевизору – это как небо и земля. Настоятельно рекомендую при случае посетить этот праздник для глаз.
Казахстанская неделя прет-а-порте проводится в четвертый раз. Дефиле шли в течение трех дней, однако показам предшествовали кастинги и репетиции. Алматинская публика увидела около двадцати модных коллекций. Большинство из них – работы казахстанских дизайнеров. Как и прежде, не обошлось без гостей: россиян, грузин, иранцев, кыргызов и даже немцев.
Благодаря подобным фэшн-событиям местные модники могут быть в курсе, что происходит у нас в этой области. Но что еще важно, Неделя моды – это мероприятие для профессионалов: дизайнеры начинающие и опытные демонстрируют свои достижения байерам, стилистам, модным критикам, от реакции которых зависит судьба новых коллекций.
Одежда – не только для национальных праздников
Небольшой экскурс в терминологию. Байер (с английского «закупщик») – человек, посещающий показы в поисках интересных коллекций, которые потом приобретает и поставляет на реализацию в магазины. Тренд – актуальная тенденция сезона. Прет-а-порте (от французского prеt-а-porter – «готовое для носки») – повседневная одежда, производимая в промышленных условиях. Следует отличать недели моды прет-а-порте от недель Высокой моды, которая в свою очередь носит название от-кутюр (haute-couture). Одежда от-кутюр имеет не только практическую ценность, но и художественную. Это вещи безупречного качества, изготовленные только вручную.
Казахстанский прет-а-порте – тема специфичная. Притом что в стране всегда существовали портные, способные шить качественную одежду на заказ, за полтора десятка лет независимости мы еще не обзавелись достаточным количеством собственных брендов. Лишь сейчас появляются казахстанские марки, способные предложить массам одежду для постоянного использования, а не только для национальных праздников. Говорить о том, что они могут составить конкуренцию хотя бы таким демократичным (читай – недорогим) брендам как Benetton, Promod или Zara, пока не приходится. В то же время было бы непростительной ошибкой заявить, что казахстанская мода существует только в таких резервациях, как Kazakhstan Fashion Week. Последние успехи наших дизайнеров в разных частях света – показы в Европе, Азии и Америке – факты, которые нельзя отрицать.
Открыла Казахстанскую модную неделю Куралай Нуркадилова. Увлеченная голливудскими образами середины прошлого столетия, среди воздушных блузок и рукавов-фонариков на будущий сезон она также предложила самые разные кожаные вещи.
Сергей Шабунин – также не новичок в казахстанской моде. На фоне его черно-бело-серых нарядов выделялись модели в боди и лосинах, украшенных замысловатым рисункам.
В меру романтичную, с использованием шифона, и в то же время достаточно энергичную коллекцию показали Айгуль Куандыкова и Нурлан Туреханов. Из дебютантов на KFW специалисты отметили креативный дизайнерский дуэт Gazza.
«Правильная» коллекция без цветовых излишеств
Специально приглашенными гостями Недели моды стали зрелый немец Патрик Хелманн с коллекцией мужских и женских деловых костюмов и молодой россиянин Александр Баканёв, увлеченный изысканностью исторических нарядов.
Как всегда, высокий уровень своих моделей показала дизайнер из Кыргызстана Дильбар Ашимбаева. При изрядном количестве обращений к этнике в отделке работ и аксессуарах коллекция получилась довольно американской. Но не в смысле использования звездно-полосатых мотивов или ковбойских шляп. Очевидно, с тех пор как вещи Дильбар стали продаваться в Нью-Йорке, она смогла ознакомиться со спецификой работы тамошних портных. В результате появилась «правильная» коллекция без цветовых и стилистических излишеств.
Большой сюрприз нынешней KFW – коллекция иранского дизайнера Шади Паранде. Вопреки привычному образу восточной женщины, укутанной с головы до ног, модельер представила модели, приобрести которые не откажется и западная модница. Как рассказала сама Шади, ее платья нужно надевать на вечеринки. Правда, эти наряды приличны только для ношения дома. Кроме мужа и самых близких родственников ТАКУЮ иранку видеть не может никто. Открытые руки, плечи и ноги – женщина в платьях от Шади Паранде слишком соблазнительна.
Немного о Высокой моде. В рамках специального показа на KFW прошел показ коллекции от-кутюр дизайнера из Уральска Аккенже Девятко. Некоторое время назад эта коллекция произвела фурор на Неделе Высокой моды в Париже – невиданный для казахстанского дизайнера успех. А сейчас и казахстанцы смогли увидеть, чем же так поразила столицу моды наша соотечественница.
Не угадаешь – не продашь
Трендом если не будущего сезона, то как минимум этих трех дней на KFW можно назвать диетическую колу (очевидно, самый гламурный напиток).
О тенденциях же в одежде, явленных на Казахстанской неделе прет-а-порте, рассказал ее генеральный продюсер показов Саят Досыбаев.
– Можно ли сейчас говорить о том, что наши дизайнры способны диктовать какие-то тенденции на будущий сезон?
– Все наши дизайнеры работают, опираясь на мировые тенденции. Есть специальные институты, которые разрабатывают и прогнозируют тенденции на несколько сезонов вперед. Люди просто гуляют, посещают ночные клубы, ходят по магазинам, но при этом не забывают своей главной задачи – проследить, к чему стремится человек. К какому цвету тяготеет, какую музыку слушает, какие напитки пьет, на каких автомобилях ездит, где отдыхает. Вся информация стекается в один центр, где обрабатывается психоаналитиками, психологами, то есть людьми, которых называют трендерами. Эти люди производят тенденции и торгуют ими. Владеть такой информацией стоит очень больших денег. Поэтому модельерам требуется талантливый дизайнер. Если он на волне, если четко чувствует публики, тогда может точно угадать. Но это дано не всем, и тут на помощь приходят трендеры. Такой информацией пользуются крупные текстильные фабрики, большие состоявшиеся дома моды, а потом эти тенденции публикуют журналы мод.
– А какие тренды выявила Казахстанская неделя прет-а-порте?
– Коллекции дизайнеров в следующем сезоне – это легкие ткани, это присутствие шифона, трикотажа, смешение меха с текстилем. Что касается цветов, то это неоновые вкрапления. И лаковая кожа. И в этих коллекциях все это имеет место быть. Вы знаете, почему дизайнерам самим невыгодно работать не в тенденциях? Потому что эти вещи нельзя будет продать.
Артем Крылов, Андрей Лунин (фото)