Равноправие полов
В общенациональный прокат выходит полнометражный анимационный фильм “Кюльтегин” Адая АБЕЛЬДИНОВА. Великое тюркское государство – союз трех племен – оказывается под угрозой распада.
Каган Елтерис погибает от рук предателей, которые стремятся стать правителями. Наследник трона, 12-летний сын кагана Кюльтегин, спасается бегством.
В пути ему помогают предводители трех родов и его родной брат Бильге. Объединившись, они побеждают злого врага и возрождают империю.
События, рассказываемые в мультфильме, имеют реальную историческую подоплеку. Подтверждением этому является надпись на широко известном ныне памятнике принцу Кюльтегину, копия которого стоит сейчас в Евразийском университете имени Гумилева в Астане. Она рассказывает о борьбе тюркских племен с китайской династией Тан, образовании и становлении каганата (тюркского эля), о победоносных походах и внутренней борьбе между племенами. СМИ рассказали о 16 великих государствах, созданных тюркскими народами
В начале VIII века в древнем государстве развернулась острая борьба между каганским (отцовским – ашина) и катунским (материнским – ашидэ) родами за верховную власть.
До этого оба они были правящими родами в каганате и составляли двуединство, то есть были скреплены браком и политическим союзом, поэтому и имели соответственно равные, но разные права на власть. Например, кагану, судя по надписи на памятнике представителя катунского рода ашидэ, знаменитого советника трех тюркских каганов Тоньюкука (урочище Баин-Цокто в Монголии), принадлежала функция бельге, то есть он обладал знанием, “какой у кагана бык тощий, а какой – жирный”.
Иначе говоря, он знал реальную социально-политическую обстановку в каганате, давал советы правителю в соответствии с этими знаниями и был приближен к народу, то есть был его представителем.
Выбивая на стеле свою надпись, он стремился доказать, что самым верным путем в сохранении благополучия народа и государства был союз родов ашина и ашидэ. Первые в этом союзе были теми, кто обладал властью и правил тюркским элем, а вторые – народом, который подчинялся этой власти и составлял эль.
Месседж на “вечных камнях”
Казахстанский ученый-востоковед Юрий Зуев (1932–2006) считал, что этот период, когда материнские права были еще живы в обществе, можно назвать переходным. По его мнению, политическая борьба этих родов, выступавших в качестве антиподов один к другому, послужила толчком к появлению надписей на памятниках.
В своей книге “Ранние тюрки. Очерк истории и идеологии” ученый утверждал, что памятники в честь Кюльтегина, Бильге-кагана и прижизненная надпись Тоньюкука содержат связное изложение истории государства древних тюрков.
Историческая ценность этих надписей заключается еще и в том, что, согласно китайским летописям и тамговым обозначениям на стелах, они повествуют о представителях разных сторон правящей династийной линии каганата – племенах ашина и ашидэ.
Крупнейшие тексты тюркской рунической письменности были написаны и возведены “на вечном камне” по приказу высших политических вождей Второго Восточно-Тюркского каганата – Тоньюкука и Бильге, поэтому их идеологические позиции не могли не отразиться в содержании надписей.
В древний период человеческого общества во времена существования полнокровной материнской семьи письменных источников еще не было. Кстати, сама возможность существования такой семьи реконструируется только сейчас. И она всячески подтверждается этнографическими данными. Легенды об амазонках, о которых писал Геродот в V веке до нашей эры, являются некоторым напоминанием того, что когда-то было свойственно большинству человеческих обществ в ранний период их истории.
Некоторые исследователи называют переходный период временем “братской семьи”, когда власть от старшего брата переходила к младшему, а от него – к племяннику по женской линии.
Об этом говорится не только в китайских летописях, но и в надписях, оставленных самими древними тюрками. Тюркские корни древней цивилизации: китайцы произошли от казахов?
Речь идет о промежутке между 682–735 годами нашей эры. Это история одного государства в Монголии – Восточно-Тюркского каганата. Причиной появления надписей на трех грандиозных памятниках – советнику трех тюркских каганов Тоньюкуку, Бильге-кагану (правитель государства восточных тюрков с 716 по 734 год) и Кюльтегину – было вовсе не желание навеки оставить память о себе, а прежде всего агитация и стремление привлечь сторонников своей социальной и политической позиции.
То есть, будучи самыми обширными по объему, содержанию и государственной и исторической важности, эти памятники были своего рода письменными лозунгами, используемыми для широкого оповещения народа.
Тогда, кстати, было немало грамотных людей, которые могли стать сторонниками той или другой позиции.
Борьба за власть
Кажется, конечно, странным, что, несмотря на то, что тюркские народы проходили в это время ранний период своего развития, надписи на памятниках сделаны на хорошем литературном языке, который мог появиться только при наличии определенных традиций. Это объясняется очень важным феноменом, который свойственен многим народам, а кочевым – в особенности.
Устная речь при известных обстоятельствах приобретала контрастно очерченные черты и по жанрам, и по манере изложения.
Японский исследователь Масао Мори, сопоставив тексты древнетюркских надписей с лексикой и образами, которые были использованы в одном из посланий Тюркского кагана к китайскому императору, доказал, что штампы-обращения и самовеличания правителей существовали еще в те времена, когда о памятниках древнетюркского или какого-нибудь другого письма и не помышляли. Образы и манера обращения там абсолютно такие же, что и в древнетюркских рунических надписях.
Это несколько похоже на молитву на арабском языке: мулла наизусть читает текст, который он сам, может быть, даже и не понимает.
Таким же образом некогда заучивались самые необходимые тексты: без особого проникновения в суть информации передатчик должен был донести ее безукоризненно до адресата. То есть каноны будущей раннетюркской литературы отрабатывались еще в устное время.
Вениамин Юдин, казахстанский тюрколог, старший коллега Юрия Зуева, назвал это в свое время устно-историологической традицией, а второй с оговорками добавил: “устно-литературная”, так как понятие “литература” подразумевает под собой все-таки слово, написанное буквами.
Древнетюркские надписи потому и называются руноподобными, что они очень походили на скандинавские руны, известные задолго до того, как на территории Монголии были найдены памятники, о которых идет речь.
Одно время бытовало даже мнение, что прародина всех скандинавов находится там, где были найдены эти древнетюркские надписи.
Прочитаны они были куда позже, чем найдены. Сделано это было во второй половине XIX века датским ученым Вильгельмом Томсеном. Почти одновременно с ним древнетюркские надписи прочел крупнейший российский тюрколог Василий Радлов. Ему принадлежит честь первого прочтения надписи стелы Тоньюкука. Эти двое настолько квалифицированно сумели подойти к расшифровке надписей на памятниках, что с тех пор мало что добавилось в их прочтении.
И в надписи на памятнике Кюльтегину, и в китайских источниках, датированных 716-м годом, зафиксированы одни и те же события: после репрессий, проведенных каганским родом по отношению к своим же соплеменникам, тюркские племена постепенно стали откочевывать к границам Китая, то есть уходили из-под власти Тюркского каганата, во главе которого в то время стоял Бильге.
Причины репрессий внешне были связаны с убийством Капаган-кагана – родного дяди Бильге и Кюльтегина, а по сути, это была борьба между родами – ашина (отцовского) и ашидэ (материнского) – за власть.
АЛМАТЫ