Причем довольно часто это произносят люди вполне состоявшиеся и обеспеченные. А что говорить о тех, кого природа обделила способностями к обогащению и тем более тех, кто имеет тяжелые заболевания или находятся на инвалидности?
В Северо-Казахстанской области около 22 000 инвалидов. Далеко не все из них могут нормально существовать на весьма скромную пенсию от государства. Хотя, деньги -далеко не единственная проблема в их жизни.
Педагоги делают все возможное для того, чтобы дети-инвалиды были не изолированы от общества в силу своих физических возможностей. Хороший пример тому — ребята из Петропавловской школы-интерната для глухих и слабослышащих детей.
Здесь они учатся очень многому, в том числе и работе в теплице, и рукоделиям, и даже танцам. Да, они танцуют и еще как! А все благодаря тому, что они не безразличны педагогам, родителям, руководству области.
А те, кому довелось побывать на недавней выставке творчества, на которой были представлены работы из ниток, соломки и папье-маше, вряд ли догадаются о том, что их авторы — воспитанники Северо-Казахстанского детского психоневрологического дома-интерната.
Некоторые работы ребят нашли место в домах США, Ирландии, Германии. Волонтеры, работавшие в Петропавловске, увозили их на память о встрече с необычными ребятишками. Некоторые «шедевры» юные умельцы дарили гостям выставок тех стран, в которых они сами побывали. Чудесные вышивки, поделки из соленого теста и многое другое дети делают своими руками, от природы способные не на многое, они готовы день и ночь сидеть за рукоделием. Эта работа помогает развивать внимание, память, пространственное мышление.
Но кроме творческой работы на уроках социально-бытовой ориентации ребят учат правильному общению, водят в магазины, на рынок, почту, для того чтобы объяснить элементарные для большинства из нас вещи — как сделать покупку, оплатить коммунальные услуги…
Директор интерната Анатолий Белогуб предполагает, что большее число детей, нуждающихся в подобной реабилитации, привязаны к дому. Результат, как правило, плачевен. Сотрудники совместно с отделами соцзащиты ведут среди населения большую разъяснительную работу. Эта проблема требует скорейшего решения, тем более что количество детей с отставанием в умственном развитии при нынешней экологии, росте наркомании и алкоголизма, не уменьшается. Кого-то из них по достижении 18-летия отправляют в родные дома, тех, кому повезло меньше, — в интернаты для психохроников. Специалистам, вложившим в ребят все свое мастерство, сердце и душу, очень хочется, чтобы их кропотливый труд не был напрасным.
Есть люди, которым далеко не безразлична судьба детей-инвалидов, а также женщин — инвалидов отважившихся родить и воспитывать детей. Положа руку на сердце, признаем, что отношение к женщине-инвалиду в нашем обществе далеко не однозначное. Кто-то сочувствует, кто-то мимикой, а кто и открыто дает понять, что нечего было в твоем положении детьми обзаводиться.
— Но женщина, какой бы она не была, остается женщиной. Для того ее и создал господь, чтобы детей рожать, продолжая род людской, — говорит прихожанка Петропавловского католического храма Людмила П.
Да, с этим не просто поспорить. Многие женщины — инвалиды, с которыми довелось общаться в ходе подготовки материала, честно признавались, что именно рождение детей спасало их от самоубийств и потери рассудка.
— Было время, когда меня не покидала мысль — умереть, но останавливала только одно — мой ребенок, — рассказывает Наталья Ивановна Подольская, инвалид второй группы. — У меня полиартрит, сопровождающийся ускоренной деформацией суставов. Муж, узнав о моей болезни, ушел. Я живу в состоянии постоянной боли, на крохотную пенсию по инвалидности, но мне есть ради кого жить и я живу…
— Моя история не отличается оригинальностью, — улыбается Людмила Морозова, инвалид второй группы. — Также ушел муж, я потеряла работу. Кому я нужна — с моим сахарным диабетом? Люди от меня отвернулись, мнимые друзья позабыли.
