100 процентов вины - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
+6 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
100 процентов вины

100 процентов вины

На безопасность шахтеров денег выделялось катастрофически мало. Но долгие годы наши же ученые и инженеры скрывали это.

  • 1 Февраля 2008
  • 1659
Фото - Caravan.kz

Предприятия угольного департамента АО “Арселор Миттал Темиртау” работают в режиме ощутимого дефицита средств. На шахтах используется старое оборудование, отслужившее по три ресурса, и при этом внедрена смертельно опасная, но суперинтенсивная технология “одна шахта – одна лава”.

Ученые и горные инженеры знали об этом. Почему они молчали все эти годы и почему заговорили сегодня?

Огласите весь список…

На этой неделе правительственная комиссия огласила результаты расследования трагедии на шахте “Абайская”. Выводы комиссии основываются на изучении технической документации шахты, показателях учетно-контрольной аппаратуры, опросе свидетелей, доводах экспертов и мнении медиков.

Никто не видел места происшествия. Горящая лава запечатана герметичными перемычками. И доступ к ней будет открыт не раньше чем через полгода. Поэтому были оглашены наиболее вероятные, по мнению специалистов, факторы и причины, которые могли привести к взрыву, пожару и массовой гибели людей.

“В несчастном случае степень вины погибших рабочих – ноль процентов. Степень вины работодателя – 100 процентов”.

По персональной ответственности правительственная комиссия назвала начальника участка №2, главного инженера и главного технолога шахты и юридическое лицо АО “Арселор Миттал Темиртау”.

Список не закрыт. Ответственность работников угольного департамента АО “Арселор Миттал Темиртау” будет определена только после вскрытия аварийной лавы и проведения дополнительных исследований.

Уголовное дело по факту массовой гибели людей на шахте “Абайская” продолжается и проходит под особым контролем Генеральной прокуратуры РК.

На земле и под землей

Неспокойно в эти дни на карагандинских шахтах. Продолжаются волнения на “Тентекской”. А 24 января отказалась подняться первая смена, спустившаяся в забой “Абайской”. Традиционный горняцкий способ выражения протеста. К протестующим присоединились еще две смены. Ситуация накалялась.

На переговоры к рабочим спустились исполнительный директор угольного департамента Мурад Перзадаев и профсоюзные лидеры. Им удалось убедить горняков подняться на поверхность и там продолжить разговор. Председатель профкома угольщиков Марат Миргаязов заверил товарищей, что вопросы по заработной плате будут решены в течение трех дней, на все прочие требования профсоюз дал администрации на раздумье две недели. В противном случае шахтеры уже под руководством профсоюза официально вступают в трудовой конфликт с работодателем.

В тот же день о своей поддержке шахтеров официально заявляет федерация профсоюзов Карагандинской области. Профсоюзные лидеры врачей, учителей, металлургов, автомобилистов, строителей объявили о готовности начать забастовку в случае, если требования шахтеров не будут выполнены.

В Караганду срочно прибывают первые лица компании “Арселор Миттал”. Исполнительный вице-президент компании Нарендра Чаудхари, менеджер по угольной отрасли Дэвид Винт, вице-президент компании по странам Северной Африки, Восточной Европы и Казахстану Франк Паниер и многие другие. Круглые сутки представители головной компании находились на прямой связи с Лондоном. Лакшми Миттал заявил, что не пожалеет никаких денег, чтобы трагедии на шахтах не повторялись.

Компромиссный тайм-аут

Переговоры между профсоюзами и администрацией проходили за закрытыми дверями. 26 января стороны подписали протокол.

– Четыре главных требования: льготный выход на пенсию, 100-процентная оплата больничных листов, снижение нагрузки по добыче на газообильных шахтах и увеличение заработной платы, – говорит представитель профкома угольщиков “Коргау” Виктор Зорин. – Ни один из вопросов не решен в полной мере. Поэтому результаты переговоров можно назвать компромиссным решением. По заработной плате компания согласилась увеличить фонд оплаты на 9,9 миллиарда тенге. Оплату больничных листов увеличили до 20 минимальных расчетных показателей (МРП) – это в два раза больше, чем установлено законом РК. По пенсионному вопросу решено создать совместную комиссию и обратиться в парламент и правительство, а также рассмотреть вопрос о дополнительных отчислениях в пенсионный фонд для досрочного выхода наших работников на пенсию. И еще принято решение: на каждой шахте иметь не менее двух очистных забоев.

