Южный Казахстан – край, где среди огромных безжизненных степных пространств и скалистых гор встречаются неописуемой красоты оазисы с родниками и водопадами.
Наш путь от Туркестана через Шымкент лежит в Казыгуртский район. Ведет нас научный сотрудник этнографического центра Туркестана, краевед Ерлан СЫЗДЫК. Запасшись едой на пару дней, рано утром наша группа двинулась в путь на микроавтобусе.
Первая остановка – мавзолей Ибрагим-Ата, отца великого Хаджи Ахмеда Яссави. Молитва здесь – не только дань святому, но и благословение на нелегкий путь. Что интересно: все святыни, к каким бы мы ни приблизились, расположены в необычайно красивых местностях. За ними здесь обычно следят духовные служители, шыракшы. Они объясняют, как себя вести здесь, и рассказывают удивительные истории их появления.
Стена плача
В Толебийском районе между аулами Кайнар и Нысанбек есть небывалой красоты водопад. Люди называют его Жылак-Ата – Плачущий дедушка. Говорят, воды этого целебного источника излечивают от многих болезней.
Одна из легенд об этом водопаде гласит: во времена джунгарского нашествия людям одного из местных аулов пришлось спешно покидать насиженные места, чтобы объединиться с соседями против врага. При бегстве в панике люди потеряли двоих трехлетних малышей. Враги же, найдя их в опустошенном ауле, безжалостно забили детей копьями и бросили мертвые тела по разные стороны холма. Когда, отбив атаки джунгар, жители аула возвратились в свои края, то обнаружили там два маленьких бездыханных тела. И разверзлась в тот момент земля, говорит предание. И тысячи капель стали сочиться из стен того обрыва, словно бесконечные слезы. А когда свод образовавшейся пещеры обрушился, то возникла на том месте стена плача по утерянным детям. И со всех ближних и дальних аулов на этот капельный водопад стали прибывать люди за целебной водой, излечивающей тело.
40 исчезнувших святынь
Одно из загадочных мест – “Сорок исчезнувших святынь” – “Гайып ерен кырык шильтен аулие”. В самом его центре – огромная, рассеченная надвое скала, Адам и Ева. Символ мужчины и женщины, отца и матери. Человек, прошедший сквозь узкий пролом между Адамом и Евой, считается очистившимся от грехов.
– Нередко даже полные люди легко проходят сквозь узкую, длиной около 15 метров, расщелину, а иные худые застревают и возвращаются обратно, – говорит Ерлан. – Какая неведомая сила их не пускает, неизвестно. Возможно, страх или недоверие к Вселенной? А кого-то встречают другие препятствия. Например, в виде выползающей неизвестно откуда белой или черной змеи. Это значит, человек еще не готов на такую проверку. Чудеса, да и только!
Рядом – другая волшебная скала, символ материнского чрева. Помолившись, родители ведут к ней своих детей, не достигших 13 лет. Считается, что ребенок, самостоятельно преодолевший узкий проход в камне и не испугавшийся такого испытания, вырастет здоровым и счастливым. И все без исключения у “Сорока исчезнувших святынь” просят Всевышнего о безбедной жизни, рождении детей, мире в семьях, здоровье.
Интересно, что повсюду в высеченных ветрами скалистых горных породах вокруг Адама и Евы расположены фигуры, напоминающие зверей. Тех самых, что спаслись от потопа на Ноевом ковчеге. Здесь есть слон, верблюд, медведь, лошадь… А сам Ноев ковчег, по преданию, остановился в древние времена именно на огромной горе Казыгурт, расположенной неподалеку. Отсюда и ее название: “казык урт” – в переводе с казахского – “забил кол”. Иными словами, “корабль, бросивший здесь якорь”. Ведь в древние времена все окружающее пространство здесь было морем.
– Есть разные легенды о том, где на Земле остановился Ноев ковчег, – говорит краевед Ерлан Сыздык. – Кто-то считает, что это гора Арарат в Армении, кто-то – что гора Джуди на Аравийском полуострове. А для нас это гора Казыгурт. На ее скалистой вершине есть огромная выемка, напоминающая коридор, как след от места остановки большого корабля. По преданию, считается: того, кто сумеет преодолеть нелегкий путь по скалистым осыпям к этому месту, ждут удача и успех.
12 целебных родников мавзолея Нур-Ата
У казахского народа есть легенда о святом старике Нур-Ата, согласно которой его могилы расположены в четырех местах…
В Южном Казахстане могила и мавзолей Нур-Ата находится вблизи аула Майбулак. А по легенде, он захоронен еще и в Навоийском районе Узбекистана, недалеко от могилы и мавзолея Айтеке би. Там тоже есть могила, медресе, музей и водопад его имени. Где расположены два других захоронения, неизвестно.
Утверждается, что в VII–VIII веках Нур-Ата был распространителем ислама на этих территориях. Когда он умер и его похоронили, стало известно, что его враги – неверующие люди – намерены осквернить его могилу. Правда, где они ни искали тело, так и не сумели найти. Куда оно исчезло и где действительно похоронен Нур-Ата, неизвестно до сих пор. У мавзолея Нур-Ата в Южном Казахстане сейчас 12 целебных родников…
– В библиотеке нашего этнографического центра хранится несколько томов таких удивительных древних историй, – рассказывает историк и краевед Ерлан Сыздык. – Согласно одной из них, в месте, где течет речка Сайрамсу и расположен аул Каскасу, есть огромное кладбище на холме, а рядом – мечеть и большой сад. По легенде, там захоронены арабские воины, прибывшие сюда в 670 году, чтобы распространять религию ислама. В то время они не смогли дружить с местными племенами, которые были неверующими. И однажды были почти все убиты прямо во время Курбан-айт-намаза, когда читали Коран. Потому это место так и называют – Мын шиит – тысяча жертв, умерших во имя Аллаха во время намаза, когда они даже не доставали свои мечи из ножен, сидели с низко склоненными головами и были поглощены лишь молитвой. Поклониться этому месту приходит большое количество людей.
Место, где открываются глаза
Среди чудес Южного Казахстана есть святыня, волею случая появившаяся там, где добывали руду. Это родник Коз-Ата, здесь у людей, потерявших зрение, волшебным образом открываются глаза.
Это место среди шахт и карьеров, рядом с аулом Акбастау – очень чистое и уютное. Когда-то здесь жил Коз-Ата. Он был лекарем, святым человеком. Прожил до 104 лет. А когда умер и люди собирались его похоронить, случилась настолько сильная гроза, что земля содрогнулась. И внезапно на том месте забил мощный родник. И люди стали бояться, что от прибывающей воды случится потоп. Но постепенно вода спала. А когда здесь стали рыть новые шахты, то родник совсем ушел под землю. Зато остался колодец с чудесной водой, которой теперь люди лечат глаза.
Духовный смотритель Тогай СЕИТЖАПАР-УЛЫ рассказал нам, что уже 11 лет работает здесь шыракши. За это время, говорит аксакал, довелось наблюдать, как уже 9 человек здесь прозрели. А одна женщина, жительница Созакского района, 30 лет как полностью потерявшая зрение, пришла сюда и умывала глаза святой водой. И когда на третий день проснулась здесь, то стала видеть, у нее глаза открылись.
Место, где жил, лечил и творил добро Коз-Ата, теперь дает людям зрение и открывает им дорогу.
Фото автора и Ерлана СЫЗДЫКА,
Южно-Казахстанская область