16 дней без насилия - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
16 дней без насилия

16 дней без насилия

Именно сегодня мы будем говорить о причине смерти и увечий, уносящих человеческие жизни почти в том же количестве, что и онкозаболевания.

  • 25 Ноября 2005
  • 4358
Фото - Caravan.kz

Его ущерб для здоровья женщин и мужчин превышает потери в результате дорожных происшествий и малярии вместе взятых. Наверно многие уже догадались, что речь пойдет о насилии.
Сегодня, 25 ноября начинается Всемирная ежегодная 16-дневная акция борьбы против насилия, которая проводится ежегодно вот уже на протяжении 13 лет.
В последнее время достаточно много появляется материалов на тему насилия. Уже никого не удивишь шокирующими цифрами: что по каналам «сексуального товарооборота» ежегодно за границу продаются 800 тысяч людей, из них примерно 80% -женщины и девочки (по данным доклада ЮНПФА).
А ведь видов насилия гораздо больше, их все знают. Но все же перечислю: физическое, психологическое, экономическое, бытовое. Кроме того, способы насилия отличаются по регионам. Мне хочется остановиться на тех насильственных действиях, которые свойственны преимущественно региону Центральной Азии.
Принуждение к браку
Согласно исследованию кыргызских НПО, практика принуждения к браку имеет тенденцию роста. И она встречается в двух основных формах: принуждение к браку (воровство невест) и брак по договоренности родителей.
Более подробно начнем с кражи невест.
Воровство невест является видоизмененной формой заключения брака без согласия родителей. Оно стало трактоваться как национальная традиция кыргызского народа и поэтому пользуется определенной поддержкой со стороны общества.
Но в большинстве случаев, мнение и желание девушки полностью игнорируются, и её насильно вынуждают выходить замуж. Как правило, жертвами становятся молодые девушки 16 — 18 лет. Молодые девушки терпят насилие и грубо нарушаются их права на добровольное согласие на вступление в брак и свободный выбор супруга.
В процесс создания семьи таким принудительным способом, вовлекаются родственники с обеих сторон, друзья, жениха, все они оказывают моральное и физическое давление на девушку. При этом общественность, представители местной власти и правоохранительных органов придерживаются политики невмешательства.
Особенно такая форма насилия распространена в сельской местности на севере страны.
Согласно, исследованию, проведенному НПО, в северной части Кыргызстана на 2003 год из 100 опрошенных 62 женщины были насильно украдены своими мужьями.
Зачастую принуждение к браку сопровождается изнасилованием, и как следствие, отношения между мужем и женой не могут строиться на взаимном уважении, в особенности в репродуктивно-сексуальной сфере, что, впоследствии, ведет к распаду семьи.
За 2002 год в городе Нарын было зарегистрировано 197 браков, из них в течение одного года распалось 67, т.е. 34%, основная причина развода — несовместимость.
Позднее в 2004 году было проведено еще одно исследование. Данные 2004 года показали, что 80 процентов кыргызских браков в обследованном селе были заключены в результате похищения.
Из них 57 процентов заключены без согласия девушки. По результатам исследования 2004 года кыргызские НПО сделали вывод, что процент похищенных женщин увеличился с 64 процентов до 85 процентов, и доля похищенных без согласия женщин увеличилась с 43 до 75 процентов в группе от 16 до 25 лет.
Результаты исследования поднимают серьезные вопросы в отношении соблюдения прав женщин, относящиеся к статье 16 «Всеобщей Декларации Прав Человека» (1948г.), в которой утверждается, что «брак заключается только на основе свободного и полного согласия брачующихся».
Также нарушается статья 16 «Конвенции по устранению всех форм дискриминации против женщин» (1981 год), в которой говорится, что «стороны принимают все надлежащие меры по устранению дискриминации против женщин во всех вопросах, относящихся к браку и семейным отношениям … «.
