В этой связи фракция "Ақ жол" адресовала свой депутатский запрос к министру по инвестициям и развитию страны Асету Исекешеву с просьбой решить проблему и пересмотреть техтребования для сборов при регистрации машин, которые указаны в Налогом кодексе, передает Today.kz.
По словам председателя партии "Ақ жол" Азата Перуашева, в партию поступают обращения отечественных автопроизводителей по поводу сложившейся "парадоксальной" ситуации.
"Данная мера, предназначавшаяся для поддержки казахстанских производителей, в реальности привела к серьезному ущемлению их интересов. Инициированные уполномоченным госорганом поправки в Налоговый кодекс предусматривают введение сборов за регистрацию автотранспортных средств старше одного года. Однако, поскольку в указанном кодексе используется календарный год, то уже с 1 января 2016 года машины, выпущенные 31 декабря прошлого года, то есть пару дней назад, уже считаются старше одного года и при постановке на учет их покупатель должен будет оплатить дополнительную сумму за регистрацию", — изложил суть проблемы депутат.
Например, за легковой автомобиль, выпущенный в декабре 2015 года, уже в январе 2016 года принятые нормы обязывают уплачивать сбор в сумме 50 МРП, как за автомобиль возрастом старше одного года. Для покупателя такого легкового автомобиля дополнительные затраты вырастают на более чем 105 тысяч тенге.
По словам Перуашева, первичная регистрация грузовых автомобилей, включая малотоннажную коммерческую технику для МСБ, автобусов и троллейбусов, выпущенных заводом-изготовителем в декабре 2015 года, в январе 2016 года обошлась покупателям в 240 МРП. То есть стоимость покупки вырастает уже на 508 тысяч тенге и более, хотя техника новая и выпущена лишь месяцем ранее.
В результате наблюдаются повсеместные отказы покупателей от новых автотранспортных средств, произведенных в конце 2015 года.
По мнению депутата, очевидно, что при сохранении указанной нормы Налогового кодекса данная тенденция будет только возрастать. Для производителей это будет означать регулярное образование нереализованной продукции на складах, ее выбытие из оборота и замораживание оборотных средств.
"Уже сегодня, по информации Ассоциации Казахстанского автобизнеса, на складах скопилось более 4,5 тысячи единиц только коммерческой техники, произведенной в конце 2015 года, на сумму не менее 27 миллиардов тенге. С учетом легковых автомобилей эта сумма может оказаться в полтора-два раза больше. Эти деньги практически выпали из оборота предприятий, и бюджет, соответственно, также недополучает значительные доходы от их заморозки", — сообщил Перуашев.
Чтобы регулярно не попадать в аналогичную ситуацию, по словам главы партии "Ақ жол", производители автотранспортных средств вынуждены будут в конце каждого года приостанавливать свою деятельность с сокращением сотрудников и оборотов, что представляет серьезные риски для стабильной работы предприятий и сохранения квалифицированного персонала.
"Нестабильность предприятий и снижение их оборотов не менее негативно скажется и на уплате налогов в бюджет, где также можно прогнозировать снижение поступлений по вышеуказанным причинам. Как говорится, хотели как лучше, а получилось, как получилось", — сказал председатель партии "Ақ жол", куда за помощью обратились казахстанские автопроизводители.
Поэтому члены партии попросили министра по инвестициям и развитию страны Асета Исекешева исправить сложившуюся ситуацию и оказать содействие в изменении пункта 6.4 статьи 456 Налогового кодекса. Депутаты считают, что сумма сбора на первичную регистрацию для новых автотранспортных средств должна устанавливаться для техники возраста до двух лет с повышением ее стоимости для двухлетних автомобилей и старше.