Как я уже говорила в предисловии к предыдущему опусу, это не какая-то магическая цифра, и мистических экспириенсов проводить мы не будем.
Просто «десятка» сама по себе достаточно хорошо прижилась в журналистских материалах, в том числе и сетевых.
Итак, №1
был посвящен 10 советам начинающим знакомиться с Интернетом.
Второй, сегодняшний — про 10 отличий веб-материала от его газетного аналога.
Еще одна статеечка будет про 10 причин, по которым нам сегодня без Интернета не прожить.
Стоп. Сделаю краткое вопросительно-лирическое движение бровями: вы уже поняли, сколько статей планируется в цикле?:).
О четвертой, пятой и etc. — сообщим дополнительно. Но объявлений развешивать не будем, приходите — сами увидите.
А вот и они, 10 отличий:
1. Веб-статью нельзя потрогать.
Хотя вынести на свет божий из монитора красивую разноцветную, всю в картинках или строгую черно-белую (бело-черную) зримо прямоугольную (ступенчатую, зигзагообразную) и воспринимаемую как сплошной текст, виртуальную конструкцию — на бумажном носителе — что может быть проще?
У многих веб-сайтов есть специальные версии для печати, да и обычный copy-paste пока никто не отменял.
А на цветном или обычном принтере распечатывать — сами решайте.
2. На электронный текст не надо тратить бумагу (краску, бензин, использовать труд типографских рабочих, водителей, распространителей) мало того, его объемы никому (ничему) не мешают, не отнимают площадь и чтобы его читать — не надо листать страницы, достаточно крутить скролл на мышке и /или кликать на следующую страницу.
И эта особенность электронного текста вытекает из ценнейшего и незаменимейшего свойства веба быть (в определенной, разумеется, степени) безразмерным.
Как мучаются редакторы бумажных газет, пытаясь соблюсти пропорции между рекламными площадями и текстовым содержимым! Чтоб и самоокупаемость с прибылью не порушить, и читателей не отвратить. Как изгаляются те же самые редакторы, пытаясь засунуть на одну полосу как можно больше интересной информации: чтобы не один тяжелый кирпич «разлегся» на всю территорию, а выстроилось нечто ажурное, воздушное, сквозь что читатель пролетал бы со свистом, а не продирался как сквозь с джунгли с мачете наперевес.
3. Он гораздо быстрее видит свет.
Да, тут веб намного опередил полиграфию, да и не только ее. Именно в этом заключается основное отличие и самый огромный плюс сетевых изданий: актуальная, свежая, последняя информация моментально появляется на на веб-просторах.
Крушение башен WTC, затонувший «Курск», теракт на Дубровке, теракт в Беслане… В такие моменты крупнейшие зарубежные и российские сайты сбрасывают или обновляют информацию ежеминутно.
А долгий технологический процесс газетно-журнального (набор, корректура, верстка, пленки, типография) или телевизионного (написание сценария, съемки, озвучание, монтаж) характера отсутствуют в данном случае по определению.
Известные сетевые новостийные ресурсы работают в следующем режиме: размещают информацию в новостной ленте, забивая тексты вручную через веб-интерфейс (текстовый редактор) или выкладывают папки по протоколу FTP (как происходит на сайте www.lenta.ru).
Другой принцип подхода к новостям на Яндексе. Там один раз в 10-15 минут поисковый робот заходит на сайты партнеров этой поисковой системы и выкачивает экспортный файл, который те специально для него формируют.
В результате на http://www.news.yandex.ru/ появляются заголовки (гиперссылка на полный текст новости партнера), lead — краткий анонс и копирайт источника, предоставившего информацию.
В общем, как только корреспондент из какого-нибудь ИА дописал последнее слово и нажал на заветную кнопочку — считайте, что его новость родилась для сетевых просторов. Откуда ее неоднократно разнесут: 1) по другим уголкам сети; 2) по выпускам телевизионных новостей, 3) радиоэфиру; 4) и…тем же печатным страницам.
4. Сетевой материал намного острее.
Когда что-то случается и надо быстрее оповестить как можно большее количество людей, нет нужды в работниках, которые будут многократно перечитывать и проверять фактаж. Предпочтение и приоритет отдается выкладке новостей в режиме нон-стоп, постоянному обновлению ленты, если появляются новые, даже не подтвержденные подробности. Это о сугубо новостийной специфике.