Есть нарушения и еще по одной статье 1 «Декларации по устранению насилия против женщин» (1993г.), в которой говорится, что «насилие против женщин» означает любой акт насилия, основанный на гендерной принадлежности, который может привести к физическому, сексуальному или физиологическому страданию женщин.
Все вышеперечисленные международные документы были в разное время подписаны Кыргызстаном.
Однако в повседневной жизни не существует отлаженных механизмов борьбы против насилия и воровства невест в том числе.
Если более детально рассмотреть законодательную базу Республики Кыргызстан, то можно найти достаточное количество нормативно-правовых документов защищающих интересы, как женщин, так и мужчин.
В отношении подписания данных законов Кыргызстан обогнал своих соседей из Центральной Азии, но по количеству, а не по качеству.
Чтобы не быть голословной, приведу пример. В 2003 году президент Кыргызстана подписал закон «О социально-правовой защите от насилия в семье».
Закон — гендерно-нейтральный и предназначен защищать права любого члена семьи (в зарегистрированном браке, браке, заключённом по обычаям, гражданском браке, при усыновлении или опекунстве) от физического, психологического или сексуального насилия.
Новый закон предоставляет «ордер безопасности» (подобно ордеру на защиту), что равнозначно предупреждению нарушителя, но не предусматривает какого-либо конкретного наказания.
О законе «О социально-правовой защите от насилия в семье» широкие слои населения практически не знают, а работники правоохранительных, судебных и государственных органов не используют его в своей практической деятельности на достаточном уровне. Экспертный опрос, проведенный среди работников правоохранительных органов, судмедэкспертов, судей, педагогов и врачей (всего было опрошено 150 человек) на предмет знают ли они, что принят такой закон о насилии, показал, что знают, но всего…15% респондентов. (Исследование Ассоциации Кризисных Центров).
Следующий вид насилия, который не сильно отличается от кражи невест, но о нем пока очень мало говорят — это договоренность родителей.
В данном случае не учитывается мнение и желание, как девушки, так и юноши.
По данным Ассоциации кризисных центров по Баткенской области: из 23 опрошенных молодых женщин кыргызок — 9 вышли замуж по принуждению родителей.
Такая же форма создания семей широко распространена и у этнических групп (турки, дунгане и др.), проживающих в Кыргызстане. Факт договоренности родителей был выявлен во время опроса, проведенного среди старшеклассников национальных меньшинств в Чуйской области (на севере Кыргызстана) в октябре 2003 года социологической группой Ассоциации кризисных центров.
К сожалению, эта форма насилия не рассматривается в Кыргызстане как важная проблема с точки зрения соблюдения прав человека.
Есть случаи возбуждения уголовных дел по заявлению девушек, по факту принуждения к вступлению в брак без согласия, но до суда, как правило, эти дела не доходят.
По официальным данным МВД КР в течение 2001 года зарегистрировано 18 случаев, 2002 года — 8 случаев и за 7 месяцев 2003 года — 11 случаев принуждения к браку.
Данная проблема в Казахстане остается неизученной, исследования пока не проводились, по банальной причине — отсутствии финансирования. Изредка в прессе появляются статьи о воровстве казахстанских девушек, но это только отдельные случаи.
Воровство невест, договоренность родителей — эти виды насилия издавна считались народными традициями, поэтому люди находятся в недоумении, почему сейчас ЭТО считается нарушением прав человека?
Во времена Советского Союза случаев воровства невест было очень мало, единицы таких дел рассматривались в суде. После распада Советской власти, многие ринулись вспоминать давно забытое прошлое, считая, что культуру предков стоит соблюдать и развивать, не думая о том, что это большой шаг назад.
Если немного заглянуть в историю, то в прошлом женщины пытались защищать свои права, так в кыргызской истории известно имя Курманжан Датка. Она была знаменитым кыргызским политическим деятелем (1811-1907).
