Актёр, режиссёр, педагог, лауреат множества театральных премий Райкин признаётся, что, не задумываясь, променял бы все свои награды на зрительский успех, который, впрочем, и без того сопутствует ему уже многие годы, передают «Новости культуры».
Как много сложностей удалось бы избежать Константину Райкину, если бы он родился где-нибудь в российской провинции, в семье простого инженера. В 16 лет приехал бы покорять Москву, и, конечно, поступил бы во все театральные вузы сразу. В этом можно не сомневаться.
Потом его засыпали бы предложениями сняться в кино, а столичные театры разрывали бы на части этого молодого человека с фантастическим обаянием, невероятной энергетикой и актерским даром, с которым рождаются очень редко. Но все было куда сложнее и драматичнее: ему одновременно и повезло, и не повезло родиться в семье великого актера Аркадия Райкина.
Константину Райкину суждено было сыграть Гамлета, Ричарда Третьего, Короля Лира. Сын Аркадия Исааковича оказался актером сопоставимого по масштабу, но иного по природе дарования. Конечно, вначале с этим было трудно смириться, недоброжелателям всегда проще списать успехи яркого актера на его семейные связи. Но фанатичная любовь Константина Аркадьевича к сцене, его подвижничество в том, как он строил свой новый театр, со временем все расставили на свои места. «Театр миниатюр и театр "Сатирикон" – принципиально разные театры», — говорит актер Денис Суханов.
Репертуар театра «Сатирикон» — это спектакли лучших театральных режиссеров эпохи. Постановки Романа Виктюка, Петра Фоменко, Валерия Фокина определили его суть и дух. Константин Райкин сотворил невозможное: вопреки законам московской географии он сделал бывший кинотеатр в Марьиной роще настоящим театральным оазисом. Сегодня «Сатирикон» — это аншлаги, неожиданные репертуарные повороты и жесточайшая дисциплина, про которую в театральных кругах ходят легенды.
«Опоздать на репетицию исключено, немыслимо», — говорит актриса Наталья Вдовина.
При этом художественный руководитель сам безукоризненно соблюдает правила, как и должно первому рыцарю в своем королевстве. «Он не потерял стремления учиться своей профессии», — говорит художественный руководитель МХТ Олег Павлович Табаков.
Жаль, что Константин Райкин не уделяет времени кино, но, с другой стороны, при нынешнем положении дел в кинематографе стоит ли размениваться. Куда нужнее такой учитель студентам Школы-студии МХАТ. Райкин ведет там курс с 2001 года. Настоящее счастье наблюдать за тем, как передается следующему поколению этот живучий и на редкость полезный вирус — всепоглощающая любовь к театру.