И таких историй можно привести еще очень и очень много. В каждой из них своя боль, своя беда. Но объединяет их одно — поставить на ноги и вывести в люди своих детей, помочь друг другу преодолеть трудности, связанные со здоровьем и финансовым положением.
Кто не попадал в подобную ситуацию, не поймет боли этих женщин. Тот, кому не знакомо полуголодное состояние, равнодушие окружающих, боль и постоянный страх за будущее своих детей не знает, что это такое…
Женщин-инвалидов в Северном Казахстане много. И каждая из них нуждается в помощи. Может быть, именно по этому и была создана неправительственная организация «Асыл-Ана», где поддержат и помогут. Осуществила идею и возглавила работу организации Тендык Шукеновна Сарсекеева.
— Я родилась в годы Великой Отечественной войны, — рассказывает председатель общества «Асыл-Ана» Тендык Сарсекеева. — Голод и неполноценное питание вызвало деформацию костей. Я не ходила до пяти лет, пока не встретила женщину, которая смогла поставить меня на ноги. Я пыталась стать такой же, как все, перенесла шесть сложнейших операций обеих ног, но, увы, такой, как все, я так и не стала. Но сдаваться не собиралась. Решив жить вопреки судьбе, получила высшее образование, проработала в банковской системе более 30 лет наравне со здоровыми людьми. Мой труд отмечался поощрениями и наградами «Отличник госбанка СССР» и медалью «Ветеран труда». Вот уже десять лет я возглавляю областное общество женщин-инвалидов, имеющих на иждивении детей «Асыл-Ана».
Тендык Сарсекеевой как никому понятна боль одиноких женщин-инвалидов. По ее мнению, главное — это вывести человека из депрессии и помочь избавить от комплекса неполноценности. Особенно сложно больным ребятишкам. Дети, те которые не причислены к числу инвалидов, в большинстве своем не способны понять сверстников не способных гонять мяч на переменках, бегать на дискотеки. Чтобы окружить детей-инвалидов вниманием и заботой, дать им понять, что они не изгои в этом мире, члены НПО «Асыл-Ана» провели огромную работу со школами.
Наталья Подольская, вступившая в НПО «Асыл-Ана» теперь руководит школьным сектором, работает с детьми, учит их адекватно воспринимать окружающий мир.
Ее сын также загружен общественной работой общества, стал активным участником мероприятий НПО и тем самым оторван от пагубного влияния улицы.
Людмила Морозова, которая занялась самодеятельностью, неожиданно раскрыла талант в себе. Сейчас она является солисткой казачьего хора «Звонница».
Баян Омаровой была оказана серьезная поддержка, изменившая жизнь ее семьи. В настоящее время, дочь Баян Омаровой учится в Северо-Казахстанской юридической академии бесплатно (этого так же добились члены организации).
Но не все гладко в НПО «Асыл-Ана». Не всегда и не все спешат помочь организации, работающей исключительно на энтузиазме ее членов. Они не получают заработной платы, не имеют ни офиса, ни самой необходимой для работы аппаратуры, ни так необходимого для инвалидов транспорта. Не получают здесь никаких дотаций. Но зато какое моральное удовлетворение получают женщины, видя как преображаются те, кто еще недавно считал единственным выходом из положение — смерть, как демонстрируют свои таланты ребятишки, считавшиеся в обществе сверстников, да и взрослых неполноценными.
Сколько порогов обила Тендык Сарсекеева за эти годы, подсчитать невозможно. Но все же находятся люди, которые идут на встречу просьбам отважных женщин. Помогают организовывать праздники и встречи членов общества. И все же довольно часто приходится этим женщинам останавливаться перед стеной вежливого равнодушия людей, которым чужда чужая боль.
Многие в Петропавловске не любят госпожу Сарсекееву, маленькую, беззащитную женщину, доказавшую право на жизнь и уважение. А может быть, стоит всем нам быть повнимательнее к тем, кому природа вынесла страшный приговор, лишив многого в этой жизни?
Ведь им не так много и надо — внимание и хоть мало-мальская помощь в том, чтобы не чувствовать себя изгоями в этом мире.
Фото с сайта http://www.pilig.ru