Любую программу должен претворять в жизнь тот руководитель, при котором эта программа была запущена. Снимать его с должности можно только в двух случаях: либо намечаются серьезные провалы, либо этот руководитель настолько хорошо показал себя в деле, что заслуживает повышения. Но в любом случае снимать руководителя с должности, когда этот проект был только начат, означает загубить всю работу.
Смена команды говорит, что программа буксует. Или вся программа модернизации – простой и гениальный распил бюджетных средств. Ведь стоимость программы составляет 2,5 триллиона тенге. Сумма для Казахстана почти фантастическая. Хотя и реальная.
Дело в том, что уровень физического износа, а попросту говоря, старения жилого фонда страны сегодня составляет 70 процентов. Очистные сооружения и теплосети изношены на 73 процента. По большому счету, больше половины жилых домов страны надо уже сегодня сносить и строить на их месте новые дома. Другое дело, что и сносить-то нельзя – людям будет негде жить. Поэтому надо срочно ремонтировать.
Как бы принято, что руководитель, оставляющий свое место, должен отчитаться о проделанной работе. Другое дело, что прежнему руководителю АО “Казцентр ЖКХ” Алихану Бижанову и отчитаться не о чем. Он ничего не успел сделать.
Программа реформирования ЖКХ, о которой мы говорим, начала готовиться еще в 2008 году. За это время можно было подготовить все документы для реформирования. Тем более было прямое поручение Президента страны. Но на самом деле таких основных документов почти не создано.
Возьмем только одну сторону проблемы: агентство ЖКХ намерено передать все управление жилищным фондом управляющим компаниям. Мол, такие коммерческие предприятия будут профессионально заниматься обслуживанием домов. А главное – ремонтом. КСК уже показали, что жилым фондом управлять не способны.
Идея неплохая, но вот как передавать дома в ведение управляющих компаний в АО “Казцентр ЖКХ”, не знают. Никаких постановлений, никаких разъяснений по механизму такой передачи…
В наших условиях управление – это самая тяжелая, рутинная работа. Вы когда-нибудь пытались собрать жителей одного подъезда в многоквартирном доме вместе, чтобы обсудить, например, цену косметического ремонта? Смею вас заверить, вы никогда этого не сделаете – у всех найдутся другие дела. А здесь надо собирать жильцов всего дома! И каждому по закону необходимо вручить отдельный бланк с решением, который он должен спокойно прочитать и подписать.
Такой работой управляющая компания заниматься не будет. Тех, кто уверяет, что занимается, уже сейчас можно ловить на нарушении законов. А раз есть нарушение закона и наличные деньги у нарушителя, то есть и поле для коррупции. И теперь представьте, что решение надо принять в размерах уже не одного дома, а целого жилищного комплекса.
В Алматы и Астане уже прошел ряд судебных процессов, по которым жильцы выигрывали иски против управляющих компаний жилищных комплексов, построенных компаниями “Базис” и “Куат”. Это, правда, были процессы против компаний, которые созданы при строительстве комплексов. Но прецеденты есть.
Деньги в ЖКХ вертятся хорошие. Допустим, расходы на содержание жилища составляют 800 тенге в месяц с квартиры. Допустим, жилищный комплекс состоит из десяти 120-квартирных домов. В этом случае сумма платежей только по одной статье составит 11,5 миллиона тенге в год! А таких статей может быть много больше. Значит, управляющие компании будут создаваться. Но опять с нарушениями. И это опять может стать кормушкой для чиновников.
Как у нас повелось, всякое благое дело ведет к росту цен. Так и создание рынка услуг ЖКХ вполне может стать причиной роста цен на обслуживание жилых домов. Насколько – пока непонятно. Это будет зависеть от аппетитов управляющей компании, согласованности самих горожан и доброй воли агентства ЖКХ.