А строит кто? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-7 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
А строит кто?

А строит кто?

Прокуратура ЮКО выяснила, что более чем 60 % строительных фирм, выигравших тендер на участие в государственной жилищной программе в Шымкенте и области, не имеют соответствующих лицензий.

  • 26 Октября 2006
  • 1394
Фото - Caravan.kz

Согласно постановлению Правительства РК от 2002 года, заявки на участие в тендере по определению государственных строительных заказов могут принимать только организации:
имеющие определенную материально-техническую и производственную базу, обеспечивающую возможность выполнить взятые на себя обязательства, равно как и иметь достаточно значительный фонд основных средств, что дает некоторые гарантии дееспособности данного предприятия.
Кроме того, участники тендера должны иметь соответствующую лицензию на право занятия данной деятельностью, полученную в уполномоченных органах.
В отношении строительных компаний все эти вопросы должен контролировать на разных этапах государственный архитектурно-строительный комитет (ГАСК). Однако, судя по результатам прокурорской проверки, государственные проверяющие органы строили свои отношения с подконтрольными им фирмами на каких-то иных отношениях.
Так, у 30 частных фирм, выигравших тендер на строительство жилых, т.н. «ипотечных» домов в Шымкенте, не оказалось ни лицензии, ни собственной техники и средств.
Прокуратура выявила ряд любопытных подробностей в «биографии» некоторых фирм. Так например, ТОО «Уйтас», в качестве собственной производственной базы, заявило… недостроенное частное домостроение. Какое отношение этот дом имеет к ТОО «Уйтас» осталось невыясненным, хотя у фирмы оказался на руках договор об аренде данного помещения. Правда, даже в центре по недвижимости этот договор официально зарегистрирован не был. Тем не менее комиссия, допускавшая фирму к тендеру, видимо вполне удовлетворилось наличием такой материальной базы заявителя.
Аналогично складывались дела и у других претендентов, также с успехом выигравших государственный заказ.
После этого уполномоченный орган лицензиар — ГАСК, видимо вообще посчитал для себя излишним проверять еще такие мелочи как наличие у подрядчиков аккредитованных лабораторий, системы собственного контроля качества выполняемых работ, комплекты госснормативов и справочной документации, договоры с другими субподрядными организациями.
Среди явных результатов такого «контроля», прокуратура отмечает срыв сроков строительства у нескольких фирм. Так, ТОО «Туркестан-ММ», которое должно было построить восемь жилых домов в микрорайоне «Нурсат», из-за отсутствия собственной техники вначале сорвало план строительства, затем привлекло субподрядчиков, тем самым увеличив свои затраты, и в результате, по мнению прокуратуры, не выдержало качество строительства. Аналогично и по другим фирмам.
Впрочем, судить о качестве выстроенных домов также было в компетенции ГАСКа и еще одной независимой экспертной организации — АО «НЦ «Курылысконсалтинг».
Одним из соучредителей «НЦ «Курылысконсалтинг» является Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли РК, и организовывался НЦ именно как экспертная организация в архитектурно-строительной сфере.
Однако, как считает прокуратура ЮКО, чиновники и из ГАСК, и из независимой экспертной организации, пользуясь достаточно высоким статусом данных организаций, преследовали лишь свои личные интересы.
Поэтому, хотя в настоящее время у многих фирм в наличие имеются положительные заключения о качестве проведенных ими работ, выданные тем же ГАСКом и НЦ Курылысконсалтинг, прокуратура очень сомневается в достоверности таких справок.
Сейчас прокуратура подала несколько иск в экономический суд, с требованием прекратить деятельность ряда фирм, а также признать недействительной заключение экспертной оценки ОАО «НЦ Курылысконсалтинг» и управления государственного архитектурно-строительного контроля. Однако в управлении ГАСКа эти судебные дела попросту проигнорировали.
В частности, по тому же прокурорскому иску к фирме ТОО «Уйтас» представители ГАСКа ни на одно судебное заседание вообще не явились. Что, впрочем, не помешало суду признать законными все требования прокуратуры и полностью удовлетворить иск.
Прокуратура говорит о выявление массовых нарушений, допущенных как государственными, так и частными структурами при реализации государственной жилищной программы.
Увы, эти отчеты совсем не радуют, так как многие дома в том же Нурсате уже построены, и даже заселены жителями, выкупившими их по, опять же, государственной программе ипотечного кредитования. Но коль скоро прокуратура заявляет о том, что контролирующие и экспертные органы изначально, мягко говоря, не утруждали себя надзором за качеством, то кто может поручиться за уже сданные дома?
Теперь-то ведь они полностью собственность рядовых граждан, с которыми у подрядчиков заключены все договоры купли-продажи, имеются подписанные акты сдачи-приемки и справки об отсутствии претензий со стороны покупателей-жильцов.
Правда, договоры жители подписывали, уповая на гарантии уполномоченного органа от государства — того же ГАСКа, который и должен был проверить качество домов при сдаче в эксплуатацию. То есть, даже если вскроются недоделки, юридически жильцам достаточно хлопотно будет предъявлять свои претензии. Разве что ГАСКу.
Правда, с ним у жильцов никаких договоров нет…