19 сентября: момент истины - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
19 сентября: момент истины

19 сентября: момент истины

19 сентября страна дружно пошла на выборы. В избирательных участках было шумно, несмотря на ранние часы. Никто практически не вспоминал про буфет, как раньше.

  • 21 Сентября 2004
  • 1564
Фото - Caravan.kz

Все больше про гражданскую позицию говорили. Вера в светлое будущее с недоверием приоткрыла один глаз.
Может не разобрала спросонья, что все осталось по-прежнему..?
Страна ждала этих выборов долго и мучительно. То ли потому, что улицы напрочь были «пропитаны» бумажными лозунгами. То ли потому, что в троллейбусах старики спорили о том, будущее какого кандидата им нравится больше. То ли от мощности рекламной кампании, то ли от нездорового ура-патриотизма. Куда же все это делось в день выборов? И кто виноват в том, что многие граждане так и не выполнили свой гражданский долг?
Проснулась я рано. Не могла спать, когда такое событие на носу. Слишком важна для меня страна, и слишком верилось в то, что от моего голоса зависит что-то.
На избирательном участке я была в 8:30. Немного поморщилась, пройдя мимо агитплакатов в неположенном месте (в радиусе 100 метров от участка), вдохнула утренний воздух и вошла внутрь. Два стола синего цвета: за одним члены комиссии, за другим — наблюдатели. Милиционер в неположенном месте. Кабинки для голосования с полупрозрачными на свету шторами. Информационный стенд с неполным набором биографий. Эти минусы я заметила сразу. Пройденный накануне тренинг независимового наблюдателя давал о себе знать: не можешь спокойно смотреть на все те мелкие нарушения, из которых обычно складывается общая не слишком радужная картина.
И на мой взгляд, если бы такой тренинг прошли все граждане… Однако это другая песня. На тот момент было уже все равно: я знала, что никому не позволю помогать, никому не позволю заходить со мной в кабинку для тайного голосования, никому… В списке меня не оказалось. Все «никому» отпали сами собой. Проверить себя по компьютеру также было невозможно. В родном ВУЗе позаботились, чтобы я не получила штрих-код вовремя, и теперь самой придется обращаться в налоговую. Естественно, после выборов.
Голосовать я не могла, также как и моя бабушка (имя которой было в списке, а самой ее уже как год нет в живых), также как и наши соседи, купившие квартиру 4 года назад, и многие, многие другие…
Председатель долго уверяла нас, что сейчас она запишет данные, постарается прозвониться в окружком по единственному телефону, через некоторое время сообщит нам домой и даже выдала мне справку, о том, что по Постановлению «О внесении уточнений в списки избирателей на избирательных участках в день голосования» я не могу осуществить свой гражданский долг.
Как вы можете догадаться, проголосовать мы так и не смогли.
1000 и одно нарушение
По предварительной оценке наблюдения на 2000 участков в 11 областях и 3 городах РК, где проходило голосование по бумажным бюллетеням, представители РСНН выявили следующее: на 26% территорий, прилегающих к избирательным участкам, обнаружены агитационные материалы, 17,6% избирательных участков не имеют указателей местонахождения, на 21,8% избирательных участках — агитационные материалы.
Кроме того, на 7,5% избирательных участков агитационные материалы были обнаружены в помещении для голосования, 43,5% избирательных участков не имели информационных стендов, в 11,5% случаев избирательные участки не были оборудованы полностью урнами для голосования, кабинами и другими атрибутами, необходимыми для проведения голосования.
По оценке наблюдателей РСНН, на 43% избирательных участков не обеспечивалась тайна голосования, 9,7% избирательных участков не оборудованы урнами, на 60,8% избирательных участков обнаружены опечатанные урны до дня голосования, на 17% избирательных участков избирателям не предоставлялась возможность ознакомиться со списками избирателей.
Между тем на 31,3% прилегающей территории к участкам с электронным голосованием имелись агитационные материалы, в 11,4% случаев в районе избирательных участков не было указателей местонахождения, на 5% избирательных участков, где применялась система «Сайлау», в помещении для голосования обнаружены агитационные материалы, на 5,4% избирательных участков не было оснащения для электронного голосования, а 1,8% избирательных участков не охраняются должным образом.
О наших выборах от наших граждан
Говоря о характере нарушений, независимые наблюдатели отмечают несколько тенденций. Характер нарушений был направлен как в сторону избирателей, пришедших исполнить свое конституционное право, так и в сторону независимых наблюдателей и журналистов, которые следили за честностью и открытостью выборов.
