В суде по факту крушения самолета Пограничной службы КНБ РК АН-72 начались прения сторон. Первым выступил государственный обвинитель Аширбай Сахаев, который попросил для подсудимого 6 лет в колонии поселения, а также лишить его права занимать должность в течение трех лет, выплатить судебные издержки в сумме более 800 тысяч тенге и арестовать в зале суда.
К.Акильбекова обвиняют в том, что он слишком долго продержал самолет на определенной высоте, тем самым создал условия для авиакатастрофы. «Несвоевременная выдача разрешения на снижение с эшелона 2150 метров и обледенение самолета на эшелоне перехода является первой причиной развития катастрофической ситуации, — зачитал обвинительное заключение прокурор. — По заключению экспертной комиссии, подсудимым создана усложненная полетная ситуация, связанная с длительным полетом на высоте 2150 метров аэродрома Шымкент».
В виновности К.Акильбекова не сомневаются и вдовы пограничников. Все они попросили судью вынести верное решение.
Между тем, адвокат подсудимого Ардак Балпыков указывает на ряд нарушений во время расследования, на нечестные показания некоторых свидетелей, на вопросы, которые так и остались нераскрытыми по вине следствия. Так, свидетель Валиулин, по мнению адвоката, в суде давал показания «из обвинительного заключения против Акильбекова». «Он участвовал в работе комиссии по расследованию причин катастрофы, акт подписал 21 января 2013 года, а в суде давал показания, которые касались работы экспертной комиссии, созданной 3 июня 2013 года», — отмечает адвокат.
Масса претензий у защитника и к процессу расследования. «Остался невыясненным вопрос о правомерности допуска АН-72 к вылету в сложных метеоусловиях с неисправной САУ, радиовысотомера. По правилам после длительной стоянки выполняется контрольный полет воздушного судна. Вопрос — почему не был выполнен контрольный полет АН-72, в ходе которого можно было бы выявить неисправное оборудование, органом преследования так и не выяснялся», — рассказал адвокат в суде.
Кроме того, А.Балпыков указал на наличие доказательств ошибок экипажа, среди которых было и то, что фактический уровень подготовки майора Нурахметова и старшего лейтенанта Лукпанова не соответствовали полетному заданию при метеоусловиях в день авиакатастрофы. «Свидетели Сембаев, Хохлов и Валиуллин в суде показали, что именно радиовысотомер при его исправной работе мог бы оказать влияние на исход полета. Защита рассматривает действия обвинения как нежелание установить истинные причины катастрофы и увести от ответственности лиц, виновных за подготовку экипажа и воздушного судна к полету», — заявил адвокат.
А.Балпыков попросил суд вынести оправдательный приговор К.Акильбекову. Напомним, авиакатастрофа, унесшая жизни 27 человек, произошла 25 декабря 2012 года в 23 км от Шымкента. На борту был руководящий состав пограничной службы КНБ РК.