Эпопея по поводу председательства Казахстана в ОБСЕ завершена. По сути, мало кто надеялся, что европейская структура по безопасности и сотрудничеству в Европе возьмет и отдаст пост председателя в 2009 году Казахстану.
Причин не желать видеть представителя Казахстана с символическим молоточком в руке достаточно много.
В прошлом году именно Соединенные Штаты и Великобритания заблокировали решение ОБСЕ по Казахстану, сославшись на недостаточную готовность этой центрально-азиатской страны в плане соблюдения прав человека и демократических свобод.
Однако ситуация в нынешнем году кардинально изменилась. Россия, накануне больших перемен на политическом поле, стала довольно активно критиковать ОБСЕ за избирательность в вопросе предоставления статуса председателя. Позиция Москвы, как представляется, сыграла ключевую роль в том, что на этот раз никто из европейцев или американцев не решился дать Казахстану отрицательный ответ.
Запад, по идее, не мог далее обострять отношения с постсоветским блоком. Самой жесткой реакцией ОБСЕ на состояние демократии в СНГ стал отказ наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ приехать в Россию для мониторинга выборов в Госдуму РФ. Эта акция только на первый взгляд кажется незначительной. Во-первых, БДИПЧ ОБСЕ в усеченном формате регулярно присутствует в выборах в Узбекистане, стране, в сравнении с которой Россия выглядит чуть ли не оплотом демократии и общечеловеческих ценностей.
Во-вторых, политика Путина, направленная на объединение стран СНГ, дает первые плоды. После андижанских событий 2005 года, Узбекистан резко снизил контакты с Западом и вынужденно принял покровительство России. Именно последнее обстоятельство стало последним джокером в колоде центрально-азиатской игры России. Она усилила свое влияние в прикаспийском регионе, тем самым, перехватив стратегическую инициативу у США и Евросоюза.
Испанский сапог
Испания, как нынешний председатель ОБСЕ, сделала то, чего многие от нее ждали. А именно, сумела сохранить единство организации, дипломатично разрешив ситуацию с Казахстаном.
Если председательство Астаны в ОБСЕ в 2009 году обуславливалось рядом требований к стране в сфере демократии, то теперь, в 2010 году Казахстан станет председателем этой организации без каких-либо условий.
Еще накануне саммита пресс-секретарь ОБСЕ сказал, что Испания «в глубине души уверена, что достигнет консенсуса» в пользу Казахстана. Большая часть государств-членов ОБСЕ, в том числе Испания, поддерживали кандидатуру Казахстана — первого государства постсоветского пространства, которое может получить такой статус.
В том числе, и потому что это может способствовать восстановлению единства организации и устранить как минимум одно «яблоко раздора» (имеется в виду отказ наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ приехать в Россию для мониторинга выборов в Госдуму РФ) между Москвой, поддерживающей заявку Казахстана, и Западом.
Испания со своей задачей справилась. Она смогла уговорить США, Великобританию и Чехию, которые возражали против кандидатуры Казахстана. В частности, представитель МИД Великобритании сказал, что всякое государство-председатель обязано предоставить «существенный послужной список достижений в области воплощения принципов ОБСЕ».
По словам дипломатов ОБСЕ, согласно компромиссному плану Казахстан не обяжут выполнять какие-либо условия, хотя руководство Казахстана может отдельно сделать заявление о своей приверженности демократии. Если же Казахстан согласится на предложенный компромисс, то в 2008 году председательство перейдет к Греции, в 2009 — к Финляндии, а 2010 и 2011 годы будут выделены Казахстану и Литве.
Куда ушли возражения?
Надо полагать, американцы, англичане и чехи свое мнение по поводу председательства Казахстана в ОБСЕ не изменили. Несмотря на уговоры Испании сохранить единство ОБСЕ и думать масштабами более емкими, нежели узкая, по сути, псевдодемократическая риторика, США, Великобритания и Чехия способны за период до 2010 года испортить много крови Астане и Москве.
