По данным на четверг, 17 марта, в результате разрушительного землетрясения и цунами в Японии погибли 5430 человек и более 9500 числятся без вести пропавшими. Сразу после японской трагедии десятки оракулов выложили свои предсказания в Интернете: Казахстан, в частности якобы Алматы, сейчас на грани подобной катастрофы. Были версии и о секретном испытании геотектонического оружия.
За комментариями “Караван” обратился к директору Казахского научно-исследовательского института сеймологии, эксперту ЮНЕСКО по проблемам землетрясения Танаткану АБАКАНОВУ.
Небывалая сейсмоактивность ХХI века
– Начало этого тысячелетия характеризуется небывалой активностью сейсмических процессов во всем мире, – пояснил доктор технических наук Танаткан Абаканов. – Сильнейшие землетрясения сотрясали Индонезию, Чили, Перу, Китай. Теперь катастрофа произошла в Японии, в префектуре Мияги. Предсказать точное время, место и силу этого землетрясения не было возможности – эпицентр находился в акватории Тихого океана. Но о том, что такое возможно, японские сейсмологи говорили последние 10 лет! И власти делали все возможное по смягчению последствий катастрофы: строили сейсмостойкие здания, проводили адаптированные к сейсмическим движениям грунта коммуникации, готовили население.
– И все же – почему японцы с их “продвинутой” аппаратурой не смогли предсказать такое землетрясение?
– Проблема краткосрочного прогноза не решена во всем мире. Несколько удачных прогнозов – от нескольких часов до суток – было официально зафиксировано только в Китае, когда удалось вовремя эвакуировать людей.
– Может ли произошедшее в Японии оказать влияние на сейсмичность Алматинского региона?
– Нет. Там тихоокеанская сейсмоактивная зона, а у нас центральноазиатская. Но территория Алматы наиболее сейсмоопасная в Центральной Азии. И при такой активизации сейсмических процессов может произойти землетрясение в Алматы или вблизи него.
20 толчков в сутки!
– Ряд ученых говорит о завершении столетнего цикла после разрушительного Кеминского землетрясения в городе Верном в 1911 году. Дескать, катастрофа может произойти в любой момент…
– Такого цикла вообще нет в природе! Чтобы говорить о цикличности, надо провести наблюдение в течение тысячелетий. На территории Казахстана мы имеем данные о землетрясениях за последние 250 лет.
После японского землетрясения кое-кто стал давать свои прогнозы. Прогнозировать для себя может каждый, но объявлять, что такого-то числа произойдет землетрясение силой 2 балла – бред. В Казахстане мы ежегодно фиксируем более 7000 местных, далеких и транзитных землетрясений. Получается – почти 20 в сутки! Давать такие прогнозы могут только уполномоченные органы Министерства по ЧС.
– Какова точность ваших прогнозов?
– С вероятностью 0,7. Это означает, что примерно из трех событий одно не будет предсказано. В среднесрочном плане за последние пять лет наш институт ни разу не ошибался. Еженедельно заседает прогнозная комиссия института.
У нас 46 сейсмостанций, в Японии – 5000
– Несколько лет назад вы говорили, что в Алматинском регионе недостаточно станций. Какова сейчас ситуация?
– Такая же. Всего по Алматинской области 46 сейсмологических пунктов наблюдения: сейсмические, гидрогеохимические, деформографические и другие станции. Территория Алматинской области – примерно половина Японии, а в Японии функционирует около 5000 сейсмических станций. В Китае – около 2700 постоянных стационарных станций, в Иране – более 1200.
– На точность прогнозов это влияет?
– Безусловно. Есть и другие проблемы, которые нужно решать. Например, создание карты сейсмического микрорайонирования города Алматы. Последняя карта была создана 30 лет назад. Она устарела морально и физически, ведь территория города выросла более чем в два раза. Также на случай катастрофического землетрясения в Алматы нужен дублирующий сейсмологический центр в Астане, чтобы управление работами проводилось на должном уровне.
Следующая проблема – открытие новых сейсмологических пунктов наблюдения по всей стране. Сейчас в Западном Казахстане неспокойно. В 2008 году на берегу озера Шалкар произошло сильное землетрясение, спровоцированное добычей углеводородов на Карачаганакском месторождении. Поселки Шалкар и Рыбцех были разрушены.
Наплевательское отношение?
– В феврале этого года трясло Западный Казахстан…
– 21 февраля на границе Атырауской и Мангистауской областей произошло землетрясение магнитудой 4,1 балла на месторождении, где добывается углеводородное сырье. И это настораживает! Западный Казахстан вообще не обеспечен наблюдательной сетью. Недропользователи должны сами заботиться о соблюдении сейсмической и экологической безопасности вверенных им объектов и территорий. Но они к этому относятся халатно! В 2008 году на Кумкольских месторождениях работала сеть наших станций, но вскоре они были сняты: недропользователи отказались финансировать проведение работ, ссылаясь на мировой кризис. Точно такая же картина произошла на месторождении Узень: 11 сейсмических станций мы были вынуждены вывезти. А на Карачаганаке за полгода до землетрясения станции были отключены, и только через полгода после землетрясения здесь возобновился мониторинг.