Новый механизм начисления заработной платы сложный и очень дифференцированный. Если по новой схеме зарплата горнорабочего очистного забоя пятого разряда может достигать 200 тысяч тенге и выше, то для рабочих поверхности она останется на прежнем уровне, только всем тарифные ставки будут проиндексированы на 8,9 процента по уровню инфляции. Устроит ли этот компромисс рабочих? Покажет первая зарплата.

А пока администрация и профсоюз взяли тайм-аут.

Двойные стандарты

После каждой трагедии карагандинские специалисты уверяли общественность, что виной всему природный фактор риска, что никто не может предвидеть и предотвратить подобное. Григорий Презент, возглавлявший угольный департамент до сентября 2006 года, при этом неизменно добавлял: денег хватает, инвестиций вкладывается даже с излишком, подозрения в использовании старого оборудования гневно отвергались…

А внедрение технологии “шахта-лава” преподносилось как шаг в будущее, как самый современный и самый безопасный метод. В 2003 году, работая по этой технологии, 8 шахт АО “Арселор Миттал Темиртау” выдавали такой же объем угля, который в 1996 году, до прихода инвестора, добывали 20 шахт.

Но если в 1996 году в шахтах Караганды была самая низкая смертность за всю историю бассейна, то именно с 2003 года начинается эпоха кровавого угля. Может быть, три взрыва подряд, унесшие сотни жизней, положат конец этой “современной и супербезопасной технологии”?

Горные инженеры, ведущие специалисты департамента, ученые горных НИИ сегодня единогласно подтверждают опасность и порочность внедренной на шахтах технологии “шахта-лава”.

Специалисты по модернизации и новым технологиям угольного департамента АО “Миттал Стил Темиртау” говорят, что главные проблемы шахт сегодня – “неоправданная интенсификация производства и принятая схема “шахта-лава”, которая при такой высокой газоносности пластов становится смертельно опасной”. Что оптимально иметь на шахтах “как минимум две лавы с нагрузкой 1,5-2 тысячи тонн в сутки. Тогда как сегодня нагрузка на одну лаву доходит до пяти тысяч тонн”.

Директора НИИ безопасности труда подтверждают: “Мы дошли до того, что лавы отрабатываются с запредельно допустимой производительностью труда. Все инвестиции направлялись только на интенсификацию производства, на повышение нагрузок на лаву. Никакие новые проекты не разрабатывались”.

Их поддерживают директора горных НИИ: “До прошлого года на выполнение проектных работ выделялись мизерные суммы. К примеру, в 2004 году на это было выделено… 900 тысяч тенге”.

Ведущие инженеры департамента уже не скрывают: “Оборудование на шахтах устарело, его давно пора менять, оно уже по три ресурса отработало…”.

И все как один отмечают жесточайший дефицит средств.

За каждой закавыченной цитатой стоят реальные люди, эти слова занесены в протокол совещания в угольном департаменте. Не называем их имен и должностей только потому, что совещание было закрытым. Не факт, что эти же слова должностные лица захотят сказать открыто, на камеры и диктофоны журналистов.

Говорят, эти откровения исполнительный вице-президент компании “Арселор Миттал” слушал с вытянутым лицом. И сказал примерно такие слова: “Меня никто не смог бы заставить работать в таких условиях и на таком оборудовании. Я бы протестовал, используя все возможности. У вас очень дисциплинированные рабочие, если до сих пор спускаются в шахты”.

Почему инженеры и ученые, зная обо всем этом, молчали все эти годы, а сегодня заговорили.

Пора сказать правду

– Неужели не понимаешь, почему? – удивляется знакомый шахтер, горный инженер с многолетним подземным стажем. – После взрыва на шахте им. Ленина в 2006 году среди инженеров дураков нет. За гибель 41 шахтера восемь работников шахты пошли под суд. Реальные сроки получили инженеры-исполнители. А директор департамента господин Презент от уголовной ответственности был освобожден. Подал в отставку, говорят, сейчас при хорошем окладе.

Кто после такого будет прикрывать начальников и рисковать своей свободой, не говоря уже о жизни? На “Абайской” погибли зам. начальника по дегазации, горные мастера участка ВТБ – вентиляции и техники безопасности… Значит, будут переводить стрелки на главных специалистов шахты, как это было на шахте им. Ленина. А могут и до первого эшелона добраться на этот раз. Ведь это третий случай подряд. В тюрьму кому хочется? Потому и начались “явки с повинной”.

Имена работников шахты, ответственных за трагедию на “Абайской”, уже произнесены. А специалистам угольного департамента АО “Арселор Миттал Темиртау” правительственная комиссия дала фору в полгода. Есть время подумать и принять решение. Сказать наконец правду не только ради спасения своей репутации, но и ради спасения жизней сотен шахтеров.

Татьяна ТЕН, Караганда