Дос Кушим, Председатель Совета Директоров РСНН:
Хотелось бы отметить факты недопуска наблюдателей на избирательные участки. Здесь отсутствовала какая-либо тенденция. К примеру, на так называемые закрытые участки, в некоторые воинские части наблюдатели были допущены спокойно, тогда как на другие -нет. Например, в Республиканскую Гвардию или некоторые больницы, где требовали от наблюдателей все: от белого халата до санитарной книжки. Это грубое нарушение закона, оно ограничивает гласность и открытость избирательного процесса. При голосовании в СИЗО международных наблюдателей не допустили и даже составили на них акт. Что интересно, в акте причиной недопуска было незнание международным наблюдателем государственного языка. Больше ничего придумать не смогли. Мы проверили, работают ли городская прокуратура или суд. По состоянию на 8 часов утра 19 сентября ни один телефон не отвечал. Телефоны городского суда, указанные в некоторых избирательных комиссиях, также не соответствовали действительности. Многие граждане после того, как не обнаружили себя в списках избирателей, больше так и не пришли на участок и не проголосовали. Незнание закона о выборах проявляется повсеместно. Очень остро стоял вопрос с аккредитацией наблюдателей. По нашему требованию окружком стал разъяснять вопросы аккредитации участковым комиссиям. Это было утром, часов в 9. Но что странно, участковые комиссии требовали аккредитацию не только от окружкома, но мандат от акимата и так далее. Это говорят люди, незнакомые с законом «О выборах в РК», и я не знаю, каким образом их могли допустить к работе председателями комиссий. Были распространены случаи, с которыми мы боролись все время — дополнительные списки избирателей. Хороший инструмент для всякого рода ухищрений и фальсификаций. Очень много суфлеров на избирательных участков, которые давали указания членам комиссий.
Так, к примеру, в Айнабулаке на участке № 278 работали еще 3 человека, которые к комиссии никакого отношения не имели: дежурный (стоял перед дверью), второй человек ходил по кабинам и объяснял, как нужно голосовать, и последний человек представился работником акимата, который проводил инструктаж. На других участках были такие же случаи. Люди представлялись работниками Казахтелекома, Алси и были якобы техническими консультантами. Все эти факты и интервью есть у нас на пленке. В некоторых комиссиях недостаток биографий кандидатов на информационных стендах объясняют тем, что в окружкоме «столько дали, а больше нет».
Во многих участках гражданам со штрих-кодом говорили, что они обязаны голосовать через «Сайлау». Тогда, когда у них был выбор, о чем говорила Загипа Балиева.
Из областей к нам поступают очень интересные сообщения. В Туркестане голосование шло по старым паспортам советского образца. Еще произошел очень настораживающий факт. Об этом в своей анкете сообщила наш наблюдатель Курманбаева Салтанат с участка №281: количество людей, которые должны проголосовать — 3113; количество бюллетеней по одномандатным округам — 3115; по партийным спискам — 1100. 2000 бюллетеней не были выданы в участок. На это председатель комиссии ответил: «Нам говорили, если нужно будет, выдадим еще».
Именно партийные бюллетени не были доданы участку. Что это значит: одномандатные бюллетени выдает окружком, партийные же — районные участковые комиссии. Последние сейчас, можно сказать, являются подведомственными акимату. Представители же самих акиматов так или иначе были замечены нами в избирательных участках города. Больше всего председатели ссылаются на акимат. Инструкции, полученные от местной исполнительной власти и присутствие самих работников акиматов говорит о направлении выборов и о том, что исполнительная власть активно вмешивается в выборной процесс Казахстана.
По нашим прогнозам, нарушения идут повсеместно, председатели комиссий не знают закона о выборах, особенно о тех поправках, которые были внесены в этом году, но самое страшное — нарушается конституционное право граждан изъявлять свою волю.
Карлыгаш Джаманкулова, МИСК, «Лига молодых избирателей»
В рамках проекта «Лига молодых избирателей» мы неоднократно заявляли, что будет работать телефон горячей линии, и сегодня с самого утра к нам поступают звонки от студентов, молодых избирателей.
Жалобы поступали от студентов КазГУ. Студенты говорили, что их подняли в 7 утра и сказали, что их факультет обязан проголосовать с такого-то по такое-то время. Таких звонков с разным временем и разными факультетами было много. Кто-то составляет график того, в какое время студент должен пойти и проголосовать, что является прямым нарушением волеизъявления избирателя.