Что касается больших аналитических статей, то да, если сайт принадлежит не крупному, отвечающему за свои слова издательскому или иному заведению, а делается небольшой группой авторов или даже одним — никакой цензуры, кроме «цензуры совести» на такие тексты не находится. И тут каждый пишущий в меру своей образованности, социальной и партийной принадлежности и иных объективных и субъективных факторов позволяет себе смешивать в произвольных пропорциях правду с ложью, вымысел с реальностью, разум с эмоциями.
С другой стороны, вне зависимости от «завода-изготовителя» сайта, из-за «остроты» постоянно возникает и иная проблема. Не связанная со временем и качеством подготовки сетевых материалов, но напрямую зависящая от государственной политики.
Многие сайты централизованно и целенаправленно блокируются провайдерами (американские в Китае или Иране, закавказские в России, или даже — зачем ходить за примерами в другое полушарие? — сайт Караван.kz в Узбекистане).
Они же, по тем же причинам, иногда подвергаются спланированным или стихийным хакерским атакам.
5. Он по-другому воспринимается читателем.
«Писать для сетевого издания» ни в коем случае не равняется «писать для печатного». Автор сетевой публикации как будто непосредственно связан с читателем: как если бы он что-то рассказывал сидящему перед ним слушателю.
Ничто их не разделяет: ни расстояние, ни редактор, ни издательство, ни типография. Коммуникация происходит практически в режиме реального времени, что, естественно, меняет стиль и характер изложения. Такие же чувства переполняют и читателя. Когда он находится «на связи», впечатление от текста совсем иное, чем от того же текста, напечатанного в журнале или газете.
А похожий «газетный» эффект, кстати, случается, когда тот же самый текст читается не в печатном виде, а в электронном, но из файла, записанного на диске компьютера! «Линия связи» отключена, и снова — никакого непосредственного диалога с каждым читателем в отдельности…
Кроме того, существует явление так называемой «сетевой общности» читателя и автора. Одна информационная среда, одни и те же источники — и вот уже автор не затрудняет себя «разжевыванием», делает текст усеченным, то есть — пропускает множество фрагментов и понятий, о которых давно известно обеим сторонам. Ну и, конечно, главная «фишка» некоторых веб-публикаций — гипертекст, то есть текст, снабженный гиперссылками. Никакого сравнения с печатной публикацией! Это как трехмерную графику сравнить с обычным изображением на заборе.
6. Его можно уничтожить так, что никогда не докажешь, что он существовал.
Да, те же самые редакторы крупных новостийных массивов, где все делается автоматически, также автоматически могут найти любую новость и …
И HTML-верстальщик «ручками» сделает то же самое, просто ему потребуется чуть больше времени для поиска.
7. Его прочтет несравнимо большее количество людей.
Статистика вещь простая, и порой, неопровержимая. Есть тираж газеты. Есть число прочитавших, которое можно умножить в среднем на два (если газета попала в семью), и есть возврат части тиража из продажи.
А с другой стороны — есть количество пользователей, «застуканных» счетчиками на пороге сайта. Конечно, не факт, что посетитель прочтет все статьи, но в газете — та же самая ситуация.
А теперь сравним тиражи газеты и количество посетителей всего одного сайта. К примеру, ежедневная посещаемость сайта «Gazeta.ru» составляет в среднем около 100 тысяч пользователей. И это только 1 сайт. И только 1 день.
8. На него можно наткнуться (или прицельно найти) в любое время суток из любой страны мира.
Главное, чтобы на клавиатуре были буквы знакомые, а в компьютере — кодировка нужная имелась. Или в памяти — заветное местечко в Сети, куда можно прийти путем набора обычных латинских букв в строке браузера.
9. Иногда до него невозможно добраться, чтобы ты для этого не предпринимал.
И вот это, пожалуй, хуже всего. Сей факт выводит из себя, а порой бесит — когда ты положительно уверен в том, что лишь неделю назад натыкался на такой-то текст там-то, а сегодня — его там нет.
То есть, он наверняка есть, но видны лишь ледяная «подсказку» сверху «Сервер не найден», и надпись перед носом: «Невозможно отобразить страницу».
Хотя, как правило, такое бывает временно. Если только не случится пункт 6.
Или еще что похуже. Но уже не с самим текстом, а с тем сайтом, на котором он висел.
10. Рукописи горят, а он — вечен
И не вздумайте возражать — мы сейчас не про классические рукописи в философском понимании, а про бумажные иллюстрированные, цветные и черно-белые издания. Они горят, и еще как. А еще — плесневеют, желтеют, размокают, подкладываются под, размещаются над и выбрасываются вон.
Ими можно обклеивать стены, устилать полы, затыкать проемы, утеплять сараи.
А с веб-материалом ничего такого не сделаешь. Разве что применишь пункт 6…