В возрасте 18 лет ее насильно выдали замуж за человека, которого она не видела до свадьбы. Когда Курманжан встретилась с мужем, он ей не понравился. Девушка нарушила традицию и вернулась домой, решив жить со своим отцом в его юрте.
Остается непонятным, зачем возвращать традиции, против которых еще в древности боролись? Таких примеров более чем один не только в истории Кыргызстана, но и Казахстана.
Остается еще один вид насилия, который так же расценивается как возвращение культурных традиций, а именно — многоженство.
На первый взгляд жутко писать в 21 веке статью, на тему «Господин назначил меня любимой женой», казалось бы, далекого прошлого. К сожалению, многоженство — это не забытое прошлое, а горькое настоящее.
Несмотря на то, что в республиках Центральной Азии многоженство запрещено законом, количество женщин становящихся вторыми и третьими женами неуклонно растет.
Если говорить о многоженстве на примере Таджикистана, то согласно статье 170 Уголовного Кодекса двоеженство или многоженство наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот расчетных показателей или исправительными работами в течение двух лет.
С момента вступления в силу УК с 1998 года по данным Генпрокуратуры страны, в республике возбуждено 268 уголовных дел по статье «многоженство». По этой статье ответственность несет только мужчина, хотя, достаточно часто женщины добровольно идут вторыми и третьими женами. И хотя субъектами преступления являются как мужчина, так и женщина, закон наказывает только мужчин.
Этот факт еще раз доказывает, что в традиционном обществе мужчина является главой семьи и человеком, определяющим статус женщины.
По словам юриста Лиги женщин-юристов Согдийской области, Фатимы Кудбиддиновой, за последние три месяца к ним обратилось с жалобой по факту многоженства только три женщины, и все трое — вторые жены.
По словам юриста, женщины отказываются писать жалобу на мужа в прокуратуру, потому что боятся потерять кормильца: «Нам нет резона сажать мужчин. Если уж решился обзавестись второй женой, пусть обеспечивает ее и детей».
Совсем иное дело, когда речь идет об избиении и принуждении женщин. По гражданскому праву вторые жены не имеют имущественных прав, и мы чаще проводим разъяснительную беседу с мужьями. Есть реальные результаты, муж одной из женщин, купил ей квартиру.
Если рассматривать многоженство в Таджикистане, как причину, то получается оно связано с военными действиями, в результате которых погибло 150 из них больше половины мужчин репродуктивного возраста.
После гражданского противостояния в Таджикистане, 1992-1997 гг. осталось много вдов с детьми и без средств к существованию.
В послевоенные годы, из-за экономических трудностей в республике, много молодых мужчин брачного возраста стали выезжать за пределы республики в поисках заработка и там создали семьи.
В настоящее время за пределами республики по неофициальным данным, на заработках находятся около 1 миллиона граждан Таджикистана, основную часть которых составляют, опять-таки, мужчины.
В Таджикистане такое явление как полигамия, стало настолько естественным, что двоеженством уже мало кого удивишь.
Вместе с тем, у вторых и третьих жен возникает множество проблем социального характера. Трудности во время оформления документов на детей в органах ЗАГСа, связанных с оформлением отцовства.
Кроме того, проблемы с наследством, так как дети, родившиеся в подобном браке, практически не имеют никаких прав.
Лидер Таджикистанского женского движения Биходжал Рахимова считает, что проблема многоженства имеет экономический, законодательный и морально-нравственный характер. Жена терпит выходки мужа, потому что экономически не защищена. В случае жалобы она лишится куска хлеба, который дает ей и детям муж. Хотя закон наказывает за многоженство, механизмы полностью не проработаны и многие избегают наказания — говорит Биходжал.
Примерно так же ситуация складывается с многоженством и в Кыргызстане: женщины оставшиеся без социальной стабильности, в отчаянии вынуждены идти замуж вторыми, третьими женами.
Если говорить о Казахстане, то случаи многоженства у нас тоже встречаются, но их не так много, несмотря на то, что это запрещено законом.