На студентов оказывается большое давление и принуждение голосовать за определенную партию. Эти студенты обратились к нам, но из-за страха и прессинга со стороны ВУЗа они, к сожалению, отказались от публичного выступления. Поступали звонки о том, что предлагаются деньги за покупку штрих-кода с удостоверения из городов Алматы, Тараз, Актау. Были случаи, когда людям было отказано в парковке машины возле участка под предлогом, что сейчас приедут люди из акимата с проверкой. По результатом прошлых лет, могу отметить, что давление на студентов усиливается. Число фактов об увольнении кураторов, которые не воздействовали на студентов должным образом, увеличивается. И вот эта волна давления сказывается на готовности молодежи отстаивать свои права. Я давно не слышала, чтобы молодые люди так сильно боялись чего-то.
Сержан Жиренбай, оператор, «Журналисты за честные и прозрачные выборы»
В день голосования я снимал на видеокамеру происходящее в одном из избирательных участков города Алматы. Представитель избирательной комиссии постоянно мешал мне, переставлял камеру без моего разрешения, поворачивал объектив и говорил, что я ему мешаю.
В помещении работала только одна камера, чего было недостаточно. В электропитании для второй камеры было отказано. Приходилось иногда брать камеру в руки и пытаться отснять то, что получалось.
Унэнбат Хулан, независимый наблюдатель, РСНН
За мной был закреплен участок №217 по улице Гагарина 193. К сожалению, могу отметить большое количество нарушений. К примеру, один и тот же человек собирался проголосовать два раза — электронно и по бюллетеням.
В 7 утра он пришел и проголосовал электронно, а уже через 3 часа решил снова проголосовать по бюллетеням, но его задержали. Также на территории участка и прилегающей к нему очень большое количество агитационных материалов. Но это еще ничего, а вот когда люди от партий приходят в полной экипировке и так голосуют — как это понимать?
Кроме того, по нашему участку очень большое количество людей, которых нет в списках: ни в электронных, ни в бумажных. И они не могут по такой причине воспользоваться своим конституционным правом. Наш участок находился в здании школы, поэтому в помещении было очень много учителей. На самом деле это является нарушением. Ко всему прочему они помогали людям голосовать по системе «Сайлау», мотивируя это «чисто человеческими чувствами». Мы помогаем тем людям, которые сами не могут электронно проголосовать, бабушкам и так далее. Однако нарушается тайна голосования. На участке говорили: у кого есть штрих-код, должен голосовать электронно, у кого нет — бюллетень. Это неправильно. Явка избирателей на 12 часов 19 сентября была в принципе неплохая — 13%. Но, прошу прощение за выражение, на участке творился самый натуральный базар!
Люди ходят туда-сюда, многие не знают, что делать и к кому подходить, а члены избирательной комиссии сами не могут разобраться в своих обязанностях. Не говоря уже о незнании закона «о выборах РК».
Международная оценка
Оказалось, что нашему брату виднее. Или, может быть, мы просто привыкли видеть все в черных тонах? Ведь судя по оценке большинства международных наблюдателей, у нас все прекрасно и замечательно, и выборы прошли нельзя как лучше.
Представители международной ассоциации по наблюдению за выборами «Elections & Democracy» признали легитимными прошедшие выборы в Мажилис РК.
Вице-президент ассоциации Павел Лобачев подчеркнул: «нарушения были, но они незначительные». Кроме того, более чем на половине участков члены избирательных комиссий после замечаний наблюдателей устраняли недочеты в своей работе. Наблюдатель от ассоциации, представитель организации «Голос России», Лилия Шебанова отметила, что «выборы, в общем, производят хорошее впечатление».
«В Казахстане делается очень много, чтобы демократия в стране процветала», — полагает Л. Шебанова. Наблюдатели Индии, Таиланда и Турции считают, что выборы в Казахстане прошли открыто и справедливо. Наблюдатель от Индии, член сената парламента страны Чандан Митра отметил, что «наблюдатели не заметили никаких нарушений». «Процесс выборов был очень организован, а процесс подсчета голосов был открыт и справедлив», — считает он. Он также подчеркнул, что, по мнению индийских наблюдателей, применение системы электронного голосования не вызвало «никаких проблем» и выразил надежду, что «в Казахстане электронное голосование будет расширяться» и в ближайшее время выборы пройдут «полностью электронным способом».
Наблюдатель от Таиланда, бывший сенатор Римуанг Чамлонг считает, что «выборы в Мажилис прошли очень гладко». «Маленькие проблемы» были вызваны неточностями сформированных списков избирателей. В свою очередь наблюдатель от Турции Решат Догру подчеркнул, что «выборы прошли очень серьезно». Турецкие наблюдатели «не заметили никаких накладок». «Очень важно, что Казахстан начал использовать систему электронного голосования», — полагает Р. Догру. Он также выразил надежду, что в скором времени данная система будет использоваться повсеместно. Американские наблюдатели дали высокую оценку состоявшимся в Казахстане парламентским выборам.
