В Прикаспии проводится масштабная оперативно-профилактическая операция “БЕКIРЕ-2016”, в которой задействованы силы и средства правоохранительных и природоохранных ведомств. Я, напросившись в рейд, вместе с оперативной группой инспекторов направилась в море.
На чужих лодках
– Посмотрим, как в путину работают рыбаки производственных кооперативов, сколько они успели наловить, – вводит в курс дела главный инспектор Атырауской территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Геннадий ДЖАРМАГАМБЕТОВ.
Спустя какое-то время катера причаливают к посту Дамбинской инспекции, недалеко от устья Урала. Рейдовую бригаду разбивают на две группы. Мне досталась мощная лодка, по своим характеристикам схожая с браконьерской самодельной байдой. Как выяснилось, это судно на балансе инспекции не состоит, а взято у частных лиц.
– Через полчаса доедем до моря, – поясняет рулевой лодки, инспектор Нурболат КАРАТИКЕЕВ.
Вот и Каспий. Казанки производственных кооперативов шастают туда-сюда. В одном таком рыбацком судне три человека. Они в масках с прорезями для глаз, будто бойцы СОБРа. Лодка набита сазаном. Главный инспектор отдела охраны природных ресурсов инспекции Калаубай КУЛЕШОВ просит рыбаков снять маски и показать документы, открыть отсеки.
– Смотрим, все ли документы имеются – билеты, разрешение на лов частиковой рыбы в северо-восточной части Каспийского моря, – добавляет инспектор.
Спустя пару минут в его поле зрения попала еще одна лодка, потом другая. Два рыбака несколько сникли на просьбу инспекторов открыть отсек. Там были мешки, а в них – китайские сети, запрещенные к использованию. Но привлечь к ответственности таких рыбаков не удастся. Вот если бы они ловили ими, тогда да. Раз сети в мешках, следовательно, оформить административный материал не получится.
– Надо вносить изменения в Административный кодекс. Если человека задержали с запрещенными сетями, пусть даже упакованными, значит, у него умысел на их использование, – доказывают инспекторы.
Как инспекторов приветствуют браконьеры
На горизонте замечаем две лодки, разворачиваемся в их направлении. Мощные байды буквально пулей пролетают мимо патруля. С одной из них нам помахали. “Жанбайские браконьеры”, – услышала за спиной. Рванули за ними, но быстро остановились.
– Догнать не сможем, и бензина до Жанбая не хватит, – объяснили инспектора.
Какой смысл в таких рейдах? Со скудным техническим ассортиментом рыбоохраны смешно тягаться с хорошо экипированными браконьерами.
По словам инспекторов, уйти далеко в море, на расстояние 70–80 километров, браконьеры из приморского села Жанбай не рискуют, там охрану несут пограничники, имеющие морские суда, и они-то догонят хоть кого. Вот и не лезут в те координаты. Зато спокойно хозяйничают в прибрежной части Каспия. Стало быть, им на руку плохое оснащение рыбоохраны?
На весь Прикаспий – 70 инспекторов рыбоохраны и 10 катеров, среди которых нет ни одного морского. Более того, мы ни разу не встретили полицейских, патрулирующих на Каспии.
Столько сил и средств брошено на охрану национального достояния, а браконьерство все равно процветает.
Между тем на недавнем заседании штаба операции “БЕКIРЕ” заверили, что в селе Жанбай Исатайского района бывших браконьеров берут к себе на работу руководители производственных кооперативов, нанимая для добычи рыбы по лимиту. Выходит, приручили не всех? Получается, что контроль заканчивается только на рыбаках производственных кооперативов, а они-то убежать никуда и не пытаются.
– Ловить хорошо оснащенные лодки браконьеров – все равно что автомашина “Жигули” будет догонять “Мерседес”, – доказывает и. о. руководителя отдела охраны природных ресурсов Атырауской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Азиз НУРАЛИЕВ. – Техническое обеспечение инспекции слабое. Догнать браконьера, у которого двухмоторная восьмиметровая байда, развивающая скорость до 200 и выше километров в час, нереально.
Как выяснилось, даже если и удается поймать браконьера, то только по чистой случайности, если мотор в его судне сломается.
АТЫРАУ