Не так давно мне пришлось участвовать программе «Собственное мнение», темой обсуждения было «Многоженство». И как это часто бывает, наиболее «острые» мнения были вырезаны, а именно на этих моментах и хочется остановиться.
На одной из алматинских радиостанций работает женщина, которая позволила своему мужу жить со второй женой. Сама женщина не относится к категории социально-незащищенных. Она просто смирилась с мыслью, что мужчине всегда нужна женщина именно по физиологическим потребностям.
В качестве гостя был мужчина, которому жена разрешила перед отъездом в Индию завести вторую жену. Делаю акцент на «разрешила», так как по закону шариата, мужчина должен получить разрешение от первой жены. Гость, конечно, считал, что мужчине просто необходимо быть рядом с женщиной, которая о нем бы заботилась.
Мнения зала разделилось, одни считали, что в Казахстане необходимо юридически разрешить многоженство. Другие говорили, что само понятие «многоженство» противоречит основному закону страны, а если и принимать закон о многоженстве, тогда нужен закон и многомужестве, чтобы соблюсти гендерное равенство.
Принуждение к браку, воровство невест и многоженство, можно рассматривать как отдельные виды насилия, но по отдельности каждое включает в себя психологическое, физическое и экономическое насилие в зависимости от конкретного случая.
Женских организаций, специализирующихся по отдельным видам насилия, нет. Такого не бывает, чтобы организация помогала только женщинам ставшим вторыми и третьими женами, или только девушкам насильственно выданным замуж.
А если помочь не могут оказать по причине некомпетентности в данном вопросе, всегда подскажут, куда обратиться.
В Казахстане более 300 женских организаций, занимающихся проблемами женщин по разным направлениям.
Но если организация женская — это еще не значит, что если обратится мужчина, ему откажут. Наиболее активно работают с населением Кризисные Центры, которые бесплатно оказывают психологическую и юридическую помощь для всех независимо от пола, расы и вероисповедания.
В начале осени в Алматы открылся Кризисный Центр для мужчин. Миссия организации — формирование демократического, гражданского общества посредством достижения гендерного равенства, преодоления гендерных стереотипов и оказания помощи мужчинам, попавшим в кризисные ситуации.
Телефон доверия кризисного центра для мужчин 8 (3272)-721-159.
Но вернемся к теме разговора.
С 25 ноября по 10 декабря будет проходить международная ежегодная акция против насилия, женские организации всего мира будут организовывать различные акции, семинары и тренинги, чтобы привлечь общественность для решения социально значимых проблем.
По всему Казахстану запланированы развернутые кампании во многих городах:
» Конкурс рисунков «Моя семья» в городах г. Актобе, Алматы, Караганда, Риддер, Петропавловск, Талдыкорган, Текели, Уральск, Шымкент, Усть-Каменогорск, Павлодар.
» Акция «Твой день без насилия. Позвони!». Оказание квалифицированной юридической и психологической помощи женщинам и детям жертвам насилия путем проведения индивидуальных консультаций в офисах Кризисных Центров.
» Организация и проведение 10 семинаров, тренингов «Защита прав и интересов ребенка» в школах и вузах г. Шымкента.
» Круглый стол «Защита прав и интересов ребенка», г. Усть-Каменогорск.
» «Роль ИКТ в разрешении проблемы домашнего насилия». Психологические, юридические консультации на Форуме сайта www.podrugi.kz
» Благотворительный обед для пожилых людей в с. Шымыр Ескельдинского района совместно с местными органами власти и Сельским Общественным Советом.
» «День открытых дверей», с участием сотрудников правоохранительных органов, г. Актобе.

Список можно продолжить. Но я напоследок хочу добавить лишь одно: в большинстве своем люди, занимающиеся организацией и проведением таких мероприятий, работают бесплатно, например, как сотрудники женских НПО — на волонтерских началах.
И хочется сказать им большое человеческое спасибо за то, что они делают для всех нас.

Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru