На проблему вынужден был указать даже глава государства, поручив создать комиссию и провести расследование по ситуации. Но о результатах ее работы чиновники молчали, и мы задали вопросы напрямую заместителю премьер-министра Республики Казахстан – министру сельского хозяйства Аскару МЫРЗАХМЕТОВУ.
Наша газета выпустила серию статей, в которых подробно описывалась катастрофическая ситуация, в которой оказались три крупнейшие зерновые компании страны: “КазЭкспортАстык”, “Иволга-Холдинг”, “Алиби”. Мы поднимали вопросы, которые интересуют любого рядового казахстанца: как можно было из зернового рога изобилия получить долговую кабалу в сотни миллиардов тенге! При этом управленцы зерновых компаний долгие годы украшали своими сиятельными персонами списки самых богатых людей страны. Мы разговаривали с банкирами, которые все эти годы кредитовали эти компании и сегодня не могут получить обратно вложенные деньги, но те не спешили откровенничать. А после вопросов, почему они выдавали кредиты уже катящимся под гору компаниям и правда ли, что в залоге у них гектары земли, вообще предпочитали закончить разговор. Мы пытались найти хоть какое-то объяснение, почему сложилась такая ситуация, и у самих первых руководителей зерновых компаний. Но они либо вообще игнорировали наши запросы, либо, как Василий Розинов, глава “Иволги”, вечно пропадали в поле, в поле незрения…
Между тем такая вот информационная блокада вызвала немало самых нелицеприятных слухов о ситуации в зерновой сфере. Начались разговоры о возможной продаже компаний, и тут сразу же встал вопрос о той самой земле, а это уже, сами понимаете, тема взрывоопасная. Мы закидывали министерство сельского хозяйства, министерство финансов запросами о том, сколько было вложено денег за все эти годы в три крупнейшие компании, но так и не получили четкого ответа. Мало того, пришлось вмешаться министерству информации, чтобы вообще получить хоть какое-то разъяснение по игнорированию наших запросов.
3 февраля в ходе расширенного заседания правительства вопрос ребром вынужден был поставить Президент. Нурсултан НАЗАРБАЕВ поручил министру сельского хозяйства, вице-премьеру Аскару Мырзахметову разобраться с многомиллионными долгами аграрных холдингов. Была создана спецкомиссия. И по всем новостным лентам прошла многообещающая информация, что о дальнейшей судьбе зернохолдингов станет известно после 1 марта.
На полях страны растаял снег, поднялись озимые, скоро уже первый урожай 2017-го будем собирать, но о результатах работы спецкомиссии в министерстве так и не сообщали.
Мы решили выяснить ситуацию. Ведь в социальных сетях пошли разговоры: дескать, за долги компаний будем расплачиваться мы, налогоплательщики, или того хуже – проблему решат китайские миллиардеры, предложив свои инвестиции на очень сомнительных условиях. При этом предположительная сумма долга зерновых компаний в постах некоторых блогеров росла день ото дня, а в министерстве, подливая масла в огонь, ссылались на коммерческую тайну.
В общем, мы обратились к г-ну Мырзахметову с официальным письмом. Но нам смогли ответить далеко не на все вопросы.
Банкротство не исключено?
На вопрос, каков план действий в отношении трех крупнейших зерновых компаний, как будет решаться вопрос с долгами, мы ожидали получить четкую схему по кризис-менеджменту, как минимум. Ведь с момента начала работы комиссии уже прошло несколько месяцев. Но получили вот это:
“Во исполнение поручения главы государства по выработке согласованного решения по проблемным агрохолдингам создана рабочая группа, в которую вошли представители министерства сельского хозяйства…”.
И далее по списку можно продолжать долго. Ну, казалось бы, при такой большой коллективной работе результат должен быть уж точно.
“По каждому проблемному агрохолдингу созданы советы кредиторов, которые будут принимать коллегиальные меры оздоровления по каждому предприятию, входящему в агрохолдинги”.