Надо думать, что три эти страны на время сняли свои возражения, надеясь, что Астана продемонстрирует свою приверженность принципам ОБСЕ. Правда, принципы ОБСЕ часто преподносятся как лояльность Казахстана по отношению к энергетическим проектам, лоббируемым Западом.
Это и есть еще один инструмент давления Запада на Казахстан. Мол, Назарбаев должен сделать все от него зависящее, чтобы снизить уровень российского влияния в регионе. Как геополитического, так и экономического. В таком случае Астана станет той самой кандидатурой, которая не испортит европейский воздух в 2010 году. Как Казахстан будет снижать влияние России в регионе, известно: поддержит попытки Польши получить энергетическую независимость от Москвы за счет прокачки казахстанской нефти по маршруту «Одесса-Броды» и далее до побережья Балтийского моря, концептуально согласится с проектом Прикаспийского трубопровода и максимизирует участие РК в экспорте казахстанской нефти через Каспийское море к азербайджанскому Баку и далее, по трубопроводу Баку-Джейхан.
Если исходить из постулата, что возражения вышеупомянутой тройки стран так и не сняты с повестки дня, то, возможно, они еще появятся в той или иной форме. Заняв выжидательную позицию, США, Великобритания и Чехия, будут мониторить действия казахстанского руководства вплоть до 2010 года. Вопрос в другом, насколько далеко может пойти казахстанское руководство, чтобы рискнуть хорошими отношениями с Россией взамен получения поста председателя ОБСЕ? Складывается впечатление, что Астана добилась того, чего хотела и не собирается в полной мере выполнять те условия Запада, которые из сферы открытых дискуссий перешли в плоскость закрытых.
Россия всегда рядом
Казахстанский президент прекрасно понимает, что можно и чего нельзя делать. Он может пойти на некоторые уступки по вопросам наполнения трубы Баку-Джейхан (БТД), на словах поддержать усилия Польши, в принципе, согласиться обсудить Транскаспийский трубопровод, нарастить экспорт нефти через Баку. Но все это будет делаться лишь до уровня, экономически выгодному Казахстану.
Назарбаев точно знает, когда стоит тот или иной проект поддержать, а какой стоит притормозить. Даже мощная поддержка БТД со стороны Соединенных Штатов не заставила Казахстан взять обязательства по трубе в полной мере. С другой стороны, у страны пока нет тех объемов нефти, чтобы смело идти и в БТД, и в трубопровод на Китай, и поддержать Транскаспийский проект.
Понятно, что со временем, когда стихнут споры вокруг Кашагана, и месторождение запустят в промышленную эксплуатацию, мнение Казахстана по вопросу диверсификации экспорта энергоресурсов может измениться. Но сегодня Президент РК делает то, что необходимо.
Альтернативные проекты обсуждаются, но практических решений, как это сделал Азербайджан по ТЭО Транскаспийского трубопровода, не принимается. Казахстан больше озабочен снятием ограничений по расширению Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), понимая, что именно в этом направлении уже есть отработанные схемы прокачки.
С другой стороны, Россия, развивая свой проект по Бургас-Александруполису, все равно вернется к вопросу доставки в Новороссийск достаточного объема нефти. Поэтому упрямство «Транснефти», не согласившейся до сих пор на расширение мощностей КТК, носит временный характер.
К тому же Казахстан не может сбрасывать со счетов и проект Прикаспийского газопровода, инициированного Россией как альтернатива Транскаспийскому проекту.
В краткосрочной и среднесрочной перспективе именно он является для Астаны оптимальным. Во-первых, газопровод будет строиться параллельно уже имеющейся инфраструктуре трубы «Средняя Азия-Центр», во-вторых, данный проект реально осуществим, ибо зависит от решения трех стран — России, Туркменистана и Казахстана.
По Транскаспийскому трубопроводу множество неувязок с правовым статусом Каспийского моря и экологическими проблемами, возникающими из-за технологии проекта.
Продолжение следует
Фото с сайта http://www.itar-tass.com