Преступная среда
АО “Жаиктеплоэнерго” – единственное предприятие, обеспечивающее Уральск теплом и горячей водой. На должность генерального директора монопольной структуры всегда было принято назначать проверенных руководством области людей. В 2009-м директорское кресло занял тогда 34-летний Ринат Нурушев, о котором раньше почти никто не знал.
Изношенность теплотрасс в Уральске несколько лет назад доходила до 80 процентов. Поэтому аварии, особенно зимой, стали делом обычным. На ремонт деньги выделяли, но ситуация не особо менялась, да и сам ремонт нередко начинали к осени, срывая график отопительного сезона. При этом тарифы на тепло с каждым разом росли, а возмущение народа мало кого интересовало. Под видом ремонта теплотрасс ежегодно ЖТЭ запрашивает из бюджета большие деньги. Они, как правило, безоговорочно утверждаются – предприятие-то стратегическое. А вот с контролем за деньгами дела в области обстоят, можно сказать, неважно. Этим, по материалам следствия, и воспользовался Нурушев.
Сначала он заключил с некой фирмой договор на юридическое сопровождение в суде по одному делу на сумму аж пять миллионов тенге. Хотя на предприятии есть своя юридическая служба. Выиграть дело с помощью третьих юристов не удалось, зато миллионы уплыли из кассы “Жаиктепло-энерго”.
Как нагреваются на госзакупках
Как отмечает следствие, гендиректор Нурушев вовлек в преступную группировку сокурсника по вузу Тахира Мясоутова. Он выполнял роль посредника по передаче денег. Было решено “стричь” материальные ценности от заключенных договоров по госзакупкам. В этом должны были участвовать свои люди, чтобы проворачивать хитрые дела. В поисках такого человека Мясоутов связался с соучредителем ТОО “Спецкомплектация” Виктором Невгадом. Поговорив с супругой, на которую оформлено ТОО и у которой было право первой подписи в документах, тот согласился. Ему ведь обещали победу во всех конкурсах по госзакупкам для ЖТЭ. А откаты в нашей жизни давно стали нормой.
Поставками же столь необходимых для теплотрасс труб “Спецкомплектация” в основном занималась на… бумаге. Следствие установило, что рабочих даже заставляли прокладывать старые трубы вместо новых. При этом директор дал указание увеличить средства по договорам госзакупок трубной продукции. Делалось это из расчета, что договоры будут заключаться со “Спецкомплектацией”. Так хищение денег “Жаиктеплоэнерго” осуществлялось в 2011–2013 годах. Размер своей доли Нурушев определил в 65 процентов от суммы, перечисляемой на счет ТОО. Остальные 35 процентов распределялись между Невгадом и Мясоутовым. Но аппетиты директора росли, и он уже требовал чуть ли не всю сумму, не считая денег, потраченных на покупку труб. Фирма Невгада стала терпеть убытки, при этом на него оказывалось жесткое давление. Кроме того, Виктор Невгад подставил свою супругу. Доверившись мужу, она подписывала все документы.
Ущерб – 140 миллионов
Невгад написал чистосердечное признание. После возбуждения на него уголовного дела он публично передал в кассу “Жаиктеплоэнерго” миллион тенге, доставшийся ему в ходе махинаций, в надежде, что суд это учтет. Против его супруги также было возбуждено дело, она была под домашним арестом, но, “учитывая, что своими показаниями она активно помогла следствию, уголовное преследование в отношении ее было прекращено”. Мясоутов ударился в бега. Есть данные, что он сейчас находится в Украине. На скамью подсудимых попали Ринат Нурушев и Виктор Невгад. Общая сумма нанесенного ущерба составила свыше 140 миллионов тенге. Нурушев признан виновным в создании преступной группы, хищении бюджетных средств и приговорен к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Невгад получил 4 года с конфискацией имущества.
Громкое дело встряхнуло всех чиновников. А антимонопольное ведомство заявило, что зимой населению недодали тысячи гигакалорий. “Жаиктеплоэнерго” должно возместить ущерб. Раньше на такие жалобы людей чиновники не реагировали. Выяснилось и то, что, повышая тарифы и говоря о необходимости ремонта теплосетей, компания эти работы не выполняла.
Уральск