Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения Шайзада ТОХТАБАЕВА много лет изучает ювелирное искусство Казахстана. Говорит, сейчас снова в моде этностиль. Какие же тайны скрывают кольца, браслеты, серьги и как считать с них информацию? Что предки считали мощным оберегом? Об этом и о многом другом исследователь рассказала “КАРАВАНУ”.
Более 20 лет Шайзада Тохтабаева провела в экспедициях, общалась с зергерами, старейшинами, изучала особенности разных ареалов, искала редкие ювелирные украшения, которые ныне хранятся в музее.
Демонстрируя фотографии во время своей лекции в Музее имени А. Кастеева (Курс лекции малой Академии искусств "Асем Алем"), она рассказала, что одни из первых украшений, обнаруженные казахстанскими археологами, относятся к эпохе бронзы.
Наши предки-язычники верили в силу неба, солнца, звезд, нечистую силу. Отсюда – множество суеверий, некоторые из которых дошли до наших дней.
Признак хорошего тона – дарить кольца
– Существовало этикетное правило у казахов – женщина должна носить перстень, в противном случае приготовленная ею пища не будет считаться чистой, – говорит Шайзада Тохтабаева. – Непременно женщины носили браслеты, чтобы энергия не уходила из рук. Это еще можно объяснить тем, что большинство украшений делали из серебра, обладающего, как известно, лечебными, антисептическими и обеззараживающими свойствами. Через год после рождения девочке прокалывали уши и надевали шелковую нитку или маленькое колечко, поскольку серьги были важным маркером половой принадлежности.
Бедные девушки также надевали серьги, височные подвески, выполненные из серебряной проволоки.
По мере взросления у девушки украшений становилось больше, а формы их более красочными.
Будущая невеста носила серьги с изображением солнца, полумесяца, звезды или семян, зерен – символов плодородия.
Носили девушки также ожерелье, перстни, браслеты, а камзол застегивали на серебряные застежки (капсырма). В косы обязательно крепили серебряные украшения с подвесками, которые оттеняли ее походку.
В западных ареалах в приданое невесты включалось около 100 украшений. Они предназначались для подарков родственницам мужа.
Чем их было больше, тем благополучнее считалась семья. На второй день после свадьбы молодая супруга могла раздаривать свои украшения. Это считалось признаком хорошего тона.
– Когда женщина умирала, с нее снимали все украшения, оставляли только серьги. Было такое поверье: если их нет, в уши проползет змея, – продолжает исследователь. – В Западном Казахстане я обнаружила любопытный обычай: старушки специально надевали очень тяжелые серьги, вследствие чего мочки ушей отвисали, а затем разрывались естественным образом от тяжести. Таким образом, из-за экономических соображений не надо было серьги зарывать вместе с усопшей.
А если супруг умирал, его вторая половина снимала с себя все украшения. Женщина без украшений считалась… мертвой. Только через год траура она могла что-то надеть, но очень скромное.
Мужчины в казахской степи тоже носили перстни, нагрудные медальоны и пояса, декорированные серебряными бляхами.
Какую информацию несут узор и техника
В культуре казахов не было случайных вещей: форма, стиль, орнамент могут многое рассказать о хозяине украшения. Если подобраны правильно.
– Украшения всегда служили этнодифференцирующим фактором, – рассказывает Шайзада Тохтабаева. – Каждая территория имела свои технологии, наработки, стиль, орнамент, так что ювелирное искусство на территории Казахстана развивалось самостоятельно.
Центральный Казахстан отталкивался от животного мира, на юге преобладал растительный мотив, а на западе, где в основном “геометрический” стиль, доминировала тема космоса.
Дело в том, что местные зергеры свое вдохновение черпали, преимущественно глядя на небо. В украшениях этого ареала часто присутствуют мотивы звезд, которые наделялись мощным очищающим действием. В целом, украшения Западного Казахстана – своего рода феномен ювелирного искусства. Взять хотя бы популярный браслет, соединенный цепями с кольцами. Такого рода браслеты есть в Индии, на Северном Кавказе, больше нигде в мире их нет.