И тут среди возможных мер проскользнула информация о реструктуризации, дисконтировании задолженности, реабилитации и даже банкротстве. Правда, на наш уточняющий вопрос, возможно ли, что компании объявят банкротами и что тогда будет, в министерстве от ответа уклонились.
Что будет с землей?
По информации, ранее открытой чиновниками МСХ, в структуру ТОО “Иволга-Холдинг” на сегодня входят 22 аффилированных предприятия, которые владеют 878 тысячами гектаров земли, в том числе 675 тысячами гектаров пашни. “КазЭкспорт-Астык” на сегодня объединяет в себе 30 компаний, аффилированных с ним, они владеют землей общей площадью 706 тысяч гектаров. Из них посевная – 575 тысяч гектаров. Поэтому вопрос, что будет с этой землей, щекочет нервы. Мы спросили у чиновников минсельхоза, действительно ли залогом в банках, должниками которых являются “КазЭкспортАстык”, “Иволга-Холдинг” и “Алиби”, выступает земля. И какова будет роль государства в вопросе урегулирования взаиморасчетов с банками? Но не нашли ни единого ключевого слова “земля” в официальном ответе. Это ж уметь надо!
“По итогам проведенного анализа будут выработаны комплексные предложения по кардинальному решению вопросов, связанных с проблемными агрохолдингами”.
Но мы не унимались и спросили о слухах про возможную продажу этих компаний или их частей. На что нам отрезали: “Министерство не владеет информацией о возможной продаже данных компаний”.
Как нам раскрыли коммерческую тайну
Как мы уже написали выше, интриги всей этой и без того захватывающей истории добавляло волшебное словосочетание “коммерческая тайна”. Попытки наших коллег выяснить, сколько же должны компании, были тщетными. В некоторых СМИ прошла информация о предположительных 4,6 миллиарда долларов. В ответ на наш запрос МСХ приоткрыло завесу над этой тайной.
“В соответствии со статистикой Национального банка РК сумма кредитного портфеля по займам, выданным в сфере АПК, по состоянию на 01.02.2017 года составляет 1 022,3 миллиарда тенге, сумма просроченных обязательств по состоянию на 01.02.2017 года составляет 100,8 миллиарда тенге, или 9,8 процента от кредитного портфеля в АПК.
По имеющейся информации в МСХ РК имеются проблемы с обслуживанием кредитных обязательств у ряда крупных агрохолдингов. Общая задолженность по ним составляет 490 миллиардов тенге”.
Песня про 6 причин…
Ну и напоследок мы задали, скорее всего, не экономический, а философский вопрос: как главное богатство страны – зерно – могло принести головную боль и миллиардные долги? Ответ был в стиле хита Игоря Николаева – помните? – “Первая причина – это ты, а вторая все твои мечты…”.
“Указанная ситуация образовалась в результате следующих основных факторов:
– использование дорогих и краткосрочных кредитных ресурсов на модернизацию и обновление машинно-тракторного парка преимущественно в 2006–2008 годах; финансовый кризис 2008 года; запрет на экспорт зерна в период благоприятных цен (с 15 апреля по 1 сентября 2008 года), снижение валютной выручки и частичная утрата традиционных рынков экспорта зерна; отсутствие в 2009 году возможности выхода на внешние рынки производителей зерна ввиду хороших урожаев в России и Украине, что привело к затоваренности внутреннего рынка и резкому снижению цен; девальвация тенге в 2009 году, увеличившая валютную кредиторскую задолженность на 25 процентов; неблагоприятные засушливые погодные условия 2010 года, которые привели к низкой урожайности сельскохозяйственных культур. Впоследствии сельскохозяйственные предприятия столкнулись с проблемой оплаты высокой ставки вознаграждения и основного долга по кредитам и лизингу по ранее принятым кредитным обязательствам”.
Чиновники МСХ стали более откровенны, это уже что-то, теперь нужны реальные шаги. Ведь прогнозы ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. – Ред.) на этот год явно не добавляют оптимизма.