11 датчиков Казгидромета стоят в тех местах Алматы, где с воздухом все в порядке, - эксперт - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
11 датчиков Казгидромета стоят в тех местах Алматы, где с воздухом все в порядке, - эксперт

11 датчиков Казгидромета стоят в тех местах Алматы, где с воздухом все в порядке, - эксперт

Инициативная команда из Алматы "Аэролаб" активно занимается созданием приложения с точными показателями загрязнения воздуха в городе.

  • 28 Июня 2018
  • 3443
Фото - Caravan.kz

С марта по сентябрь гражданский активист Николай Денисов (имя изменено по просьбе собеседника) не рекомендует алматинцам открывать окна в домах. Корреспонденту медиа-портала Caravan.kz он рассказал, что сейчас его инициативная группа занимается созданием нового сайта и приложения с точными данными о состоянии загрязнения алматинского воздуха. Приложение будет показывать количество частиц — загрязнителей воздуха — PM2.5.

— Я начал этим заниматься в 2014 году, когда у моей супруги обнаружили аллергию. Если честно, мы хотели уезжать из Алматы. Но в какой-то момент нам повезло, мы переехали в экологически чистый район города, возле Центрального парка, и в течение года аллергия ушла, — начинает свой рассказ Николай.

После этого Николай стал общаться со специалистами и выяснил, что 11 датчиков Казгидромета стоят, к сожалению, в тех местах, где с воздухом все в порядке. Например, на Медеу.

— Мы узнали, кто разработчик датчиков. Это оказалась питерская компания. Приехали к ним, взяли устройство, в 2014 году оно стоило порядка 11 миллионов тенге. Наши датчики являются международным стандартом. Если вы смотрите Euronews, они примерно два раза в день после новостей показывают показатели таких датчиков. Показания измеряются в PM2.5. Это размер загрязняющих микрочастиц, которые находятся в воздухе. Когда они превышают значение 25, считается, что в этот момент дышать не рекомендуется.

В свою команду Николай нанял профессиональных экологов. Вместе они стали изучать стандарты и выяснили, откуда произошло название "смог".

— Английское слово smog образовано скрещиванием слов smoke (дым) и fog (туман). Впервые это слово появилось в 1905 году. В течение четырех дней в Англии стоял огромный смог. Из-за него тогда погибло 1 200 человек. И больше ста тысяч попало в больницу. В тот период в Англии запретили угольное отопление, — рассказывает Николай. Ядовитый воздух тихо убивает алматинцев: кому выгодно скрывать страшную правду

Николай убежден, что в Алматы похожая картина.

— Людей погибает не меньше, я уверен, но мы относим это к аллергиям, еще каким-то заболеваниям. У меня каждый второй знакомый в Алматы — аллергик. Своей командой мы стали встречаться с врачами. Официальная статистика заболевших аллергией по городу Алматы — 4,5 процента, но в это никто не верит. Мы получили статистику от аптек, узнали вторичный тренд, как сильно растет продажа противоаллергических препаратов в городе. Виден значительный рост, результаты говорят нам, что это, по сути, эпидемия аллергии.

Николай видит три главные причины всего происходящего.

— У нас три основные проблемы: это наша ТЭЦ, которую, к счастью, переводят на газ до 2020 года. Проблема номер два, про нее никто не говорит, — это наш бензин. Дело в том, что казахстанский бензин имеет показатель очистки "евро-2". Для сравнения: в России уже принят "евро-5", в Западной Европе — "евро-6". Мы отстаем на три евро от России. А каждый переход на один евро — это минус 25 процентов выбросов загрязняющих веществ в воздух. То есть, грубо говоря, если бы Казахстан перешел на "евро-3", то минус 25 процентов выбрасывающихся грязных веществ, это было бы уже большой помощью людям. У нас всего три НПЗ, и почему-то сроки их перевода всегда переносятся, — говорит собеседник.

— Проблема номер три — это наши горы, которые стоят с трех сторон. Когда в 90-е годы строили дома, мы перекрыли розу ветров. Микрорайон "Самал" (с казахского переводится как "ветренный") был построен как раз на ветровом потоке, который прочищал город, сейчас он не прочищает его.

Также Николай рассказал о знакомстве с другим экологическим активистом — Павлом Александровым.

— Появился Павел Александров, стал расставлять эти же датчики, мы с ним списывались, стали общаться, я поддержал его проект. Порядка 20 датчиков сейчас находятся в Алматы. У меня дома около пяти датчиков разных фирм, я не публикую нигде их показатели. Уверен, что очень многие алматинцы стали ставить датчики, чтобы знать, что происходит у нас за окном.

Из проводимого Николаем в течение года исследования стало ясно, что примерно с апреля по сентябрь в городе, в принципе, можно дышать и жить, но все остальное время, где-то с октября по март, это является невозможным.

— У нас все топится, как в Лондоне, низкие тучи. Горы и плохой бензин. Превышение загрязнения воздуха идет в 10-16 раз, что ненормально и является эпидемией. Мы советуем людям на это время уезжать из Алматы, в отпуск чаще уходить, быть в горах чаще, меньше открывать окна, — советует он. 

Николай считает, что нам стоит устраивать искусственный снег или дождь над городом, когда в нем становится совершенно нечем дышать. 

— У нас очень успешно могут запускать подобные проекты. Можно создавать, например, ветер, как только появляется ветренная погода. Когда город продувает, становится лучше дышать. Но, конечно, лучше эта проблема решится, если мы переведем ТЭЦ на газ, а бензин будет "евро-5" или "евро-6", тогда все кардинально поменяется. 

Сейчас желающим узнать об экологической ситуации в Алматы доступны приложение Казгидромета и сайт Airkaz.kz. Когда появится новое приложение, станет известно в ближайшее время. 

— Приложение будет намного удобнее сайта, например, по GPS можно будет определить ближайший датчик, чтобы выбрать себе чистый путь. Это мировой тренд, в мире все больше таких проектов, недавно такие же датчики появились в Бишкеке. Мы создадим сайт от нашей инициативной группы "Аэролаб", где будут результаты исследования про антигистаминные препараты, будет глубокая доказательная база, данные от аптечных фирм. 

В заключение Николай рассказал шокирующий случай из практики своей знакомой. 

— Моя знакомаяя — медик из Екатеринбурга. Между нашими странами существует обмен медиками. Они препарировали трупы в одном из алматинских моргов. Её поразило, что у четырехлетнего ребенка-алматинца легкие, когда их препарировали, были черные, как у курящих. Это как раз говорит о том, чем мы и наши дети дышим, почему у нас столько аллергиков. Ведь вся эта гарь, вся эта пыль скапливается в наших лёгких.