Женщины-сватьи носили перстень на два пальца. Он символизировал единение двух семей. Раньше главы рода надевали огромные перстни, покрывавшие всю кисть руки.
У казахов были популярны височные подвески в форме пики. Считалось, они обладают охранным свойством. В Центральном Казахстане, на севере, востоке присутствовал чеканно-гравировочный стиль с изображением растительных мотивов. Закат серебряного века
Горизонтальные ожерелья больше характерны для севера. Любопытный момент: к ним подвешивали российские монеты, это было модно.
Древняя техника – литье – в большей степени была развита в Северном, Центральном, Восточном Казахстане. А на юге зергеры предпочитали эмалевый стиль.
В казахском ювелирном искусстве также присутствуют заимствованные элементы. Например, полихромная эмаль сформировалась на основе работ узбекских мастеров. При ее выполнении чаще наносили голубые, синие красители, символизирующие культ неба.
Ну а самые популярные мотивы, которые есть в украшениях современных женщин, – спираль, S-образный знак – символ бесконечности.
Примечателен перстень “птичий клюв” – “кұстумсық” овальной формы, осмысливаемый как мощный оберег, как, впрочем, и треугольный оберег тұмар. От сглаза, болезней, порчи всегда носят бирюзу, сердолик, коралл.
По словам исследователя, все это говорит о том, что работает закон сохранения энергии, художественных идей и технологических навыков.
Да, во все времена ювелирные изделия отражали имущественный статус их обладателя. Обратите внимание: обеспеченные люди всегда носят украшения в одном стиле.
Дар свыше: благо или наказание?
– Профессия ювелира была популярна?
– Она была очень почетная, ведь далеко не каждый мог стать зергером. Обычно дар передавался от отца к сыну. Когда я собирала материал, многие мастера рассказывали, что они часто подвергались серьезным испытаниям. Расскажу истории из жизни. У одного мужчины отец был ювелиром. В советское время это искусство перестало развиваться, и он пошел работать учителем математики в школу. Вскоре стал терять зрение. Однажды во сне ему напомнили, кем был его отец и что мужчина должен взять инструменты, поехать в родное село, оборудовать мастерскую и тогда вылечится. Так он и сделал. Я была у него в гостях, видела мастерскую… Зрение чудесным образом вернулось! Зергер из Чингистая
В народе говорят: если отец или мать обладают каким-то талантом, дети, внуки должны его продолжать. Если этого не делать, их ждет наказание.
Я даже написала об этом статью “Дар свыше: благо или наказание?”.
Отец одного казахстанского политика тоже был зергером.
Но юноша решил пойти другим путем, даже нашел старушку, которая обладала даром отводить талант с помощью молитв.
Я впервые такое услышала. Что интересно, парень отошел от династического дара, выучился на бухгалтера. Сейчас он успешный политик. Но на досуге все равно работает с металлом.
В чапане живет энергия хозяина
– Меняется ли мода на ювелирные украшения?
– Конечно, все меняется. Но антикварные украшения, ручная работа всегда в цене. Заметила: национальные казахские украшения, в основном носят девушки, женщины, ориентированные в искусстве. Многие современные художники работают в этностиле. Это сейчас модно. Много наших украшений уехало на ПМЖ в США, Европу.
– Встречаются ли ошибки в орнаментах у современных мастеров?
– Я не видела. Ошибки вижу в основном на одежде, когда наносят крупные узоры, характерные для напольного ковра. На ковре они читаются, на футболках, платьях – нет.
– Слышала, что металл, камни запоминают информацию, потому чужие серьги, кольца не стоит носить, чтобы не повторить судьбу этих людей…
– Если судьба мамы, бабушки была тяжелая, некоторые женщины боятся ее повторить и не носят их украшения. А вообще родовые вещи очень ценятся, особенно украшения и ковры тех, кто был успешен, прожил долгую счастливую жизнь.
У казахов есть традиция, когда кусочек от “счастливого” старого ковра обязательно вставляют в новый.
Ружье, чапан и украшение успешного человека хранили дома. Считалось, в чапане живут его дух, энергия.
АЛМАТЫ