С именем Иннокентия Смоктуновского связана целая эпоха в истории театра и кино. Он был не только одним из самых выдающихся актеров своего времени, но и его камертоном. Индивидуальность Смоктуновского, неповторимая органика, не выносящая фальши и пафоса, обостренный актерский слух позволили актеру создать удивительно глубокие образы — князь Мышкин, Гамлет, Юрий Деточкин, Илья Куликов, царь Федор, Иванов, Иудушка Головлев, Чайковский, Моцарт…
Излюбленный герой Смоктуновского — подчас беззащитный и даже смешной, но при этом бесконечно чистый и глубокий, остро мыслящий и чувствующий человек. Одни признавали Смоктуновского бесспорным гением, другие же считали юродивым. Но и поклонники его таланта, и те, кого раздражала его «нездешность», сходились в одном — равных Смоктуновскому нет.
В программе «Острова» (телеканал «Культура», 28 марта, 15:50) о гении Иннокентия Смоктуновского размышляют Михаил Ромм (хроника), Алла Демидова, Эльдар Рязанов, Сергей Соловьев, Донатас Банионис. Тексты из книг Смоктуновского «Время добрых надежд» и «Быть» читает Борис Плотников.
Середина XX века. Долгожданная оттепель. Эпоха, породившая целое явление, названное «шестидесятниками». Это романтическое время поисков и надежд требовало своего героя. И этого нового героя театру и кинематографу подарил Иннокентий Смоктуновский. Его путь к славе был трудным и долгим: война, плен, скитания по провинциальным театрам (как бывшему военнопленному ему было запрещено жить в 39-ти городах), приезд в Москву, поиски работы и вера в судьбу.
Иногда он выходил в спектаклях, как говорят, на разовых. Днем походы по театрам, ночью поиски ночлега, потому что жить было негде. И так целый сезон. Но самым трудным оказались бесконечные показы, беседы с главными и не главными режиссерами московских театров. «Во мне тогда была сломлена вера в успех, и я производил, вероятно, впечатление человека неудачного и жалкого, — вспоминал Смоктуновский. — Первым моим чувством был страх перед публикой. В озноб бросало. И без того тихий голос становился едва слышным. Не знал, куда себя деть, что делать с руками и ногами. Ощущение ужасающее».
В судьбу актера вмешался Его Величество Случай. Смоктуновского пригласили на небольшую роль лейтенанта Фарбера в фильме Александра Иванова «Солдаты». Образ, созданный актером, получился живым и запоминающимся. Этот фильм увидел Георгий Товстоногов, который собирался ставить спектакль «Идиот», но никак не мог найти актера на роль князя Мышкина, и воскликнул: «Глаза, смотрите, какие у этого актера глаза — ведь это глаза князя Мышкина!». Работа над этой ролью была очень тяжелой — несколько раз Смоктуновский хотел от нее отказаться. Веру в себя вселила жена: «Затаись, Кешутка, у тебя прекрасный помощник — Федор Михайлович Достоевский, и все у тебя получится». После премьеры актер не просто проснулся знаменитым — это была сенсация. Стало понятно, что в наше искусство пришел гениальный артист, а спектакль «Идиот» начал отсчет новой театральной эры. Его князя Мышкина называли «весной света». «Не знаю, как бы сложилась моя творческая жизнь и вообще моя жизнь, если б меня не столкнуло с наследием Достоевского», — признавался позже Смоктуновский. Всех своих последующих героев, как бы отличны и далеки они ни были по сути, драматургии, эпохе и социальным воззрениям, он измерял по шкале Мышкина и, так или иначе, награждал чертами героя Достоевского. И Гамлета, после которого он получил мировое признание, и наивного, чудаковатого Деточкина из «Берегись автомобиля», и даже, на первый взгляд, самовлюбленного и убаюканного успехом Илью Куликова из «Девяти дней одного года». Его герои, по признанию Смоктуновского, «добрые, страдающие в этом мире через свою доброту, и всех их объединяет одна черта — истинное человеколюбие».
Сам актер, несмотря на свою скромность, называл себя гением, «космическим актером». Это подтверждают и его коллеги. «Смоктуновский — единственный актер, который играл гениев, — говорит Сергей Соловьев. — Как играть гения, не знает никто. Но ему верили. Я думаю, потому, что он сам был гением…». Алла Демидова считает его самым большим актером нашего времени: «Он интересен даже тогда, когда играет ниже своих возможностей». Эльдар Рязанов называет дарование Иннокентия Смоктуновского редкостным и удивительным: «Пожалуй, он первый в нашем кино смог так обнажить душу, раскрыть глубинные психологические тайники человека, показать свое буквально кровоточащее сердце».
В программе использованы материалы из Госархива кинофотодокументов и Телерадиофонда, кадры из фильмов и спектаклей «Солдаты», «Идиот», «Гамлет», «Девять дней одного года», «Неотправленное письмо», «Чайковский», «Мертвые души», «Легенда о Тиле».
Также к 85-летию со дня рождения величайшего артиста телеканал «Культура» показывает спектакль МХАТ им. М. Горького «Иванов» (28 марта, 17:05). Постановка Олега Ефремова. Режиссер Сергей Десницкий. Запись 1981 года.
В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Марк Прудкин, Андрей Попов, Евгения Ханаева, Ангелина Степанова, Ксения Минина, Елена Кондратова, Вячеслав Невинный. По пьесе А.П. Чехова.