Более того, в тот же день информагентства распространили информацию о том, что бывший председатель Комитета по языкам Министерства культуры и информации Ерден Кажибек обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями и расхищении бюджетных средств, выделенных на выпуск онлайнового казахско-англо-русского словаря-переводчика. Который так и не был выпущен.
Зато подобный электронный словарь был выпущен российской компанией, которая подошла к делу основательно: изучила рынок спроса, собрала все словари, учла пожелания бизнесменов, студентов и преподавателей языка.
Прошел почти год. Нашли ли того чиновника? Вернули ли расхищенные средства? И что сдвинулось в изучении казахского языка?
На прошлой неделе в Астане в Фонде развития государственного языка при Президенте занимались очередной “раздачей слонов” – награждали авторов оригинальных методик изучения казахского языка. Заявок было пятнадцать. Но на деле с трудом наскребли претендентов на первые три премии.
Причем, по словам Елены РОМАНЕНКО, автора методики, получившей третье призовое место, организаторы конкурса все перепутали и вместо третьего присудили ей вначале второе место, но потом диплом у нее отобрали и вручили Карагандинскому центру изучения языков.
Первое же место досталось самоучителю “Тiлашар”. Конечно, отрадно, что уже известные методики все еще пользуются популярностью, но разве ничего нового и революционного за эти годы так и не было придумано?
Лично я сильно сомневаюсь. К нам в редакцию то и дело звонят авторы различных методик и умоляют написать о них хоть слово, чтобы люди знали: есть такие книги! Но если мы будем заниматься отбором и популяризацией учебных методик, то что же тогда будут делать те, кто на цели популяризации языков и методик ежегодно требует денег из бюджета, а потом раздает “для галочки” премии уже известным авторам?
Впрочем, по мнению участников награждения, фонд отчего-то больше внимания уделил созданию… рекламных роликов. Но это как раз понятно – на один ролик денег нужно много и сразу. Чего там париться, искать и тестировать новые методики, пропагандировать их… А так и деньги освоены быстро, и результат налицо.
Только вот какое лицо будет иметь наше государство, где изучение и продвижение государственного языка идет так медленно и со столь страшным скрипом? Где за издание и переиздание учебника по казахскому требуют “откаты”, а заказы на составление учебников отдают по знакомству, а не по принципу “кто лучше”…
…Есть еще одно предложение. Одним из самых лучших способов выучить язык считается метод погружения в языковую среду. Вот уж где не нужны ни методики, ни ролики – поневоле вскоре заговоришь на другом языке! Так может, деньги раздать казахстанцам, знающим язык, и пусть они научат своих соседей и друзей? Чем эта идея хуже других?
А на днях к нам в редакцию позвонила преподаватель курсов французского языка. Она создала свою методику. Считает, что и к казахскому языку она тоже применима!
Так что энтузиастов, желающих изучать казахский и учить казахскому, у нас более чем достаточно. Когда начнем?
Жанар КАНАФИНА, шеф отдела политики и социальных проблем