Вопросы внутренней миграции трудоспособного населения давно являются головной болью не только для правоохранительных органов, но и для работодателей.
Принять на работу специалиста с иногородней пропиской – целая проблема!
Ведь по закону нужно сообщать о работнике, живущем, например, в пригородном селе или приехавшем из другого города, в органы миграционной полиции.
Логично было бы предположить, что раз законодательно механизм трудовой миграции отрегулирован, то определены и органы, которые должны этим заниматься, разработаны формы отчетности. Ан нет!
Одно дело – бумага, даже если это закон, а другое – жизнь со всеми ее хитросплетениями и подводными течениями.
Почти год назад в Трудовой кодекс РК были внесены недвусмысленные дополнения. Статья 147 была дополнена пунктом 3, обязывающим работодателя в месячный срок сообщать в уполномоченный орган по вопросам миграции информацию о приеме на работу или о прекращении трудовых отношений с лицами, не являющимися местными жителями, то есть не состоящими на постоянном регистрационном учете в данном населенном пункте. При этом порядок и форму предоставления такой информации должны определять те самые уполномоченные органы, то есть Комитет миграционной полиции МВД РК.
Работодатели и рады бы выполнять это новое требование законодательства, да не могут.
Как рассказала нам руководитель кадровой службы одного из предприятий Зоя Каировна Абильдина, ей на практике пришлось столкнуться с тем, что механизм этот не отработан, а крайними в такой ситуации могут остаться предприятие и его руководитель.
С целью получения достоверной информации и образцов бланков, подлежащих сдаче в органы миграционной полиции, З. Абильдина посетила территориальный отдел миграционной полиции г. Алматы и, к своему удивлению, узнала от его сотрудников, что это вопрос не в их компетенции…
Ее переадресовали в Департамент Министерства труда и социальной защиты населения по г. Алматы, но и там вразумительного ответа дать не смогли, порекомендовав обратиться в территориальное Управление занятости и социальных программ города Алматы.
В третьем пункте маршрута все вернулось на круги своя – кадровика перенаправили опять в миграционную полицию.
Что же получается? Норма закона уже почти год как действует, а как ее выполнять – непонятно.
Правда, нужно сказать, что ноу-хау от работников управления занятости и социальных программ все же прозвучало. З. Абильдиной было предложено… самой разработать форму отчетности и направлять в органы миграционной полиции по почте! Так, на всякий случай.
А случай может оказаться непростым, поскольку при проверке предприятия по вопросу соблюдения трудового законодательства любое действие, даже формально отличающееся от прописанного в Трудовом кодексе РК положения, уже является основанием для наложения административного штрафа по статье 87 КоАП РК. Чем не повод для коррупционных действий со стороны тех же государственных инспекторов по труду или иных проверяющих?
К слову сказать, размытость отдельных формулировок в кодексе всемерно этому способствует. Главное, как проверяющий будет их толковать. Так и получается, как в той избитой фразе “казнить нельзя помиловать”. До тех пор пока наши законодатели будут принимать поправки в законы, но не будут интересоваться их реализацией в жизни, отдавая этот вопрос на откуп министерствам и ведомствам, вольно или невольно, но будут сопричастны ко многим коррупционным скандалам, то тут, то там сотрясающим регионы страны.