Президент международного центра по налогам и инвестициям Даниел Витт заявил:»В процессе выборной кампании международные наблюдатели смогли почувствовать атмосферу открытости и приверженности Казахстана провозглашенным демократическим принципам».
Другой член делегации Дуглас Таунсенд отметил, что «впечатлила достаточно высокая явка казахстанцев на выборы, оптимизм этих людей, а также конструктивность оппозиционных партий, готовых сотрудничать с правительством на благо страны».
Д. Витт передал спикеру Мажилиса текст заявления американской делегации, касающегося проведенных выборов. «В ходе наших встреч мы почувствовали: демократия в вашей стране является не декларацией, а тем, что люди смогли реально прочувствовать в своих сердцах».
О конечных результатах
Это ничего, что по предварительным данным ЦИК РК, на 20.00 по времени Астаны 19 сентября по республике проголосовало 4 млн. 622 тыс. 752 избирателя из 8 млн. 599 тыс. 925 человек, включенных в избирательные списки, что составляет 53,75% от общего числа. А по Астане и Алматы самая низкая явка избирателей, несмотря на все обилие рекламы и агитации. В частности, по Астане — 30,75%, по Алматы — 23,92%. Хотя явка — это количество проголосовавших, а не тех, кто отирался возле участков в течение всего дня в надежде, что секретари комиссий все-таки уточнят акиматовский список 10-летней давности о допущенных к выборам.
Это ничего, что электронное голосование, введенное в такой спешке, так сильно разрекламированное и принудительно рекомендованное на большинстве избирательных участков людям со штрих-кодами, дало лишь 19%-й эффект.
Это ничего, что такие смешные и такие печальные случаи, которые отмечали независимые наблюдатели, и которые хоть и единичны, но в принципе имели место.
Например, ограничение передвижения наблюдателя по участку. Отказ работникам с вахтовым методом работы, к примеру, на Тенгизе, в регистрации и возможности проголосовать. Избиение наблюдателей и оскорбление их чести: на избирательном участке №6 города Алматы председатель ударил наблюдателя РСНН, что было зафиксировано на видеокамеру телекомпанией «Мир». Отказ от какой-либо формы голосования за неимением штрих-кода, как это случилось в Таразе.
Списки, где есть люди давно умершие и нет еще живущих. Рост активности на рынке недвижимости, продажи и покупки квартир тоже сыграл свою негативную роль. Купившие квартиру не смогли проголосовать по новому адресу, а продавших квартиру очень ждали. Как в песенке: так значит завтра на том же месте…
На международных наблюдателей от NDI в СИЗО, к примеру, был составлен акт, где было указано, что они не знают государственного языка, общаются только по-английски и на замечания не реагируют и требуют удалить начальника отдела, обеспечивающего безопасность членов комиссии и наблюдателей. От кого? От избирателей или самих себя?
В Западном Казахстане трех кандидатов сняли с этого поста в день выборов за проступки давно минувших дней, однако из бюллетеней не вычеркнули, и люди за них голосовали.
В двух округах Атырауской области перепутали бюллетени, и голосование прошло только по партийным спискам.
Случались и откровенно курьезные ситуации.
Выписки из протоколов наблюдателей: «когда я попросила пересадить меня (пишет наблюдатель, которая сидела в 20 метрах), то председатель комиссии послала меня»; кинотеатр «Сары-Арка» — «председатель пьяный в доску»; по факту получения бюллетеней на несколько удостоверений председатель пишет — «факт лично не видел, но на замечание отреагировал», Астана — «одному избирателю в возрасте до 50 лет УИК выдала 3 лишних бюллетеня, это было обнаружено при опускании конверта в урну. При попытке остановить его, мужчина выбежал с конвертами в руках на улицу. При этом присутствовала пресса, меры со стороны УИК не были приняты», Талдыкорган — «В связи с тем, что председатель получил сообщение по электронной почте в 9 утра, электронное голосование временно остановлено. Далее продолжалось по бумажным бюллетеням. В 9:45 «Сайлау» вновь заработала»; Астана, реакция председателя на факт выдачи 2 конвертов вместо 1: «Конверт был выдан без бюллетеней. При подсчете это выясняется. Член комиссии был растерян в связи с тем, что на него оказали психологическое давление».
Как вы думаете, мы с вами все еще говорим о выборах? О таком серьезном и нужном для страны мероприятии?